НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РАЗЪЯСНЯЕТ: Три правила, которые позволят организации избежать ответственности за неуплату земельного налога по земельным участкам, используемым с нарушением законодательства (Комментарий к отдельным нормам гл. 18 "Земельный налог" Налогового кодекса Республики Беларусь)


Новации 2015 г. в части порядка уплаты земельного налога за использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению

На практике возникает вопрос о праве организации самостоятельно исчислять земельный налог с применением коэффициента 10, которое появилось с 1 января 2015 г.  Рассмотрим его подробнее.

До 2015 г. земельный налог за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставки земельного налога, увеличенной на коэффициент 10, исчислялся на основании сведений землеустроительных служб о земельных участках, используемых с нарушением установленного порядка (абз. 4 части первой п. 3 ст. 202 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) в редакции, действовавшей в 2014 г.).

Поэтому нередко плательщики использовали земельные участки с нарушением установленного порядка, не представляли в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу с применением к ставке налога коэффициента 10 и соответственно недоплачивали в бюджет суммы земельного налога по причине того, что уполномоченным государственным органом не вынесено решение о соответствующем правонарушении.

В связи с этим в НК внесено изменение, согласно которому с 2015 г. основанием для исчисления земельного налога является в т.ч. фактическое использование плательщиком земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению. При этом продолжают служить основанием для исчисления земельного налога и сведения о случаях такого использования, установленные уполномоченными государственными органами, которые налоговым органам представляют землеустроительные службы исполкомов (абз. 4 части первой п. 3 ст. 202 НК).

Следует также отметить, что внесенными изменениями плательщикам предоставлено право исчислять земельный налог с момента фактического использования земельных участков в случае несвоевременного их возврата, самовольного занятия земли, использования предоставленных земельных участков не по целевому назначению. Права налоговых органов при этом не расширились.

Как и в 2014 г., предъявить плательщику 10-кратную ставку земельного налога налоговики смогут только на основании постановления КГК Республики Беларусь или землеустроительных служб.

Важно! Если у организации в соответствии с законодательством имеется возможность потенциального применения льготы по земельному налогу (перечень льгот по земельному налогу предусмотрен п. 1 ст. 194 НК), то такое освобождение не распространяется на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (подп. 2.2 п. 2 ст. 194 НК).

Суммы земельного налога, исчисленные за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению, с применением ставок земельного налога, увеличенных на коэффициент 10, не включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (подп. 4.2 п. 4 ст. 203 НК).
 

Что надо сделать организации, чтобы избежать административной ответственности за неуплату земельного налога по вышеназванным участкам

Для того чтобы организацию не привлекли к административной ответственности за неуплату земельного налога за самовольно занятый земельный участок (предоставленный во временное пользование и своевременно не возвращенный в соответствии с законодательством, используемый не по целевому назначению), ей необходимо выполнить 3 следующих правила:

1. Самостоятельно исчислить земельный налог по ставкам, увеличенным на коэффициент 10, с 1-го числа месяца, с которого земельные участки использовались с нарушением установленного порядка, по последнее число месяца (включительно), в котором указанные нарушения устранены.

2. Применить коэффициент, утвержденный решением местного Совета депутатов, на территории которого находится этот земельный участок.

Отметим, что для организаций, уплачивающих земельный налог в 10-кратном размере, ст. 201-1 НК не предусматривает освобождение от исполнения решений местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога.

3. Самостоятельно представить (т.е. без участия контролирующего органа) налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого земельные участки используются с нарушением установленного порядка.

Более подробно читайте в электронном  "Главном Бухгалтере", 2015, № 26, с. 72.

Марина Лазарь, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов об экономической деятельности ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и право

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.