Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

В 2012 году произошли изменения в порядке представления организациями налоговых деклараций (расчетов) в налоговые инспекции 

(Комментарий к ст. 63 Общей части Налогового кодекса РБ)

Наталья Рощина, экономист
Расширились возможности организаций по представлению уточненных налоговых деклараций
В 2011 г. плательщикам было запрещено представлять уточненные налоговые декларации (часть пятая п. 8 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК)):
– в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке;
– за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, если внесенные изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете.
Данный запрет приводил к тому, что организации не могли представить уточненные налоговые декларации за проверенный период, даже если по объективным причинам в этом возникала такая необходимость.
Причем в ряде случаев оказывалось, что плательщики не могли доплатить налоги в бюджет, если самостоятельно обнаружили ошибки за проверенный налоговой инспекцией период.
 
Пример 1
Организация в ходе проведения очередной инвентаризации обнаружила в ноябре 2011 г. неучтенное здание, построенное в 80-х гг. прошлого века.
В письме МНС РБ от 08.07.2009 № 5-1-46/44/3567 "Об исчислении налогов по результатам инвентаризации" разъяснено, что в соответствии с постановлением Верховного Совета РБ от 23.12.1991 № 1338-XII налог на недвижимость впервые появился в Республике Беларусь с 1 января 1992 г. Поэтому при установлении по результатам инвентаризации активов и обязательств неучтенных объектов основных средств, являющихся собственностью или находившихся во владении организации, а также фактов неверного определения в предыдущих годах стоимости объектов основных средств, являющихся собственностью или находившихся во владении организации, налог на недвижимость необходимо исчислять (доначислять), начиная с отчетного периода, в котором объекты должны были быть учтены в качестве объектов основных средств (фондов) либо в котором их правильная стоимость должна была быть отражена в бухгалтерском учете (с учетом имеющихся доказательств наличия объекта на соответствующую дату, его стоимости), но не ранее 1992 г. Причем исчисление налога на недвижимость следует производить по методикам, действовавшим в соответствующие годы.
Таким образом, руководствуясь этим письмом, организация должна представить уточненные налоговые декларации по налогу на недвижимость и доплатить налог за 19 лет (с 1992 г. по 2011 г.).
Однако налоговая инспекция уже проверила организацию за 1992–2010 гг., значит, по нормам НК организация не может представить уточненные налоговые декларации и доплатить в бюджет налог на недвижимость по зданию с пеней за 19 лет.
 
В качестве выхода из данной ситуации МНС в письме от 04.04.2011 № 2-2-10/1489 "О рассмотрении запроса" было высказано мнение, которое отличается от положений НК.
Так, МНС полагает, что плательщики могут представлять налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и (или) дополнениями за проверенный период, согласно которым подлежат доплате (или уменьшению) в бюджет суммы исчисленных налогов, сборов (если эти налоги, сборы взаимосвязаны, например налог на недвижимость и налог на прибыль) в случаях, когда обстоятельства, требующие изменения налогового обязательства за проверенный период, наступают после проведения проверки.
Поскольку обязанность по исчислению и уплате налога на недвижимость и связанного с этим пересчета налога на прибыль у плательщика наступает по результатам проведения инвентаризации (т.е. обстоятельства, требующие изменения налогового обязательства по указанным налогам, наступили после проведения налоговой проверки), то, по мнению МНС, плательщик вправе представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями, в т.ч. за проверенные периоды.
Таким образом, МНС "разрешило" организациям доплачивать в бюджет налог на недвижимость и пени.
Вместе с тем МНС считает, что если организация имела право на те или иные льготы, но не воспользовалась им, то она не вправе после проверки представлять налоговые декларации с внесенными изменениями и (или) дополнениями и использовать льготы.
Чтобы придать таким разъяснениям законную силу, с 1 января 2012 г. нормы указанного письма МНС перенесены в п. 8 ст. 63 НК.
Теперь организации могут представлять налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам за проверенный период, если такие изменения и дополнения связаны с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке.
 
Справочно: налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, и за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, в случае, если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке (часть пятая п. 8 ст. 63 НК).
Для некоторых организаций электронное декларирование из добровольного превратилось в обязательное
Организации, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила 50 человек, должны представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации (расчеты) только в электронном виде.
Пример 2
У организации в 2011 г. среднесписочная численность работников составила 50,4 человека. С 1 января 2012 г. организация сократила штат работников на 30 человек. Несмотря на то что в 2012 г. в организации работает только 20 человек, она должна представлять в 2012 г. налоговые декларации только в электронном виде, так как в прошлом году численность ее работников превысила 50 человек.
Пример 3
У организации в 2011 г. среднесписочная численность работников составила 50 человек. Такая организация в 2012 г. не обязана представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам в электронном виде, так как среднесписочная численность работников за 2011 г. не превысила 50 человек.
Пример 4
Организация создана в январе 2012 г. В нее нанято на работу 60 человек. Такая организация не обязана в 2012 г. представлять налоговые декларации в электронном виде, поскольку у нее в 2011 г. отсутствует такой показатель, как среднесписочная численность работников.
Организация обязана будет представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации в электронном виде в 2013 г., если у нее в течение 2012 г. не сократится количество работников.
 
Еще одна новация содержится в части третьей п. 4 ст. 63 НК. Так, все организации независимо от численности работников должны представлять в налоговую инспекцию по месту постановки на учет не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в произвольной форме.
То есть не позднее 20 января 2012 г. организации должны были представить налоговым органам указанные сведения за 2011 г.
Справочно: в НК не разъяснено, должен ли такие сведения подписывать только директор организации или их может подписать иное уполномоченное лицо, например главный бухгалтер, должна ли подпись скрепляться печатью организации, должна ли информация представляться на фирменном бланке или достаточно простого листа бумаги и т.д.
 
Следует учитывать, что вновь созданные (в т.ч. в результате реорганизации) организации должны определять среднесписочную численность работников за период начиная с месяца государственной регистрации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения – со дня внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенной организации до 1-го числа первого месяца года, следующего за годом такой регистрации (внесения изменений).
Таким организациям необходимо представлять сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в налоговую инспекцию по месту постановки на учет в произвольной форме не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была произведена государственная регистрация или внесена в ЕГР запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения – внесена в ЕГР запись о прекращении деятельности присоединенной организации.
 
Справочно: среднесписочную численность работников за год определяют в порядке, установленном Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания).
Так, для целей государственных статистических наблюдений в списочную численность работников (списочный состав) организации включаются работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу 1 день и более (п. 3 Указаний). Указания содержат также перечни лиц:
– включаемых в списочную численность (пп. 4–5);
– невключаемых в списочную численность (п. 6).
К последним, в частности, относятся работники, принятые на работу по совместительству из других организаций, граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, и т.д.
Списочную численность работников в среднем за год определяют путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 (п. 9 Указаний).
При этом, если организация работала неполный год (например, сезонный характер работы или создана после января), то списочную численность работников в среднем за год определяют путем суммирования среднемесячной численности работников за все месяцы работы организации и деления полученной суммы на 12.
Списочную численность работников в среднем за отчетный месяц (среднемесячная численность) исчисляют путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля – по 28-е или 29-е число), включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.
Из этого правила могут быть исключения. Так, списочную численность работников в среднем за месяц в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства и др.), определяют путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни за период работы, на общее число календарных дней в отчетном месяце.
Уточнен порядок представления налоговых деклараций (расчетов) при реорганизации и ликвидации плательщиков
В 2011 г. в п. 2 ст. 63 НК не был четко изложен порядок представления налоговых деклараций при реорганизации организаций (например, в какой срок должны представляться такие налоговые декларации). Вопросы, возникавшие при этом у плательщиков, МНС было вынуждено разъяснять самостоятельно своими письмами.
В 2012 г. данные вопросы урегулированы. Пункт 2 ст. 62 НК дополнен нормами о том, что налоговую декларацию (расчет) по деятельности реорганизованной организации должен представлять ее правопреемник (правопреемники) не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации.
Месяцем реорганизации признают месяц, на который приходится:
– дата внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
– дата государственной регистрации вновь возникших юридических лиц;
– дата внесения в ЕГР записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица в связи с реорганизацией в форме преобразования.
Кроме того, в ст. 63 НК ранее не был урегулирован вопрос о представлении налоговых деклараций при ликвидации плательщиков и их филиалов (кто должен представлять налоговые декларации в налоговые инспекции в таких случаях, в какие сроки и т.д.).
В течение 2011 г. данные пробелы также закрывались письмами МНС (например, письмо МНС РБ от 14.05.2011 № 2-2-11/10257).
С 2012 г. ст. 63 НК дополнена п. 21 и указанный вопрос снят.
С 1 января 2012 г. в НК закреплена обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) представлять налоговые декларации (расчеты) при ликвидации плательщика.
Такие налоговые декларации (расчеты) должны быть представлены ликвидационной комиссией (ликвидатором) до дня представления ею в регистрирующий орган ликвидационного баланса.
Организации, которые ликвидировали свои структурные подразделения, самостоятельно уплачивавшие платежи в бюджет, должны представлять налоговые декларации по деятельности своих структурных подразделений за период до их ликвидации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла такая ликвидация.
Если иностранная организация прекращает деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, то она должна представить налоговые декларации (расчеты) в налоговую инспекцию не позднее 5 рабочих дней до завершения такой деятельности.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.