При камеральной проверке налоговый орган может потребовать любой документ


(Комментарий к ст. 70 и 81 Налогового кодекса, в редакции Закона от 30.12.2015 № 343-З)

Полномочия налоговых органов при проведении камеральных проверок значительно расширены

До 2016 г. при камеральной проверке представленной налоговой декларации (расчета) налоговики могли потребовать у организации (ее обособленного подразделения, которое имеет УНП), представительства иностранной организации, ИП только:

  • дополнительные сведения;
  • пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов и пошлин (ст. 70 Налогового кодекса (далее -  НК)).

Истребования у таких лиц документов НК не допускал. Исключение составляли только плательщики, которые пользовались налоговыми льготами. Тогда налоговики имели право потребовать у них документы о подтверждении прав на льготы.

Комментируемый Закон изменил вышеизложенный порядок.

Так, с 1 января 2016 г. при проведении камеральной проверки любых плательщиков налоговый орган вправе:

  • потребовать от них любые документы без ограничений и дополнительные сведения;
  • получать пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов и пошлин.

Отметим, что реально это нововведение начнет «работать» только при условии соответствующей корректировки Указа № 510*, так как он имеет более высокую юридическую силу по отношению к НК.

Сокращен с 3 месяцев до 1 определенный в п. 2 ст. 81 НК срок для восстановления плательщиком документов…

…бухгалтерского, налогового учета и (или) иных документов, связанных с налогообложением. Это сделано для перерасчета сумм налогов, сборов и пошлин, которые исчислены налоговым или таможенным органом на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о плательщике, полученных от других госорганов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юрлицах и ИП, которые осуществляют аналогичные виды деятельности.

Этот срок, как и раньше, исчисляют со дня направления или вручения плательщику или его представителю акта проверки.

Напомним,  что если в ходе проверки плательщик не представил необходимые документы или они у него отсутствуют, то налоговый и таможенный органы вправе устанавливать в порядке, предусмотренном Советом Министров, размер сумм налогов, сборов и пошлин, причитающихся к уплате в бюджет, на основании указанных сведений (п. 17 Указа № 510, п. 2 ст. 81 НК).

Более подробно читайте в электронном "Главном Бухгалтере", 2016, № 3, с. 53.

 

* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).

 

Максим Коршекевич, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup