Что надо учитывать при поставках промтоваров в условиях временного запрета на вывоз? ГТК разъясняет и рекомендует


ГТК разъяснил вопросы практического применения норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2022 № 147 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров» (далее – постановление № 147).

При поставках товаров за пределы Республики Беларусь необходимо учитывать следующее:

1) поставка товаров в Российскую Федерацию осуществляется без ограничений;

2) поставка товаров в иные страны ЕАЭС (Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика) может быть осуществлена при наличии у поставщика одного из следующих документов:

  • сертификата о происхождении товара (далее – сертификат) формы СТ-1 или сертификата иной формы (СТ-2, СТ-3, EAV, «А», общей формы), подтверждающего белорусское или российское происхождение товара;

  • акта экспертизы, выдаваемого БелТПП, о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (либо, при наличии, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемого Минпромторгом России);

  • разовой лицензии, выдаваемой МАРТ по согласованию с облисполкомами (Мингорисполкомом).

Сведения об этих документах рекомендовано указывать в графе 22 «Дополнительная информация / Сведения об имеющихся документах» статистической декларации;

3) поставка товаров в третьи страны и страны СНГ (за исключением Российской Федерации, Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики) осуществляется при предоставлении в таможенные органы Республики Беларусь одного из следующих документов:

  • сертификата формы СТ-1 или сертификата иной формы (СТ-2, СТ-3, EAV, «А», общей формы), подтверждающего белорусское или российское происхождение товара;

  • акта экспертизы, выдаваемого БелТПП, о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь (либо, при наличии, заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Минпромторгом России);

  • разовой лицензии, выдаваемой МАРТ по согласованию с облисполкомами (Мингорисполкомом);

  • информации заинтересованного государственного органа, иной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, облисполкома (Мингорисполкома), администрации СЭЗ (далее – Регулятор) о необходимости вывоза товара.

Примерная форма, рекомендованная ГТК для заполнения Регулятором и последующего предоставления в адрес таможенных органов Республики Беларусь, содержится в Приложении 1 к Разъяснениям ГТК.

Справочно. Информация о необходимости вывоза товара выдается отдельно на каждую товарную партию в рамках одного контракта (договора) поставки. Одна товарная партия рассматриваются как товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу.

ГТК рекомендует организациям для ускорения процедуры принятия решения представлять в адрес Регулятора:

  • сопроводительное письмо в свободной форме, содержащее в себе подробное обоснование необходимости вывоза товара, информацию, позволяющую подтвердить такую необходимость, а также сведения об экспортере (отправителе), наименовании товара и код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;

  • копии контрактов (договоров) и копии дополнительных соглашений к контрактам (договорам), предусматривающих вывоз промышленной продукции;

  • справки о промышленной продукции (код ТН ВЭД ЕАЭС, количество и стоимость в соответствии с контрактом, страна назначения промышленной продукции, отправитель промышленной продукции, цель вывоза промышленной продукции, информация о месте использования промышленной продукции, предполагаемые сроки вывоза промышленной продукции, возможный пункт пропуска, технические и коммерческие характеристики, позволяющие идентифицировать промышленную продукцию, функциональное назначение промышленной продукции, перечень выполняемых ею функций и (или) область применения);

  • иные документы, содержащие сведения, позволяющие объективно оценить критичность для Республики Беларусь вывозимого товара.

В отношении отдельных видов продукции Регулятором могут быть рекомендованы к предоставлению иные сведения (по усмотрению Регулятора).

Информация Регулятора в адрес ГТК о необходимости вывоза товара направляется:

– заинтересованными государственными органами, иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, – в отношении подведомственных организаций;

– облисполкомами (Минским горисполкомом) – в отношении подведомственных организаций, а также организаций без ведомственной подчиненности, расположенных на административной территории области (г. Минска);

– администрациями СЭЗ – в отношении резидентов СЭЗ.

Внимание! Постановление № 147 не ограничивает право субъекта хозяйствования обращаться по вопросу направления в ГТК информации о необходимости вывоза товара в любой из указанных органов.

Критерии, которые могут учитываться для целей выдачи информации о необходимости вывоза товара либо получения разовой лицензии:

  • отсутствие критического недостатка промышленной продукции на территории Республики Беларусь (информация о текущем насыщении национального рынка продукцией, аналогичной вывозимой, которой располагает регулятор);

  • наличие ранее действующих аналогичных контрактов, предусматривающих необходимость поставки того или иного товара, подтверждающих длительность сотрудничества субъекта хозяйствования с иностранным контрагентом;

  • достаточность предоставленной субъектом хозяйствования информации о необходимости поставки товара по новым контрактам;

  • соотнесение вывозимого товара (на основании детального анализа имеющейся у Регулятора информации о таком товаре) с товаром, который может быть определен как товар критического импорта (нехватка которого на внутреннем рынке может создать угрозу национальной безопасности);

  • исключение риска вывоза производственных фондов предприятий, сформированных с участием либо полностью за счет капитала иностранных организаций, а также производственных фондов национальных предприятий, отсутствие которых несет в себе риски для национальной безопасности;

  • наличие рекомендации МАРТ (в целях обеспечения потребительского рынка бытовой техникой) о нецелесообразности информирования таможенных органов Республики Беларусь о необходимости вывоза за пределы Республики Беларусь товаров, которые не производятся в республике или производятся в недостаточном объеме, или согласования выдачи разовой лицензии на вывоз таких товаров в соответствии с прилагаемым списком (Приложение 2 к Разъяснениям ГТК).

В случае невозможности (недостаточности информации, отсутствии должной компетенции) облисполкома, администрации СЭЗ объективно оценить необходимость вывоза товара по указанным критериям для согласования субъекту хозяйствования информации о необходимости вывоза товара либо выдачи разовой лицензии МАРТ, необходимая информация может быть запрошена у отраслевых и иных государственных органов, а также организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Информация в адрес Регулятора предоставляется хозяйствующим субъектом по системе электронного документооборота или на бумажном носителе. Информация Регулятора о наличии необходимости вывоза товара в адрес ГТК предоставляется по системе электронного документооборота.

Подготовлено по материалам интернет-портала Таможенных органов Республики Беларусь

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup