Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Регулирование цен в современных условиях

Людмила Зубко, главный специалист отдела финансов государственного учреждения"Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома"

В Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" была поставлена задача сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения. В предлагаемом материале автор систематизировал нормативные акты, на основании которых осуществляется регулирование цен.

В целях упорядочения регулирования цен (тарифов) Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72) определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Совет Министров, иные государственные органы (организации).

Во исполнение названного Указа постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 утверждены:

1) перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики;

2) перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом;

3) перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством экономики);

4) перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики.

Систему построения ценообразования в Республике Беларусь можно представить в виде схемы.
 

Регулирование цен на социально значимые товары Министерством экономики

Минэкономики поручено регулировать цены на социально значимые товары. Предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) на социально значимые товары утверждены Минэкономики в постановлении от 14.12.2011 № 200 (представлены в табл. 1).
 
 
В перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, входит сахар-песок белый без добавок. Регулирование цен на сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 г и более (за исключением реализуемого для промышленной переработки) производится путем установления предельных максимальных розничных цен с НДС за единицу измерения.

Установленные предельные максимальные розничные цены на сахар-песок белый без добавок распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и (или) реализацией сахара-песка белого без добавок на территории Республики Беларусь.

Минэкономики определен порядок установления и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемых согласно Указу № 72. Постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (в ред. постановления Минэкономики РБ от 15.03.2012 № 17). Названную Инструкцию применяют, если иное не установлено нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги). Она распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь.

Регулирование цен на социально значимые товары облисполкомами и Минским горисполкомом

В перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, включены следующие товары и оказываемые населению услуги:

1) свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины;

2) твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения;

3) чулочно-носочные изделия;

4) мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки;

5) товары для детей:

5.1. одежда и белье;

5.2. обувь;

5.3. мыло и крем-мыло туалетное, зубная паста;

5.4. тетради школьные;

5.5. кровати детские;

5.6. коляски детские;

5.7. одеяла детские;

5.8. соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей;

5.9. санитарно-гигиенические изделия: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные;

6) оказываемые населению услуги:

6.1. ритуальные (гарантированные услуги по погребению);

6.2. общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых;

6.3. по ремонту обуви;

6.4. социальные, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.

В настоящее время решениями облисполкомов и Минского горисполкома установлены предельные торговые надбавки на свежие картофель, капусту белокочанную, морковь столовую, свеклу столовую, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, апельсины, бананы, лимоны, чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки, и товары для детей.

В табл. 2 приведены размеры предельных максимальных торговых надбавок (с учетом оптовых) на социально значимые товары по регионам, установленные соответствующими решениями облисполкомов и Минского горисполкома.
 
 
Облисполкомы и Минский горисполком осуществляют регулирование цен (тарифов) на социально значимые товары (работы, услуги) путем установления предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в цены (тарифы), предельных максимальных тарифов на услуги.

Предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены на товары по регионам, приведены в табл. 3.
 
Обращаем внимание, что решением Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 "О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" (в ред. решения Мингорисполкома от 22.12.2011 № 3928) установлены предельные максимальные оптовые надбавки, применяемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при формировании отпускных цен на импортируемые социально значимые товары, предназначенные для дальнейшей реализации на территории республики.

Так, отпускные цены на товары для детей (по перечню, определяемому Советом Министров РБ), чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливаются импортерами исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством) и оптовой надбавки в размере не более 30 % (в соответствии с п. 5 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111).

Регулирование цен в объектах общественного питания

В перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, входит продукция общественного питания (цены и наценки), реализуемая в учреждениях образования.

Облисполкомами и Мингорисполкомом приняты решения о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования. Регулирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования, осуществляется через установление предельных максимальных торговых надбавок и наценок.

В связи со вступлением в силу Указа № 72 (с 1 марта 2011 г.) объекты общественного питания 2-й и 3-й категорий (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также безкатегорийные объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., получили право свободного формирования цен.
 
Справочно: Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 127 "О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285" отменено регулирование облисполкомами и Минским горисполкомом цен и наценок на продукцию объектов общественного питания наценочных категорий люкс, высшая и первая.
 
В настоящее время уровень применяемой наценки или уровень цен руководитель определяет самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Наценки с учетом конъюнктуры рынка применяются при формировании цен как на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.

Объектам общественного питания категорий первая, высшая и люкс совместным письмомМинэкономики РБ от 15.05.2010 № 12-05-10/2855и Минторга РБ от 14.05.2010 № 12-02-05/588к были даны рекомендации по ценообразованию.

Определенный руководителем порядок формирования цен и документального оформления товарных операций закрепляется в учетной политике организаций и зависит от типа объекта, от организации на предприятии бухгалтерского учета, наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.

Объектам общественного питания предложены 3 метода формирования розничных цен на продукцию общественного питания.

1-й метод – формирование розничных цен исходя из стоимости набора сырья или продовольственных товаров в розничных ценах и наценок, определяемых с учетом конъюнктуры рынка.

Данный метод является традиционным. В настоящее время его применяют большинство объектов общественного питания. Суть данного метода состоит в том, что сырье включается в калькуляционную карточку согласно рецептурам по нормам вложения по сформированным розничным ценам с применением наценки к общей стоимости сырья.

Обращаем внимание, что розничные цены на сырье организации общественного питания определяют исходя из отпускной цены организаций-производителей или импортеров, торговой надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускной цене организации – производителя или импортера и НДС.

Данный метод актуален при формировании цен в объектах общественного питания (кафе, ресторанах, барах, столовых, заготовочных цехах, пиццериях и т.п.), а также при перемещении продовольственного сырья из другого структурного подразделения по розничным ценам (из магазина или склада и т.п.).

2-й метод подходит для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих в составе объекты общественного питания (один или несколько) категорий первая, высшая, люкс и осуществляющих оприходование продовольственного сырья на склад данного объекта в ценах приобретения.

Этот метод исключает этап формирования розничных цен, что облегчает и упрощает работу бухгалтера. В калькуляционную карточку продовольственное сырье включается по ценам приобретения без НДС, к набору сырья в ценах приобретения применяется наценка с учетом конъюнктуры рынка и НДС по ставке в соответствии с законодательством.

3-й метод – метод формирования цен на основе плановой себестоимости с группировкой статей затрат, прибыли (рентабельности) с учетом конъюнктуры рынка и установленных налогов и неналоговых платежей.

Формирование цен на продукцию собственного производства производят на основе плановой себестоимости с группировкой статей затрат, учитываемых при ценообразовании, исходя из принятой учетной политики, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и норматива рентабельности в пределах установленных законодательством ограничений.

Включение затрат в себестоимость продукции производят в соответствии с законодательством и принятой учетной политикой, определяющими состав затрат на производство, переработку, реализацию и организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

При этом сырье (продовольственные товары), обороты по реализации которого облагаются НДС, включается в расчет цен на продукцию общественного питания по отпускным (закупочным) ценам производителей или импортеров без НДС.

По продовольственным товарам, обороты по реализации которых освобождены от уплаты НДС, суммы НДС, уплаченные объектами общественного питания, относятся на увеличение стоимости приобретенных товаров, используемых в изготовлении продукции собственного производства.

Данный метод в настоящее время успешно применяют при формировании отпускных цен на булочные, хлебобулочные, кондитерские и другие изделия, вырабатываемые специализированными цехами, заготовочными и доготовочными объектами (цехами), находящимися в обособленных помещениях от структурных подразделений объектов общественного питания и розничной торговли, а также на дополнительно предоставляемые населению услуги в зависимости от специфики обслуживаемого контингента потребителей: курение кальяна, услуги по прокату столового белья, посуды, приборов и т.д.

Объекты общественного питания указанный метод применяют при условии ведения раздельного учета сырья, осуществления постатейного учета и распределения производственных затрат по видам продукции.

 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.