Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (215). В феврале 2012 г. в организацию в качестве основного работника принят новый сотрудник, у которого есть ребенок 15 лет. С матерью этого ребенка сотрудник разведен. В бухгалтерию он представил заявление на удержание алиментов в добровольном порядке. В 2011 г. согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) дети, на содержание которых по решению суда или распоряжению физического лица удерживались суммы в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов, признавались для родителя, выплачивающего указанные суммы, иждивенцами. Такому родителю предоставлялся стандартный налоговый вычет. С 1 января 2012 г. указанная норма исключена.

Вправе ли организация с учетом произошедших в законодательстве изменений предоставить данному сотруднику стандартный налоговый вычет?
 
Да.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на применение стандартных налоговых вычетов в размере 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).

Указанный стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям (за исключением родителей, лишенных родительских прав) с месяца рождения ребенка и сохраняется до конца месяца, в котором ребенок достиг 18-летнего возраста (наступила его смерть).

Таким образом, вычет осуществляется из доходов обоих родителей и тогда, когда они расторгли брак, и независимо от того, обеспечивается содержание их детей судебным решением или по заявлению на удержание алиментов в добровольном порядке.

Указанное в вопросе изменение законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты подоходного налога, не повлияло на предоставление стандартного налогового вычета данной категории лиц. Такие плательщики, если только они не лишены родительских прав, имеют право на стандартный налоговый вычет, как родители несовершеннолетних детей.

Анна Павлова, экономист

2 (216). В апреле 2012 г. дочери-студентке работника, которая учится на дневном отделении вуза, исполнилось 20 лет. Дочь замужем с 18 лет.

Имеет ли право родитель на получение стандартного налогового вычета в 2012 г.?
 
Имеет право.

При определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц плательщик имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 123 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца.

Для целей исчисления подоходного налога иждивенцами признают обучающихся старше 18 лет, получающих в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование, – для их родителей (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК).

Если дочь является студенткой дневной формы обучения и получает первое высшее образование, то родители имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 123 000 руб. в месяц. При этом не имеет значения, замужем дочь или нет.

Валентин Жуков, экономист

3 (217). Белорусская организации взяла у английской компании в 2011 г. заем на 3 года с начислением и выплатой процентов ежегодно.

Какие налоговые обязательства определены налоговым законодательством Республики Беларусь для английской компании (ее налогового агента)?
 
Налог на доходы по ставке 10 %.
 
Процентные (купонные) доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в т.ч. доходы по кредитам, займам, являются объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.2 п. 1 ст. 146 НК).

Налог на доходы исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет юридическое лицо, начисляющее и (или) выплачивающее доход иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство (п. 3 ст. 150 НК). Указанное лицо признается налоговым агентом и имеет права, несет обязанности, установленные ст. 23 НК. Оно же должно представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы по своему месту постановки на учет и не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая база по налогу на доходы по данному виду дохода определяется как общая сумма доходов (подп. 1.3 п. 1 ст. 147 НК). Ставка налога – 10 % (п. 1 ст. 149 НК).

Налоговым периодом налога на доходы признают календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы (ст. 150 НК).

Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации платежа (дохода) (п. 1 ст. 148 НК).

При этом днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признается наиболее ранняя из следующих дат:

– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов от долговых обязательств;

– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).

Таким образом, согласно национальному законодательству при ежегодном начислении процентов английской компании белорусская организация должна исчислить, удержать из средств английской компании налог на доходы по ставке 10 % и перечислить его в бюджет Республики Беларусь. Налоговую декларацию по налогу на доходы белорусская организация обязана представить в белорусский налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начисления дохода нерезиденту.

4 (218). Какие налоговые обязательства должна исполнить английская компания (ее налоговый агент), чтобы исключить налогообложение доходов в виде процентов в Республике Беларусь?
 
Представить в налоговый орган подтверждение до начисления дохода.

Отметим, что международное соглашение в отличие от национального законодательства предусматривает иные положения по налогообложению процентов.

Так, из п. 1 ст. 9 Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31.07.1985 (далее – Конвенция) следует, что проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве, которые получены, выплачены и фактическое право на которые имеет лицо с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, которое находилось в нем в течение того времени, когда эти проценты были начислены, облагаются налогами только в этом другом государстве.

Термин "проценты" при использовании в ст. 9 Конвенции означает доход по долговым обязательствам любого вида и включает доходы, рассматриваемые в соответствии с законодательством того договаривающегося государства, в котором возникают такие доходы, как доходы от ссуд.

То есть проценты, возникающие в Республике Беларусь, полученные, выплаченные и на которые фактически имеет право иностранная организация с постоянным местопребыванием в Великобритании, подлежат налогообложению в Великобритании.

Порядок применения положений международного договора оговорен в ст. 151 НК и Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее – постановление № 82).

Так, иностранная организация или ее налоговый агент должны представить в районный белорусский орган по месту постановкина налоговый учет налогового агента подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым у Республики Беларусь есть действующий для нее международный договор по вопросам налогообложения. Подтверждение должно быть заверено компетентным органом Великобритании.

Налог на доходы в части процентов по займу, предоставленному резидентом Великобритании, не исчисляется при своевременном представлении в белорусский налоговый орган соответствующего подтверждения.

Однако налоговую декларацию по налогу на доходы в белорусский налоговый орган представить необходимо. Если подтверждение своевременно представлено в налоговый орган, то декларацию заполняют с учетом ставок налога, установленных международным соглашением.

При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживают и перечисляют в бюджет в установленном порядке.
 
Справочно: порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (приложение 18 к постановлению № 82), определен гл. 12 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением № 82.

5 (219). Заключен договор займа с предприятием Российской Федерации, согласно которому белорусский источник начисляет и выплачивает доходы в виде процентов. В договоре партнеры предусмотрели обязанности в части представления российским предприятием справки о своем резидентстве и удержания белорусской стороной налога.

Повлияет ли это на исполнение налоговых обязательств?
 
Если положения договора не противоречат законодательству.

В договоре по желанию сторон можно предусмотреть вопросы налогообложения, но при этом следует учитывать положения действующего законодательства. Если в договоре будут присутствовать положения, противоречащие законодательству, то такой договор не будет иметь юридической силы, поскольку налоговые обязательства регулируются законодательством, а не волеизъявлением сторон.

Напомним, что по законодательству РБ ставка налогообложения этого дохода равна 10 %. Такая же ставка определена и ст. 10 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Россией).

Таким образом, если из налоговой службы России будет представлен документ, подтверждающий резидентство российского предприятия, то он никак не повлияет на снижение ставки налогообложения по доходам, получаемым в виде процентов, поскольку и в российском, и в белорусском законодательстве предусмотрен одинаковый размер ставки налога.

Проценты, полученные из источников в Беларуси, будут обложены налогом и в России. Значит, здесь присутствует двойное налогообложение доходов российского резидента – и в Беларуси, и в России.

Двойного налогообложения доходов российской организации можно избежать, применяя положения Соглашения с Россией и законодательство Российской Федерации.

Так, ст. 20 Соглашения с Россией установлено, что если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход в другом договаривающемся государстве, который в соответствии с положениями этого Соглашения может облагаться налогом в другом государстве, то сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица, в связи с таким доходом в первом упомянутом государстве.

Это означает, что если российская компания получает доход из источников в Республике Беларусь, который может облагаться налогом в Беларуси (в данном случае это проценты), то сумма налога на этот доход, уплаченный в Беларуси (в размере 10 %), может быть вычтена из суммы налога, взимаемого в России.

Татьяна Филатова, экономист

6 (220). Организация, определяющая момент фактической реализации методом "по оплате", кроме производства подакцизной продукции осуществляет контрактное производство табачных изделий.

За какой отчетный период следует исчислять акцизы, если контрактное производство табачных изделий было осуществлено в июне 2012 г. и произведенные табачные изделия были отгружены заказчику в этом же месяце, а оплата за эти работы была получена в июле 2012 г.?
 
За июнь 2012 г.

Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяют как приходящийся на налоговый период день зачисления денежных средств на счет плательщика, а в случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки (передачи) подакцизных товаров – для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка от реализации подакцизных товаров в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере оплаты подакцизных товаров (подп. 1.2 п. 1 ст. 118 НК).

Момент фактической реализации табачных изделий, произведенных при контрактном производстве, определяют как приходящийся на налоговый период день их отгрузки (передачи) заказчику и (или) другим лицам (п. 7 ст. 118 НК).

Напомним, что для целей НК под контрактным производством табачных изделий понимают производство, осуществляемое организацией – производителем табачных изделий на своих производственных мощностях с использованием собственных табачного сырья и материалов, а также материалов заказчика с последующей передачей табачных изделий заказчику (п. 21 ст. 98 НК).

Таким образом, поскольку отгрузка (передача) табачных изделий состоялась в июне 2012 г., исчислить акцизы следует за июнь 2012 г., несмотря на то что оплата была получена в июле 2012 г.

7 (221). Организация ввозит из Российской Федерации подакцизные товары и производит уплату акцизов при их ввозе налоговым органам.

Следует ли при реализации этих подакцизных товаров предъявлять сумму акцизов в первичном документе?
 
Следует.

Плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных и (или) расчетных документах такая сумма акцизов должна быть указана отдельной строкой (п. 5 ст. 120 НК).

При реализации (передаче) подакцизных товаров, которые не признаются объектами обложения акцизами в соответствии с частью второй подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК, плательщик в первичных учетных и (или) расчетных документах указывает суммы акцизов, уплаченные им при ввозе этих подакцизных товаров (п. 6 ст. 120 НК).

Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом обложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам произведена уплата акцизов при их ввозе на территорию Республики Беларусь (часть вторая подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).

Соответственно плательщику при реализации ввезенных из Российской Федерации подакцизных товаров, по которым были уплачены акцизы при их ввозе, следует указать в первичных учетных и (или) расчетных документах суммы акцизов, уплаченные им при ввозе этих подакцизных товаров.

Андрей Недоступ, аудитор

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

8 (222). В организации согласно приказу и заданию нанимателя работник направлен в служебную командировку за границу в страну визового режима.

Работник не представил в бухгалтерию организации оригинал (копию) квитанции об оплате консульского сбора в качестве документа, подтверждающего расходы, связанные с получением визы.

Может ли при непредставлении командированным работником оригинала или копии квитанции об оплате консульского сбора документом, подтверждающим расходы, связанные с получением визы, служить виза в паспорте, а в качестве обоснования стоимости визы – информация о ее стоимости, размещенная на сайте дипломатического представительства на определенную дату?
 
Да, может.

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику расходы: по проезду к месту служебной командировки и обратно, по найму жилого помещения, за проживание вне места постоянного жительства (суточные), а также иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Командированному работнику возмещают иные расходы, включая комиссионные по обмену в банке чека или одного вида иностранной валюты на другой, за совершение операций с использованием банковских пластиковых карточек, расходы по получению служебного паспорта гражданина Республики Беларусь, виз, страхованию от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу, по оплате обязательного сбора (пошлины), взимаемого с граждан в аэропортах, и др., при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (счета, квитанции и т.п.), за исключением расходов, связанных с получением служебного паспорта и виз (п. 30 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.07.2010 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 115)).

В случае отмены служебной командировки по не зависящим от командируемого работника причинам возмещение расходов по оформлению виз, стоимости установленного перевозчиком тарифа при возврате приобретенных проездных билетов следует осуществлять на основании подтверждающих документов в оригинале.

Учитывая изложенное, командированному работнику возмещаются расходы по получению виз. При этом представление документов, подтверждающих получение виз, в оригинале (счета, квитанции и т.п.) не требуется.

Таким образом, возмещение стоимости визы возможно производить командированному работнику при ее наличии в паспорте в размере, указанном на сайте дипломатического представительства на определенную дату.
 
Д-т 20 и др. – К-т 71

– списаны расходы по возмещению стоимости визы*.
 
________________________
 
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
 
9 (223). Согласно приказу и заданию нанимателя работник организации был направлен в служебную командировку за границу. Для проезда к месту командирования организацией по безналичному расчету был приобретен авиабилет, оформленный в электронном виде. При возвращении из служебной командировки работник потерял посадочный талон, в связи с чем он внес в кассу предприятия стоимость авиабилета.

Можно ли вернуть работнику сумму за авиабилет, которую он внес в кассу в связи с утерей посадочного талона, если организация получит официальный ответ от авиакомпании, подтверждающий факт перелета? За счет каких средств отнести данные расходы?
 
Можно вернуть в исключительных случаях и учесть в затратах при налогообложении.

Нормами гл. 1–2 Инструкции № 115 определено, что командированному работнику возмещают расходы по проезду к месту командирования и обратно при обязательном представлении работником подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции и посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и т.д.) в пределах норм, установленных законодательством.

С учетом практики применения норм Инструкции № 115 и постановления Минтранса РБ от 28.06.2008 № 76 "Об утверждении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" при приобретении электронного билета документами, подтверждающими факт совершения полета и понесенных затрат, являются маршрут/квитанция, пассажирский купон посадочного талона и документы, подтверждающие факт оплаты, так как они содержат информацию о маршруте, дате полета, фамилии и имени пассажира, форме оплаты и подтверждают факт перелета. При этом факт оплаты подтверждает кассовый чек или приходный кассовый ордер с указанием уплаченной суммы, а в случае оформления билета по безналичному расчету подтверждением перечисления средств является платежное поручение.

Наличие в совокупности маршрут/квитанции, пассажирского купона посадочного талона и документов, подтверждающих факт оплаты, является достаточным доказательством выполнения перевозки конкретного пассажира.

Таким образом, в исключительных случаях при отсутствии у работника посадочного талона (в связи с его утерей) ему может быть возмещена стоимость электронного билета по решению нанимателя с включением в затраты, учитываемые при налогообложении, на основании официального ответа авиакомпании-перевозчика или ее представительства на территории Республики Беларусь, подтверж-дающего в установленном порядке факт перелета работника за границу, на запрос организации, направившей работника в командировку. При этом в каждом конкретном случае решение по данному вопросу наниматель принимает самостоятельно с учетом норм законодательства.

10 (224). Работник организации согласно приказу и заданию нанимателя направлен в служебную командировку в г. Санкт-Петербург (Российская Федерация) автомобильным пассажирским транспортом общего пользования регулярного международного сообщения.

По возвращении из служебной командировки работник представил в бухгалтерию организации авансовый отчет и электронный билет (№ 2219056) с багажной биркой и оригинальным штампом (ООО "Автобусные маршруты"), проданный автомобильным перевозчиком 21 мая 2012 г.

Можно ли компенсировать работнику расходы по проезду к месту служебной командировки за границу с учетом того, что он не представил документы, подтверждающие его оплату (счета, квитанции), поскольку иных документов автомобильным перевозчиком не выдавалось?
 
По решению нанимателя расходы могут быть возмещены.

Командированному работнику возмещают расходы по проезду до места командирования и обратно при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале (проездные билеты, счета, квитанции, посадочные талоны при приобретении электронных билетов на проезд и др.) в пределах норм, установленных законодательством (гл. 2 Инструкции № 115).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом и (или) иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, иными актами законодательства (п. 2 ст. 740 Гражданского кодекса РБ).

При международных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении должны применяться бланки билетов установленной формы. В билете для международной перевозки пассажира автобусом в регулярном сообщении должны быть указаны: наименование автомобильных перевозчиков (операторов), организующих перевозку; назначение билета; серия и номер билета; фамилия и имя пассажира согласно данным документа, удостоверяющего личность; наименование начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира; вид тарифа и стоимость проезда; номер места для сидения; маршрут перевозки (номер рейса); дата, время и место отправления; дата оформления билета; место оформления билета и кем оформлен (пп. 139, 140 постановления Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров").

По информации, представленной ООО "Автобусные маршруты", бланки билетов, выдаваемые данной организацией, и распечатанные электронные билеты имеют единую установленную форму.

Таким образом, по решению нанимателя командированному работнику могут быть возмещены расходы по проезду к месту командировки автомобильным пассажирским транспортом международного сообщения при наличии у работника распечатанных:

– электронного билета с багажной биркой и оригинальным штампом автомобильного перевозчика;

– счета на оплату;

– документа из банка, подтверждающего факт оплаты электронного билета.

Алеся Гараева, экономист
ВОПРОСЫ ПРАВА

11 (225). Организация создана в 2007 г. Соответственно на нее не распространяется установленный Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) 2-летний мораторий на проведение проверок. Однако в 2012 г. она планирует открыть вг. Витебске филиал, который будет осуществлять торговую деятельность.

Будет ли деятельность филиала подлежать проверке в течение первых 2 лет его существования в случае, если в план проверок будет включена сама организация?
 
Нет.

Проверки, осуществляемые в течение 2 лет со дня государственной регистрации организации (кроме организации, созданной в порядке реорганизации), запрещены (за отдельными исключениями) (п. 4 Указа № 510). Для обособленных подразделений организаций, имеющих учетный номер плательщика, мораторий начинает действовать со дня присвоения подразделению учетного номера плательщика. При этом дата государственной регистрации самой организации значения не имеет.

Отметим, что п. 8 Указа № 510 содержит норму, предусматривающую, что в рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Однако в ситуации, изложенной в вопросе, подразделение, имеющее учетный номер плательщика, в пределах указанного срока не сможет быть проверено, в т.ч. в рамках проверки самой организации. Пункт 4 Указа № 510 является для такой ситуации специальной нормой, которая имеет приоритет над нормой п. 8 Указа № 510.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом или законами РБ. Именно такие обособленные подразделения подлежат постановке на учет в налоговых органах и им присваивается учетный номер плательщика, отдельный от учетного номера юридического лица (ст. 13 и ст. 65 НК).
 

12 (226). Руководитель контролирующего (надзорного) органа, в т.ч. и территориального органа, или его уполномоченный заместитель в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа вправе назначить внеплановую проверку организации в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении (подп. 9.2 п. 9 Указа № 510).

Какие конкретно ситуации имеются в виду? Может ли жалоба клиента организации, в которой он указывает на совершение ею какого-либо нарушения законодательства, послужить основанием для назначения в отношении организации внеплановой проверки?

Процесс по делу об административном правонарушении согласно ст. 9.5 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) начинается при наличии соответствующих поводов и оснований с момента:

1) составления протокола об административном правонарушении;

2) составления протокола о процессуальном действии;

3) вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

4) вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с Кодексом РБ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется.

Одним из протоколов о процессуальном действии является протокол опроса, который составляют в т.ч. при опросе свидетеля по делу об административном правонарушении (ст. 10.2 ПИКоАП).

Однако в рассматриваемой ситуации надо учитывать, что наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства, является основанием для назначения внеплановой проверки лишь ограниченным кругом должностных лиц: Председателем Комитета госконтроля и его заместителями, председателями комитетов контроля областей в пределах их компетенции, Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции, руководителем иного контролирующего (надзорного) органа республиканского уровня (например, министром) и одним из уполномоченных им заместителей (подп. 9.1 п. 9 Указа № 510). И только при условии, что указанные должностные лица будут иметь в наличии:

– либо документы, подтверждающие факты нарушений законодательства (в т.ч. внутренние (служебные) документы контролирующего (надзорного) органа, содержащие указание на нарушения и обоснование необходимости проведения проверки);

– либо данное заявителем (в данном случае клиентом вашей организации) контролирующему (надзорному) органу письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений.

В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений либо неподтверждения нарушений в результате проведенной проверки организация вправе потребовать в судебном порядке от клиента-заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих ее деловую репутацию. Отметим также, что анонимное заявление не может служить основанием для назначения проверки.

13 (227). Бывший работник организации, уволенный по сокращению штатов в 2011 г., в настоящее время работает в налоговом органе. При проведении запланированной на 2-е полугодие 2012 г. плановой проверки этой организации проверяющим будет назначен именно он.

Можно ли каким-то образом исключить его участие в проверке?
 
Да.

Возможность заявления проверяемой организацией отвода проверяющему, если последний прямо или косвенно заинтересован в результатах проверки, предусмотрена в п. 10 Положения о порядке организации и поведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее – Положение).

Одним из таких случаев заинтересованности является тот факт, что проверяющий являлся работником проверяемой организации в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки. Обратим внимание, что действовать нужно оперативно: отвод может быть заявлен проверяемой организацией не позднее 2 рабочих дней со дня начала проверки. Отвод следует заявить письменно с указанием его причин (мотивировки) и адресовать его руководителю налогового органа либо лицу, исполняющему его обязанности.

На решение вопроса об отводе и соответствующей замене проверяющего либо об отказе в этом руководителю налогового органа либо лицу, исполняющему его обязанности, дается 1 рабочий день, следующий за днем заявления отвода. При этом если отвод будет заявлен, когда проверка уже начнется, то ее проведение не приостанавливается (п. 12 Положения).

Решение об отказе в отводе проверяющего может быть обжаловано организацией в вышестоящий налоговый орган и (или) в хозяйственный суд. Подача жалобы в вышестоящий орган не исключает права на подачу жалобы в суд (п. 78 Положения).

В вышестоящий налоговый орган жалоба может быть подана в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения об отказе в отводе. Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемой организации может быть восстановлен (п. 79 Положения).

Глеб Ростоцкий, юрист

БУХУЧЕТ-2012

14 (228). Ошибка в бухгалтерском учете за 2010 г. выявлена после проведения проверки налоговой инспекцией за этот период.

Можно ли вносить исправления в данные бухгалтерского учета и если да, то в каком порядке?
 
Это следует сделать.

Для ответа на вопрос обратимся к Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83 (далее – Инструкция № 83). В ней установлено, что при выявлении ошибок в бухгалтерском учете и отчетности исправления в учет вносятся в месяце, когда были обнаружены эти ошибки, независимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения были допущены (в текущем отчетном году либо за прошлые годы) (пп. 6–7 Инструкции № 83).

Внесение исправлений в данные бухгалтерского учета производят в случаях выявления ошибок:

– в текущем периоде до окончания отчетного года;

– после завершения отчетного года, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности;

– за прошлый год (прошлые годы) после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Внесение исправлений в бухгалтерский учет оформляют бухгалтерской справкой-расчетом, которая должна содержать реквизиты, предусмотренные п. 5 Инструкции № 83.

Исправление ошибок независимо от периода их допущения (за прошлые годы или за отчетный год), обнаруженных в бухгалтерском учете в течение отчетного года, производят путем внесения дополнительной записи или сторнирования ошибочно указанных записей и указания правильных записей в месяце обнаружения ошибки (п. 8 Инструкции № 83).

В случае выявления в текущем периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета предыдущего года (прошлых лет) (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный год не вносят и производят в учете того отчетного периода (месяца), когда обнаружена ошибка и оформлена бухгалтерская справка-расчет (п. 10 Инструкции № 83).

Инструкция № 83 не содержит каких-либо ограничений в части внесения исправлений в данные бухгалтерского учета после проведения проверки налоговой инспекцией.
 
Справочно: при внесении исправлений в данные налогового учета следует руководствоваться требованиями п. 8 ст. 63 НК.

Так, при обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет), за исключением следующих случаев. Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, и за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, в случае, если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке.

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

От редакции:

Подробнее смотрите комментарий к ст. 63 Общей части Налогового кодекса РБ в "ГБ", 2012, № 8, с. 65.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

15 (229). Комиссионер – резидент РБ в соответствии с договором комиссии приобретает товар за белорусские рубли для комитента-нерезидента. Возмещая расходы комиссионера, понесенные в ходе выполнения данного договора, комитент перечисляет ему иностранную валюту по согласованному сторонами курсу.

Должен ли комиссионер-резидент осуществить обязательную продажу иностранной валюты, поступившей в качестве возмещения расходов?
 
Не должен.

Комиссионеру-резиденту не требуется осуществлять обязательную продажу иностранной валюты, полученной в качестве возмещения понесенных им расходов при выполнении обязательств по договору комиссии, поскольку эти средства не являются объектом обязательной продажи в отличие от суммы вознаграждения в иностранной валюте, получаемого комиссионером-резидентом в рамках договора комиссии. Такова на сегодняшний день практика применения Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты", подкрепленная ответами Нацбанка на запросы субъектов предпринимательской деятельности.

Аналогичный подход применяется и в отношении средств в иностранной валюте, поступающих на счет поверенного-резидента в виде возмещения его расходов, понесенных в ходе выполнения обязательств по договору поручения.
 
Справочно: по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения поисполнению сделки (ст. 880 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ – ГК)).

При этом ст. 891 ГК обязывает комитента помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях – и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы. Комиссионер не имеет права на возмещение расходов по хранению находящегося у него имущества комитента, если в законодательстве или договоре комиссии не установлено иное.

16 (230). Комиссионер – резидент РБ в соответствии с договором комиссии, заключенным с комитентом-нерезидентом, обязался за вознаграждение, но за счет комитента купить товар, ввезти его на территорию Таможенного союза, заплатить все необходимые налоги, сборы, пошлины. Комитент перечислил комиссионеру иностранную валюту для исполнения договора комиссии. Комиссионер собирается направить основную сумму иностранной валюты на покупку товара, а часть иностранной валюты продать на валютной бирже, получить белорусские рубли для уплаты налогов, сборов и пошлин в белорусских рублях.

Правомерна ли данная схема? Необходимо ли комиссионеру осуществить обязательную продажу иностранной валюты?
 
Данная схема правомерна. Осуществлять обязательную продажу иностранной валюты не требуется.

Средства в иностранной валюте, поступающие на счет комиссионера-резидента для выполнения обязательств по договору комиссии, заключенному с нерезидентом, а также средства в иностранной валюте, поступающие на его счет в виде возмещения расходов, понесенных им в ходе выполнения обязательств по договору комиссии, не относятся к объекту обязательной продажи. В то же время сумма вознаграждения в иностранной валюте, получаемого комиссионером-резидентом в рамках вышеназванного догово-ра, является объектом обязательной продажи иностранной валюты.

17 (231). Организация – резидент РБ в рамках заключенного с английской компанией договора комиссии обязана заплатить нерезиденту комиссионное вознаграждение за оказанные им услуги – реализацию товара резидента. Для покупки иностранной валюты резидент (комитент) представил в банк договор комиссии, отчет комиссионера-нерезидента и акт оказанных комиссионером услуг.

Вправе ли организация – резидент РБ купить иностранную валюту и заплатить нерезиденту комиссионное вознаграждение?
 
Вправе.

По договору комиссии комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), – также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 881 ГК). Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 394 ГК. Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.

По договору комиссии комиссионер оказывает услуги комитенту. В приведенной ситуации имеет место импорт услуг.
 
Справочно: импорт – получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций").
 
Субъект валютных операций – резидент, если иное не установлено актами валютного законодательства, вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для проведения расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг.
Основанием для покупки иностранной валюты является документ, подтверждающий заключение с нерезидентом соответствующей гражданско-правовой сделки (подп. 20.1 п. 20 Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.07.2005 № 112).

Поскольку услуги по договору комиссии уже оказаны (о чем свидетельствуют представленные документы), то на данную ситуацию не распространяются запреты постановления Правления Нацбанка РБ от 11.11.2008 № 165 "О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт" (далее – постановление № 165). Они заключаются в следующем: проведение импортером платежа(ей) в пользу нерезидента со счета, открытого в банке РБ, по внешнеторговой(ым) операции(ям), осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг запрещено, за исключением наличия у импортера разрешения Нацбанка РБ (п. 1 постановления № 165).

Денис Сафаревич, юрист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.