Круглый стол «Трансфертное ценообразование: особенности работы в 2019 году» состоялся

14 октября 2019

Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол на тему «Трансфертное ценообразование: особенности работы в 2019 году».

Мероприятие состоялось 27 сентября 2019 г. В нем приняли участие Бутько Юлия Викторовна – начальник отдела трансфертного ценообразования управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Статкевич Виктор Геннадьевич – аудитор, член редколлегии и эксперт журнала «Главный Бухгалтер», советник по налоговым и финансовым вопросам юридической компании Revera Consulning Group, член экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков, а также эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки вправе проверить соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации на основании примененных им цен, и налоговой базы, определенной с учетом рыночных цен. Контроль за трансфертным ценообразованием позволяет налоговым органам выявлять факты уклонения от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками путем манипулирования ценами. В ходе круглого стола были рассмотрены вопросы о методах определения рыночных цен при совершении сделок со взаимозависимыми лицами и алгоритме составления экономических обоснований по запросу уполномоченных органов и для проведения внутренних процедур контроля за финансовыми условиями, отличными от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках.

После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Бутько Юлия Викторовна подробно остановилась на основных изменениях, произошедших с 1 января 2019 г. и касающихся состава контролируемых сделок для целей трансфертного ценообразования.

С 2019 г. в связи со вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), контролю соответствия рыночным ценам подлежат следующие сделки:

– внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами, если сумма цен сделок с одним лицом за год превысит 400 тыс. руб. для всех плательщиков, за исключением крупных плательщиков, и 2 млн. руб. руб. – для крупных плательщиков (подп. 3.1 п. 3 ст. 88 НК).

Справочно: стоимостный порог сделок с одним лицом без учета косвенных налогов в 2018 г. составлял 100 тыс. руб.;

– сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав с резидентами Республики Беларусь – взаимозависимыми лицами, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (освобождены от налога на прибыль).

Стоимостный критерий для таких сделок с одним лицом должен составлять до 400 тыс. руб. для всех плательщиков, за исключением крупных плательщиков, и до 2 млн. руб. – для крупных плательщиков (подп. 3.2 п. 3 ст. 88 НК). Для применения данного подпункта к таким лицам относятся:

– резиденты свободных экономических зон;

– плательщики, применяющие особые режимы налогообложения;

– плательщики, осуществляющие деятельность на определенных законодательными актами территориях, резиденты Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Без стоимостного порога подлежат контролю сделки по реализации или приобретению недвижимого имущества и жилищных облигаций, совершенные с взаимозависимыми лицами, применяющими особые режимы налогообложения (п. 3 ст. 88 НК).

Важно! Не подлежат контролю соответствия рыночных цен сделки, в результате которых физическое лицо приобрело в собственность жилое помещение, в котором оно постоянно проживало не менее 5 лет (подп. 1.3 п. 1 ст. 88 НК);

– внешнеторговые сделки по реализации или приобретению стратегических товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, если сумма цен сделок с один лицом за год превысит 2 млн. руб. (подп. 3.3 п. 3 ст. 88 НК);

– внешнеторговые сделки с резидентами оффшорных зон (критерий для таких сделок в год с одним лицом составляет 400 тыс. руб. (подп. 3.4 п. 3 ст. 88 НК) и является единым для всех плательщиков).

Условия контроля сделок с взаимозависимыми лицами – резидентами Республики Беларусь

Контроль сделок с взаимозависимым лицом – резидентом, включая посредничество третьего лица, через совокупность сделок осуществляется при возникновении следующих условий:

1) цена (показатель рентабельности) анализируемой сделки находится вне диапазона рыночных цен (диапазона рыночных показателей рентабельности) (п. 3 ст. 87 НК);

2) цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году превысила стоимостный порог (подп. 3.2 п. 3 ст. 88 НК).

Обратите внимание! Сумма цен сделок с одним контрагентом определяется путем суммирования значения цены каждой сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или значения цены каждой сделки с ним по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 ст.88 НК).

Не подлежат контролю соответствия рыночным ценам сделки независимо от условия их признания контролируемыми:

– сделки по реализации или приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, если цена (стоимость) сделки определена международным договором Республики Беларусь (п. 5 ст. 88 НК);

– операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (абз. 4 п. 5 ст. 88 НК).

 

Методы определения рыночных цен

Юлия Викторовна подробно остановилась на применяемых методах определения рыночных цен:

– метод сопоставимых рыночных цен;

– метод цены последующей реализации;

– затратный метод;

– метод сопоставимой рентабельности;

– метод распределения прибыли.

С 2019 г. изменилась последовательность применения этих методов, а также допускается использование комбинации двух и более методов.

Важно! С учетом фактических обстоятельств и условий анализируемой сделки применяют тот метод, который позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены анализируемой сделки рыночной цене. Налоговый орган осуществляет контроль соответствия цены рыночной цене в сделке с использованием примененного плательщиком метода определения рыночных цен. Исключением являются случаи, когда налоговый орган обоснует, что примененный плательщиком метод не позволяет наиболее точно определить рыночную цену применительно к анализируемой сделке.

Порядок определения цен для целей налогообложения можно закрепить в соглашении с налоговым органом

Соглашение о ценообразовании между плательщиком и налоговым органом определяют обязательства по порядку определения цен для целей налогообложения и (или) применения методов определения рыночных цен. Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким однородным сделкам на срок, не превышающий 3 календарных лет, и продлено в последующем максимум еще на 2 календарных года.

Соглашение о ценообразовании могут заключить с МНС следующие плательщики:

– включенные в перечень крупных плательщиков;

– совершившие анализируемые сделки в сумме более 2 000 000 руб. (без учета НДС, акцизов).

Проверка исполнения плательщиком соглашения о ценообразовании осуществляется МНС. Доначисление налога на прибыль или уменьшение сумм убытка в отношении контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы в соглашении о ценообразовании, не производится, если плательщиком были соблюдены условия подписанного соглашения о ценообразовании.

После вкусного обеда проходила вторая часть общеобразовательного мероприятия с участием спикера Статкевича Виктора Геннадьевича, который обратил внимание слушателей, что налоговые органы при выявлении фактов занижения уплаты налогов обязывают субъектов хозяйствования произвести корректировку налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка. Плательщик вправе самостоятельно сделать корректировку налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка и доплатить налог на прибыль.

Одним из главных новшеств в части контроля за применяемыми ценами являются обязательные для применения формы отчетности по трансфертному ценообразованию, подтверждающие экономическую обоснованность примененных цен, а также возможность заключения с налоговыми органами соглашения о ценообразовании.

При применении механизма контроля трансфертного ценообразования плательщики и налоговые органы, вправе использовать следующую информацию (п. 1 ст. 90 НК):

• данные о ценах фондовых и товарных бирж;

• таможенную статистику;

• информацию, размещенную на государственных ресурсах;

• сведения, полученные информационно-ценовыми организациями;

• данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами;

• финансовую и статистическую отчетность, как национальную, так и иностранных государств, и другую информацию.

Виктор Геннадьевич акцентировал внимание слушателей на необходимость составления отчетности по трансфертному ценообразованию. Форма отчетности, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены, установлена в приложении 23 к постановлению МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 (далее – постановление № 2) и может быть представлена в следующих формах:

1) документации, подтверждающей экономическую обоснованность примененной цены;

2) экономического обоснования примененной цены.

По требованию налоговых органов налогоплательщики обязаны составлять и представлять документацию по утвержденной форме в следующих случаях (п. 2 ст. 97 НК):

• если налогоплательщик включен в перечень крупных плательщиков и им совершена внешнеторговая сделка со взаимозависимым лицом;

• если речь идет о внешнеторговой сделке по реализации или приобретению стратегических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, калий, лесоматериалы, железо, сталь).

По остальным контролируемым сделкам, кроме тех, по которым налогоплательщик обязан представлять документацию, налоговые органы могут при проверке потребовать у налогоплательщика экономическое обоснование примененной цены, форма которого представлена в приложении 24 к постановлению № 2 (п. 5 ст. 97 НК).

Виктор Геннадьевич отметил, что срок представления документации и экономического обоснования налоговый орган должен указать в письменном запросе. Данный срок устанавливается в диапазоне от 2 до 10 рабочих дней (п. 8 ст. 73 и п. 2 ст. 79 НК).

В ходе общения со слушателями спикер высказал мнение и рекомендовал организациям, которые попадают под контроль трансфертного ценообразования, разрабатывать полноценный пакет документации. Сделать это можно как самостоятельно, так и обратившись за помощью в консалтинговые компании, имеющие необходимый опыт работы и доступ к коммерческим базам данных, без использования которых порой невозможно обосновать применяемые цены.

Важно! Статьи по материалам круглого стола опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup