Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (225). Белорусская организация по заказу резидента Армении производит сертификацию продукции. Стоимость услуг сертификации, предъявленная к оплате резиденту Армении, составила 4 800 тыс. руб. Резидент Армении оплатил 4 000 тыс. руб., мотивировав это удержанием НДС по ставке 20 % в бюджет Армении. Вместе с тем местом оказания услуг по сертификации является территория Республики Беларусь. Поэтому белорусская организация должна исчислить НДС по реализации услуг.

Как поступить в такой ситуации?
 
При соблюдении необходимых условий исчислить НДС из поступившей суммы.

Действительно, местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если организации осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения является Республика Беларусь и ими выполнены работы, оказаны услуги, реализованы имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) (подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК). Услуги по сертификации не поименованы в подп. 1.1–1.4 п. 1 ст. 33 НК. Следовательно, на основании подп. 1.5 п. 1 ст. 33 НК местом реализации услуг по сертификации нужно признать территорию Республики Беларусь, а обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь подлежат обложению НДС по ставке 20 % (п. 1 ст. 93 и ст. 102 НК).

Учитывая изложенное, оборот по реализации услуг в размере 4 800 тыс. руб. должен быть отражен в стр. 2 налоговой декларации.

Однако налоговую базу НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав следует уменьшать на сумму НДС, уплаченную по этим товарам (работам, услугам), имущественным правам плательщиком или покупателем, выступающими в качестве налогового агента в иностранных государствах, в бюджеты иностранных государств (п. 19 ст. 98 НК).

Суммы налогов, сборов и других обязательных отчислений, удержанных и (или) уплаченных в бюджет или внебюджетные фонды иностранных государств в соответствии с законодательством этих государств (за исключением налогов и сборов, в отношении которых предусмотрено устранение двойного налогообложения в соответствии с законодательством и (или) международными договорами РБ), при наличии справки, заверенной налоговым органом (иной компетентной службой государства, в функции которой входит взимание налогов), или иных документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, сборов и других обязательных отчислений, в иностранном государстве следует включать в состав внереализационных расходов (подп. 3.4 п. 3 ст. 129 НК).

Таким образом, белорусской организации нужно истребовать у резидента Армении справку, заверенную компетентной службой Армении, подтверждающую уплату НДС в Армении. При наличии такой справки налоговая база, подлежащая отражению в гр. 2 стр. 2 налоговой декларации (расчета) по НДС, будет составлять не 4 800 тыс. руб., а 4 000 тыс. руб. Соответственно исчисленный налог, отражаемый в гр. 4 стр. 2 налоговой декларации, составит 666,667 тыс. руб. (4 000 × 20 / 120).

Д-т 51 – К-т 90
– на часть поступившей выручки;

Д-т 92 – К-т 90
– на сумму налогов, удержанную в бюджет иностранного государства;

Д-т 90 – К-т 68
– исчислен НДС из поступившей части выручки (налоговая база × 20 / 120)*.
__________________________
* Здесь и далее корреспонденции счетов составлены редакцией.
 
2 (226). Торговая организация в последний день срока годности продовольственного товара отпускает его безвозмездно сельскохозяйственной организации на откорм скота.

Такую операцию следует считать прочим выбытием товара либо безвозмездной передачей?

Необходимо ли исчислить НДС?
 
Следует считать безвозмездной передачей, а НДС исчислять не нужно.

Объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав считают отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передачу имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (ст. 31 НК).

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (п. 1 ст. 31 НК).

По общему правилу обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав являются объектами для исчисления НДС. Однако из общего правила есть исключения.

Не признают  объектом обложения НДС безвозмездную передачу имущества организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 2.5.1 п. 2 ст. 93 НК).

Таким образом, поскольку товар с истекшим сроком годности передан колхозу, данную операцию необходимо рассматривать как безвозмездную передачу товара (целесообразно при этом составить соответствующий договор) и оборот по реализации товаров не нужно облагать НДС. Этот оборот не следует отражать в налоговой декларации по НДС.
 
В учете торговой организации:

Д-т 92 – К-т 41
– на стоимость безвозмездно переданного товара.
 
3 (227). Организация вернула в Российскую Федерацию для гарантийного ремонта двигатель станка, ввезенного год назад из России. После ремонта двигатель станка вновь ввозят в Беларусь.

Следует ли при ввозе двигателя уплачивать НДС?
 
Не следует.

Если товары приобретены на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства – члена Таможенного союза и налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственник товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, комиссионер, поверенный или агент (подп. 1.1 п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, далее – Протокол).

Для целей уплаты НДС налоговую базу определяют на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортируют товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в т.ч. товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам (п. 2 ст. 2 Протокола).

Поскольку резидент РБ не приобретает двигатель по соответствующему договору, не приходует его в учете как самостоятельный актив, а возвращает после ремонта, исчисление НДС при ввозе производить не следует.

Наталья Нехай, экономист
 
 
4 (228). На балансе УП числятся акции ОАО, приобретенные за плату и учтенные по покупной стоимости. По решению учредителя предприятия указанные акции передают ему как физическому лицу по стоимости не выше цены приобретения.

Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.

4.1. Надо ли при передаче акций исчислять НДС и налог на прибыль?
 
Не надо.

Унитарным предприятием признают коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия (ст. 113 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

НДС облагают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, в т.ч. по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 НК).

В то же время безвозмездную передачу имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа не признают реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 2.3 п. 2 ст. 31 НК).

При налогообложении прибыли не учитывают выручку и затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав в пределах одного собственника (п. 5 ст. 127 НК).

Следовательно, безвозмездную передачу учредителю УП акций, учтенных на балансе данного предприятия, не нужно включать в объект обложения НДС и налогом на прибыль.

4.2. Как в указанной ситуации нужно исчислить подоходный налог?
 
По ставке 12 %.

Доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь, признают объектом обложения подоходным налогом с физических лиц (подп. 1.1 п. 1 ст. 153 НК).

Исключением из данного правила, в частности, признают доходы физического лица, полученные от унитарного предприятия, учреждения, крестьянского (фермерского) хозяйства, учредителем которого выступает это физическое лицо, в виде возврата имущества (доли имущества), переданного этому унитарному предприятию, учреждению, крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Такие доходы не будут объектом обложения подоходным налогом с физических лиц.

При возврате физическому лицу денежных средств или иного имущества (доли имущества) взамен переданного имущества сумма таких денежных средств и (или) стоимость имущества (доли имущества) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Нацбанком РБ соответственно на день возврата денежных средств или имущества (доли имущества) и на день передачи денежных средств и (или) иного имущества унитарному предприятию, учреждению, крестьянскому (фермерскому) хозяйству, учредителем которого выступает это физическое лицо (подп. 2.27 п. 2 ст. 153 НК).

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК).

При получении плательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют как стоимость (с учетом НДС, а для подакцизных товаров – и акцизов) этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленную исходя из регулируемых розничных цен, а при их отсутствии – из цен (тарифов), применяемых такими организациями на дату начисления плательщику дохода с учетом особенностей, установленных ст. 157 НК (п. 1 ст. 157 НК).

При отсутствии цен (тарифов), применяемых организациями, налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют в отношении акций – в размере их номинальной стоимости.

Ставка подоходного налога с физических лиц установлена в размере 12 % (если иное не установлено ст. 173 НК).

Белорусские организации, от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных ст. 175 НК.

При невозможности удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц с дохода, выплаченного плательщику в натуральной форме, по причине отсутствия ему денежных выплат и (или) отказа плательщика внести причитающиеся суммы подоходного налога с физических лиц налоговый агент обязан в месячный срок со дня выявления указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц (п. 5 ст. 181 НК).

Таким образом, доход, полученный физическим лицом – учредителем УП в виде безвозмездно переданных ему от УП акций, облагают подоходным налогом по ставке 12 % с учетом особенностей, изложенных выше.

5 (229). Организация, применявшая в 2010 г. и I квартале 2011 г. упрощенную систему налогообложения (УСН), решила перейти со II квартала 2011 г. на общеустановленную систему налогообложения.

Необходимо ли ей уплачивать текущие платежи по прибыли с 1 апреля 2011 г.?
 
Необходимо.

Применение организациями УСН может быть прекращено и они могут производить исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, арендную плату за землю в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором ими принято решение об отказе от применения УСН (подп. 6.3 п. 6 ст. 286 НК).

Порядок уплаты текущих платежей плательщиками, которые уплачивают налог на прибыль, изложен в ст. 143 НК.

Плательщики в 2011 г. производят уплату сумм налога на прибыль, подлежащих уплате текущими платежами, не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря текущего налогового периода.

Не исчислять и не уплачивать суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами, вправе следующие категории плательщиков:

– созданные (за исключением созданных путем реорганизации) – в течение налогового периода, в котором они созданы, а также по сроку 22 января года, следующего за этим налоговым периодом. Приведенные положения не имеют права применять филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, исполняющие налоговые обязательства этих юридических лиц, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

– бюджетные организации, общественные и религиозные организации (объединения), республиканские государственно-общественные объединения, иные некоммерческие организации;

– учреждения образования: дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения, обеспечивающие получение специального образования, учреждения внешкольного воспитания и обучения, финансируемые избюджета, учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования;

– Департамент охраны МВД РБ, подразделения, а также организации, находящиеся в его ведении.

Как видим, организации, переходящие с УСН на применение общеустановленной системы налогообложения, в этом перечне не поименованы.

В связи с вышеизложенным организация обязана до 20 июня т.г. представить в налоговый орган расчет текущих платежей по прибыли исходя из предполагаемой суммы налога за 9 месяцев 2011 г. и уплачивать указанные платежи.

6 (230). Организации одним из ее учредителей – физическим лицом предоставлен беспроцентный заем. В связи с нерентабельной деятельностью организации учредителями принято решение о ее ликвидации.

Следует ли облагать налогом на прибыль эту сумму долга при ликвидации?

Кредиторская задолженность по договору займа с физическим лицом (учредителем организации) до момента ликвидации организации в установленном порядке не является внереализационным доходом организации для целей исчисления налога на прибыль. При ликвидации организации сумма непогашенного займа должна быть учтена в составе валовой прибыли как объект налогообложения.
 
Д-т 51 – К-т 66 (67)
– на сумму полученного займа;

Д-т 66 (67) – К-т 92
– на сумму непогашенного займа при ликвидации организации.

Справочно: по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 760 ГК).

Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа (ст. 763 НК).

Сумму займа считают возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующихденежных средств на его банковский счет (если иное не предусмотрено договором займа).

Ирина Задорожная, экономист
 
 
7 (231). Иностранная организация, не осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство (зарегистрирована в налоговом органе под статусом "представительство", без ведения предпринимательской деятельности), в январе 2011 г. реализовала бывший в употреблении объект основных средств белорусской организации.

Возникает ли в данном случае у иностранной организации объект для исчисления налога на прибыль?

Объектом обложения налогом на прибыль считают валовую прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми на основании п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями (п. 1 ст. 126 НК).

Валовой прибылью в целях исчисления налога на прибыль признают:

– для белорусских организаций – сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумму прибыли иностранной организации, полученную через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, не являются плательщиками налога на прибыль. Поэтому для ответа на поставленный вопрос необходимо выяснить, не приведет ли реализация объекта основных средств иностранной организацией на территории Республики Беларусь к возникновению постоянного представительства иностранной организации на территории Беларуси.

Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признают обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации натерритории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 139 НК).

Рассмотрим, является ли реализация иностранной организацией на территории республики бывшего в употреблении объекта основных средств предпринимательской деятельностью.

Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, следует применять в тех значениях, в каких их используют в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 2 ст. 1 НК).

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и их не используют для собственного потребления (п. 1 ст. 1 ГК).

Реализация бывшего в употреблении объекта основных средств на территории Республики Беларусь иностранной организацией является разовой сделкой (не направлена на систематическое получение прибыли). Следовательно, иностранная организация не может быть признана постоянным представительством на территории Республики Беларусь (разовая сделка по реализации объекта основных средств не является предпринимательской деятельностью). Поэтому в данном случае реализацию объекта основных средств иностранной организацией на территории Беларуси не облагают налогом на прибыль.

При определении того, осуществляет иностранная организация на территории Беларуси деятельность через постоянное представительство либо нет, необходимо анализировать деятельность этой организации в комплексе.

8 (232). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.

Возникает ли в данном случае у иностранной организации объект для исчисления НДС?
 
НДС должна исчислить организация, приобретающая основное средство.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).

Таким образом, при реализации на территории Республики Беларусь иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство, объекта основных средств обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящую на учете в налоговых органах РБ организацию (индивидуального предпринимателя), приобретающую данный объект основных средств.
 
В учете белорусской организации – покупателя:

Д-т 08 – К-т 60
– на стоимость приобретенного основного средства;

Д-т 18 – К-т 68
– на сумму исчисленного НДС.
 
9 (233). Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (зарегистрирована в налоговом органе под статусом "представительство"), реализовала на территории республики бывший в употреблении объект основных средств другой иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Беларуси через постоянное представительство (зарегистрирована в налоговом органе под статусом "представительство").

Возникает ли в изложенной ситуации объект обложения НДС?
 
Возникает у покупателя.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связис этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).

Таким образом, при реализации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (зарегистрированной в налоговом органе под статусом "представительство"), на территории Республики Беларусь бывшего в употреблении объекта основных средств другой иностранной организации, не осуществляющей деятельность в республике через постоянное представительство (зарегистрированной в налоговом органе под статусом "представительство"), обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящую на учете в налоговых органах РБ иностранную организацию, приобретающую объект основных средств.

Организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь (в т.ч. иностранные организации и аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций), суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, относят на увеличение их стоимости (п. 4 ст. 106 НК).

Игорь Кинцак, аудитор
 
УЧЕТ НЕЗАВЕРШЕННОГО КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

10 (234). Организация продает объект незавершенного капитального строительства, числящийся на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Необходимо ли в связи с этим производить сторнирование сумм переоценок объекта незавершенного строительства записью Д-т 08 – К-т 83 методом "красное сторно", а затем переводить объект на счет 43?
 
Сторнировать суммы переоценок необходимо. Объект не следует переводить на счет 43.

На счете 08 нужно отражать информацию о вложениях организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или готовой строительной продукции (объекта), предназначенной для реализации или созданной на условиях долевого строительства, а также о затратах по долевому строительству (Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изменениями и дополнениями)). При продаже и прочем выбытии вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость списывают с кредита счета 08 в дебет счета 91 "Операционные доходы и расходы".

Для ответа на поставленный вопрос приведем также нормы Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10. В п. 56 данного документа сказано, что при строительстве объекта для дальнейшей продажи законченный строительством объект следует учитывать у собственника по дебету счета 43 "Готовая продукция", субсчет "Объект недвижимости, предназначенный для продажи", в корреспонденции с кредитом счета 08 по сумме всех затрат.

До вступления в силу нормативными правовыми актами не была предусмотрена корреспонденция счетов, указанная в изложенной ситуации.

В случае если организацией принято решение об отчуждении или ликвидации (списании) объекта незавершенного строительства, в учете необходимо сделать запись методом "красное сторно": Д-т 08 "Вложения во внеоборотные активы" – К-т 83 "Добавочный фонд" – на сумму дооценки (уценки) объекта незавершенного строительства (п. 63 Инструкции о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее – Инструкция № 162/131/37)).

Таким образом, при продаже объекта незавершенного капитального строительства, числящегося на счете 08, необходимо произвести сторнирование сумм переоценок объекта незавершенного строительства записью Д-т 08 – К-т 83 методом "красное сторно", но переводить объект на счет 43 неправомерно.
 
Справочно: Инструкция № 162/131/37 вступила в силу с 10 февраля 2011 г. До указанной даты нормативные документы не предусматривали отражение методом "красное сторно" сумм всех переоценок незавершенного строительства при его реализации.

Игорь Кинцак, аудитор
 
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

11 (235). В белорусской организации по совместительству работают россияне, которые выполняют работу по трудовому договору на территории Российской Федерации и результат ее присылают по Интернету. Эти работники не имеют ни постоянного, ни временного места жительства в Республике Беларусь. Они относятся к временно пребывающим в Беларуси.

Надо ли по доходам таких работников производить отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах?
 
Не надо.

Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизньи здоровье граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих в Республике Беларусь (п. 243 (с учетом требований, предусмотренных абз. 3 п. 242) Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08. 2006 № 530).

В отношении иностранных граждан установлен один из 3 режимов их пребывания в Республике Беларусь: временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание (Закон РБ от 04.01.2010 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", далее – Закон).

Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец – это лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами РБ, разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцем считают лицо, получившее в порядке, предусмотренном законодательными актами РБ и постановлениями Совета Министров РБ, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

Такие разъяснения приведены в ст. 1 Закона.

Таким образом, если у иностранного гражданина отсутствует полученное в установленном порядке разрешение на временное или постоянное проживание в Республике Беларусь, он не подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вне зависимости от характера отношений, складывающихся между ним и белорусской организацией по поводу выполняемой им в ее пользу работы.
 
Примечание. Вопросы соблюдения порядка заключения трудового договора с иностранным гражданином в данном ответе не рассматриваются.

Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

12 (236). Организация оказывает услуги по изготовлению памятников юридическим и физическим лицам, применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС.

Можно ли использовать при приеме наличных денег за оказанные услуги талоны 20-СФ вместо кассового аппарата?
 
Можно до 1 июля 2011 г.

Юридические лица* принимают наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами и постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее – постановление № 18/1) (подп. 2.1п. 2 постановления № 18/1).
__________________________
* В т.ч. Нацбанк РБ, банки, небанковские кредитно-финансовые организации при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже монет, драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленного подразделения (далее – юридические лица).

Юридические лица вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов в случае оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену (подп. 2.2.17 п. 2 постановления № 18/1).

Услуга по изготовлению памятников является бытовой услугой, код ритуальных услуг – 019500, услуг по изготовлению памятников – 019513 (Общегосударственный классификатор РБ ОКРБ 015-2003 "Услуги населению", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 09.12.2003 № 49).

Таким образом, использование талонов формы 20-ФС для приема наличных денежных средств возможно только при условии, указанном в подп. 2.2.17 п. 2 постановления № 18/1.

Формы первичных учетных документов, не включенных в утвержденный Советом Министров РБ перечень, может утвердить руководитель организации либо республиканский орган государственного управления по согласованию с Минфином РБ (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114)).

В развитие Указа № 114 принят перечень первичных учетных документов (утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов" (далее – перечень)), формы которых обязательны к применению. В данном перечне талон формы 20-ФС отсутствует.

Срок действия талона формы 20-ФС продлен до 1 июля 2011 г. (п. 1 постановления Минфина РБ от 23.03.2011 № 11). В настоящее время организация вправе самостоятельно выбирать, какие документы будут использованы при приеме наличных денежных средств от потребителей услуг: приходный кассовый ордер формы КО-1 (по перечню) или талон формы 20-ФС (до 1 июля 2011 г.).

Владимир Васильев, экономист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.