Против введения уголовной ответственности за непредставление документов бухучета выступают бизнес-союзы


В Беларуси планируется ввести уголовную ответственность за нарушение порядка представления и (или) сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сборов. Такие меры предусмотрены в проекте Закона Республики Беларусь "О внесении дополнений и изменений в некоторые Законы Республики Беларусь", разработанном в МНС. Бизнес-союзы категорически против такого ужесточения.

Эксперты ОО "Белорусский союз предпринимателей" (БСП) проанализировали проект и выявили в нем ряд существенных недостатков в части законодательной техники и по сути.

Справочно. Законопроект предусматривает включение в УК статьи 243-1, в соответствии с которой непредставление контролирующему органу документов бухгалтерского учета, учета доходов и расходов, осуществляемого индивидуальным предпринимателем, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения, иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сборов, лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо лицом, выполняющим эти обязанности по специальному поручению или добровольно принявшим на себя такие обязанности, вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения им обязанностей по составлению, ведению и (или) сохранности таких документов, сопряженное с неисполнением налогового обязательства в крупном размере, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, наказывается штрафом, или арестом со штрафом, или ограничением свободы на срок до 2 лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, сопряженное с неисполнением  налогового обязательства, в особо крупном размере, – наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет со штрафом или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо плательщиком, неисполнение налогового обязательства которого вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы неисполненного налогового обязательства  либо в установленный законодательством срок восстановлены документы бухгалтерского учета, учета доходов и расходов, осуществляемого индивидуальным предпринимателем, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения, иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов.

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом документов в случае их выбытия помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц не влечет уголовной ответственности по настоящей статье.

В обосновании законопроекта сказано, что он разработан целях выполнения требований Протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 16 февраля 2015 г. в ходе совещания об актуальных вопросах налоговой политики Республики Беларусь.

Однако эксперты БСП полагают, что такое обоснование некорректно. "Из дословного текста Протокола поручений Президента Республики Беларусь не следует, что перед Министерством ставилась задача введения нового уголовного состава в действующее законодательство, – отмечают в БСП. – Поручение давалось об "ужесточении" уже действующей административной и уголовной ответственности".

По мнению экспертов, данное обстоятельство имеет принципиальное значение, так как введение нового состава в Уголовный кодекс требует не только времени для формирования правоприменительной практики (разработку и принятия постановлений Пленума Верховного Суда, формирования методик расследования и т. п.), но и влечет неизбежные ошибки при применении новой статьи УК. В качестве примера в БСП приводят практику применения действующей ст. 243 УК ("Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов"), которая до сих пор совершенствуется.

Вызывают вопросы и формулировки новой статьи, в том числе определение объекта преступления. Эксперты полагают, что данном случае имеется в виду непредставление контролирующему органу документов налогового, а не бухгалтерского учета, как указано в проекте.

Справочно. Налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством (часть первая пункта 1 статьи 62 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь).

Бухгалтерский учет определяется как система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности (абзац четвертый статьи 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").

Кроме того, отмечают в БСП, в предлагаемой редакции проекта не уточнено, в какой срок должно наступить "неисполнение налогового обязательства". Впрочем, такая формулировка, по мнению экспертов, в принципе противоречит действующему законодательству: "На основании пункта 17 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (ред. от 06.05.2015, с изм. от 04.06.2015), а также пункта 2 статьи 81 НК контролирующему (надзорному) органу предоставлено право определять размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) двумя методами:

а) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;

б) расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

В таком случае при надлежащей работе контролирующих органов "неисполнение налогового обязательства в крупном размере" просто быть не может".

В БСП напоминают, что в соответствии с пунктом 24 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности", для подготовки проекта акта следует определить размеры необходимых для его реализации финансово-экономических затрат. "При введении нового уголовного состава преступления в обосновании проекта должно быть указано количество новых мест, которые должны быть образованы в пенитенциарной системе", – отмечают эксперты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.