При расчете экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов учтите новации законодательства по лимитам (Комментарий к законодательным актам, регулирующим сферу природопользования)


Лимиты указываются в соответствующих разрешениях

Плательщики экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов вправе исчислять сумму налога исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога (п. 3 ст. 208, п. 3 ст. 214 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

В 2013 г. Законом РБ от 12.12.2012 № 6-З (далее – Закон № 6-З) и иными законодательными актами были упрощены некоторые административные процедуры в области природопользования. В частности, была упразднена, как отдельная, процедура установления лимитов на природопользование.

С 16 марта 2013 г. лимиты на природопользование:

• представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, хранения и захоронения отходов производства и иных видов вредного воздействия на окружающую среду (ст. 27 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 2-З), в ред. Закона № 6-З);

• указываются в соответствующих разрешениях: разрешении на хранение и захоронение отходов производства, разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т.д. (ст. 25 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» и ст. 33 Закона № 2-З, в ред. Закона № 6-З).

С 8 августа 2013 г. не применяется 10-кратная ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов

8 августа 2013 г. вступили в силу некоторые изменения и дополнения, внесенные Законом РБ от 02.05.2013 № 19-З в Кодекс РБ о недрах.

Главное изменение – это то, что с указанной даты не устанавливаются лимиты добычи (изъятия) полезных ископаемых и подземных вод в соответствии с Кодексом о недрах, поскольку из него исключены:

• компетенция Совета Министров РБ по утверждению лимитов добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) (подп. 1.3 п. 1 ст. 10 Кодекса о недрах изложен в новой редакции);

• компетенция Минприроды по разработке и внесению на утверждение в Совет Министров РБ предложений об установлении лимитов добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) (подп. 1.13 п. 1 ст. 11 Кодекса о недрах исключен);

• компетенция местных Советов депутатов по утверждению лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод (подп. 1.2 п. 1 ст. 13 Кодекса о недрах исключен).

Соответствующие изменения внесены и в ряд других статей Кодекса о недрах. В частности, из ст. 16 этого Кодекса исключен подп. 2.6 п. 2, определявший обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами, соблюдать установленные лимиты добычи полезных ископаемых.

Таким образом, с 8 августа 2013 г. отсутствует основание для применения в отношении плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых и подземных вод, повышенной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, предусмотренной п. 3 ст. 213 НК.

Напомним, что налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов:

• за превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов;

• за добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов).

Исключением являются изъятия виноградной улитки, личинок хирономид, зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной), гадюки обыкновенной (п. 3 ст. 213 НК).

Внимание! В настоящее время подготовлена редакция НК, учитывающая указанные изменения законодательства.

Ирина Комоско, начальник управления природопользования и инновационного развития Минприроды РБ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup