Появятся национальные стандарты бухгалтерского учета и от-четности (Комментарий к отдельным положениям Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З)


Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон) обеспечит более системное и в отдельных моментах более детальное регулирование вопросов бухгалтерского учета и отчетности по сравнению с действующим Законом РБ от 18.10.1994 «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – действующий Закон). Закон вступает в силу, за исключением норм, касающихся сертификации главных бухгалтеров общественно значимых организаций, с 1 января 2014 г.

С 2014 г. на подзаконном уровне вопросы бухгалтерского учета и отчетности будут регулироваться новой разновидностью нормативных правовых актов – национальными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, принимаемыми Минфином и определяющими правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации и (или) раскрытия информации в отчетности. Наряду с ними могут приниматься и иные нормативные правовые акты Минфина, в частности инструкции.

Из сферы регулирования Закона исключены некоторые вопросы бухгалтерского учета и отчетности, например вопросы отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета (части четвертая – седьмая ст. 12 действующего Закона). Теперь соответствующий порядок поручено устанавливать Минфину (для банков – Нацбанку). В настоящее время данные вопросы регулируют как действующий Закон, так и гл. 9 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.

Существенных изменений в вопросы составления первичных учетных документов Закон не привнес. В нем реализованы уже знакомые нормы Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».

Новацией является правило п. 6 ст. 10 Закона: первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Минфином, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).

Исключена возможность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности лично руководителем унитарного предприятия. Напомним, что действующим Законом такое допускается, если это закреплено в уставе предприятия, независимо от наличия у руководителя соответствующего образования и опыта работы.

Право вести учет и составлять отчетность лично получили руководители микроорганизаций (в т.ч. унитарных предприятий, отвечающих установленным критериям микроорганизации), товариществ собственников, общественных и религиозных организаций (объединений), но лишь при условии, что они:

– имеют высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;

– не имеют непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Максим Коршекевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.