Налоговый контроль и формы его проведения: есть особенности (Комментарий к отдельным статьям Налогового кодекса Республики Беларусь)


Налоговый кодекс ограничивает случаи проведения выездных проверок

Случаи проведения налоговыми органами выездных проверок определены Налоговым кодексом (далее - НК) и Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510). При этом перечень случаев, приведенный в НК, является ограничительным (см. таблицу).

 

НК

Указ № 510

Налоговые органы вправе проводить выездные проверки, в частности:

 

1) дополнительные:

при ликвидации (прекращении деятельности) организаций, в т.ч. по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам), для признания государственной регистрации организаций недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

– государственных органов;

– тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением нотариусов, а также адвокатов, лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма);

– в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

– при прекращении деятельности представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь;

2) встречные – в рамках проведения вышеуказанных проверок

плановые и внеплановые, в т.ч. внеплановые тематические оперативные проверки,- в иных случаях, не перечисленных в НК

 

В ходе выездной проверки может применяться наблюдение хронометражным методом, цель которого – установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение.

Минимальная продолжительность наблюдения в каждом из обслуживающих объектов составляет 10 последовательных дней его функционирования. Но может быть и дольше. При этом наблюдение должно осуществляться на протяжении всего времени функционирования такого объекта в течение дня.
 

Важно! Наблюдение хронометражным методом не осуществляется:

- при проведении внеплановой тематической оперативной проверки;

- в отношении плательщиков, со дня государственной регистрации которых не прошло 2 года (за исключением организаций, созданных в порядке реорганизации).

Камеральные проверки не регулируются Указом № 510

Такие проверки проводятся в соответствии с нормами НК и заключаются в изучении налоговых деклараций (расчетов), деклараций о доходах и имуществе и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством. Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение по месту нахождения налогового органа.

В результате камеральной проверки также контролируются:

– своевременность и полнота представления налоговых деклараций (расчетов) и других документов, обязанность представления которых установлена законодательством;

– соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и другим платежам в отчетном периоде;

– правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, иных платежей, подлежащих уплате в бюджет согласно представленным налоговым декларациям (расчетам);

соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

– обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

– своевременность и полнота уплаты (удержания и перечисления) в бюджет налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, возложен на налоговые органы, и пеней.

То есть контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами только на стадии камерального контроля, позволяют выявить отклонения либо признаки противоправных деяний плательщиков для принятия соответствующих мер.

Тематическая оперативная проверка: наиболее распространенный метод – контрольная закупка

Цель проведения тематической оперативной проверки такая же, как и при хронометражном методе: установление фактов сокрытия выручки (дохода), являющейся объектом налогообложения.

Наиболее эффективные способы, применяемые в ходе проведения данной проверки, – это:

– контрольная закупка товарно-материальных ценностей;

– контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

Такие способы контроля выражены в искусственном создании должностными лицами налоговых органов ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.

Поэтому денежные средства (в т.ч. в иностранной валюте), принятые в оплату товарно-материальных ценностей, заказа на выполнение работ, оказание услуг, подлежат возврату должностным лицам налогового органа, проводившим контрольную закупку, а товарно-материальные ценности – возврату организации (кроме случаев их изъятия).

Более подробно читайте в электронном "Главном Бухгалтере", 2015, № 31, с. 37.

Иван Ростик, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.