Взаимосвязь природоохранных разрешений с экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за сбросы сточных вод (Комментарий к отдельным статьям гл. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь)


Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) в отношении экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлено следующее.

Объектами обложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов менее 3 т в год (п. 2 ст. 205 НК).

Налоговую базу экологического налога определяют как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (абз. 2 ст. 206 НК). При расчете фактических объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, без разбивки на отдельные вещества (часть вторая п. 2 ст. 208 НК).

Получается, что по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух объект налогообложения возникает при одновременном соблюдении следующих условий:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются только от стационарных источников;

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляются согласно полученному разрешению на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексному природоохранному разрешению;

– суммарный объем выбросов должен быть 3 т в год или более.

У природопользователя от стационарного источника выбросов могут поступать в атмосферный воздух различные загрязняющие вещества. Но налоговой базой будут только выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешении. Без такого разрешения нельзя произвести расчет налоговой базы.

Если у природопользователя нет разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, хотя оно ему требуется по осуществляемой им деятельности, то данный природопользователь не будет плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В таком случае выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без природоохранного разрешения являются причинением вреда окружающей среде.

Справочно: вред, причиненный окружающей среде, устанавливается и рассчитывается в соответствии:

– с Указом Президента от 24.06.2008 N 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»;

– Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042.

Экологический налог за сбросы сточных вод

В отношении экологического налога за сбросы сточных вод в НК установлено следующее.

Объектами обложения экологическим налогом не признают сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков (п. 2 ст.205 НК). Налоговую базу экологического налога определяют как фактические объемы сбросов сточных вод.

Как видим, признание природопользователя плательщиком экологического налога за сбросы сточных вод не связано с наличием у него разрешения на специальное водопользование. Природопользователь будет признан плательщиком налога за сбросы сточных вод, как только он начал осуществлять сброс сточных вод (приложение 7 к НК) в водотоки, в водоемы, в подземные воды посредством специальных устройств (земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров, земляных накопителей), в недра.

Справочно: определения понятиям «водоток», «водоем», «подземные воды» даны в ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь.

Определение понятия «недра» дано в ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах.

Если у природопользователя нет разрешения на специальное водопользование, хотя оно ему требуется по осуществляемой им деятельности, то такой природопользователь признается плательщиком экологического налога за сбросы сточных вод. Для исчисления налога достаточно знать объем сточных вод (в м3), поступивших в окружающую среду, который будет налоговой базой. Виды загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах и их концентрация не нужны для расчета налоговой базы.

Сброс сточных вод в окружающую среду без природоохранного разрешения является причинением вреда окружающей среде. Уплата налога за незаконные сбросы сточных вод в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения вредя окружающей среде (часть четвертая ст. 83 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХII).

Подробнее читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2015, № 38, с. 59.

Александр Гнедов, эколог

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.