Дистанционный налоговый контроль за наличкой (Комментарий к постановлению МНС Республики Беларусь от 09.04.2015 № 7 «О внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 9»)


Организации (индивидуальные предприниматели) при наступлении соответствующих сроков обязаны обеспечивать прием наличных денег и (или) банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов.

Так, с 1 октября 2015 г. это уже должны делать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на автозаправочных станциях нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие на автозаправочных станциях услуги (подп. 2.6 п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования»; далее – постановление № 924/16).

В целях реализации нормы подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 МНС приняло постановление от 09.04.2015 № 7 (далее – постановление № 7; вступило в силу с 31 мая т.г.), новации которого будут рассмотрены в предлагаемом комментарии.

1. Постановление № 7 изложило в новой редакции Инструкцию о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных (далее – Инструкция), а также определило порядок:

1) установки, обслуживания и снятия республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам») средства контроля налоговых органов (далее – СКНО):

– в автоматические электронные аппараты и торговые автоматы (СКТА);

– в кассовое оборудование (СККО).

Нормы, определяющие единый порядок установки, обслуживания и снятия СКНО в (из) автоматы(ов) и кассовое(го) оборудование(я), отражены в гл. I Инструкции, а особенности – в гл. II и III Инструкции;

2) осуществления указанным предприятием функций центра обработки данных (далее – ЦОД) как системы контроля торговых автоматов, так и системы контроля кассового оборудования.

Он изложен в гл. IV Инструкции.

С помощью установленных на кассовом оборудовании (автоматах) СКНО сведения о выручке будут поступать по каналам связи в центр обработки данных, где получаемая информация будет накапливаться, храниться и обрабатываться.

Это позволит налоговым органам оперативно выявлять субъектов предпринимательской деятельности, скрывающих выручку, и адресно в отношении их проводить контрольные мероприятия.

2. Многим организациям не придется приобретать новое кассовое оборудование

Бо'льшая часть используемого в настоящее время кассового оборудования будет сохранена путем доработки его программного обеспечения для работы совместно с СККО.

Постановление № 924/16 предусматривает поэтапное проведение работ по подключению кассового оборудования к СККО в зависимости от категорий субъектов хозяйствования, начиная с крупных субъектов хозяйствования, где значительные объемы денежных оборотов (автозаправочные станции, автомобили-такси, торговые объекты с торговой площадью 650 м2 и более), и заканчивая мелким бизнесом (индивидуальные предприниматели).

3. СКНО можно установить только на модель (модификацию) кассового оборудования, включенную в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.

4. Установка, обслуживание, снятие СКНО осуществляются только на основании гражданско-правового договора, заключенного с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

5. Организациям, использующим кассовое оборудование с установленным СКНО, не надо:

– проводить замену этого оборудования по истечении 6 лет с даты его первой регистрации в налоговом органе;

– печатать контрольную ленту;

– вести книгу кассира;

- регистрировать это оборудование в инспекциях МНС Республики Беларусь.

6. Контроль за соблюдением порядка приема наличных денег и использования кассового оборудования возложен на налоговые органы и органы КГК.
 

Более подробно читайте в электронном "Главном Бухгалтере", 2015, № 31, с. 33.

Наталья Рощина, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup