Сбор за размещение (распространение) рекламы: МАРТ отвечает на вопросы


Комментарии МАРТ к отдельным положениям Указа № 131, которым введен сбор за размещение (распространение) рекламы, подготовлены в формате «вопрос-ответ».

 

О ДОГОВОРАХ НА РАЗМЕЩЕНИЕ (РАСПРОСТРАНЕНИЕ) РЕКЛАМЫ

1.    Вопрос: Может ли стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы указываться не в договоре по размещению (распространению) рекламы, а, например, в акте?

Ответ:

На основании пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее – Указ № 131) вводится сбор за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор).

Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131:

базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость;

договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования к договору является незаконным и запрещается.

В случае, если стоимость невозможно определить на момент заключения договора (в том числе если договор является долгосрочным), в тексте договора должна быть ссылка на документ, содержащий информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период, который будет являться неотъемлемой частью договора (например, акт выполненных работ).

2.    Вопрос: Как определяется стоимость фактически оказанных услуг по размещению (распространению) рекламы по долгосрочным договорам (в которых стоимость планируемых к оказанию услуг указана быть не может и определяется согласно актам выполненных работ, услуг), а также по договорам, предусматривающим оказание различных рекламных услуг? Нужно ли приводить в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022г. №131 «О развитии средств массовой информации» договоры, заключенные до его вступления в силу?

Ответ:

Согласно подпункту 2.5 пункта 2 Указа № 131:

базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость;

договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования к договору является незаконным и запрещается.

В случае, если стоимость невозможно определить на момент заключения договора (в том числе если договор является долгосрочным), в тексте договора должна быть указана ссылка на документ, содержащий информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период, который является неотъемлемой частью договора (например, акт выполненных работ или счет-протокол).

Если договор предусматривает оказание комплекса услуг, то стоимость оказания услуги по размещению (распространению) рекламы должна быть выделена из общей стоимости.

Со дня вступления Указа № 131 в силу – с 1 мая 2022 г. размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), признается объектом обложения сбором, вне зависимости от срока заключения договора на оказание услуг по размещению (распространению) такой рекламы.

В этой связи договоры, предусматривающие оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, подлежат приведению в соответствие с Указом № 131.

Справочно:

Согласно пункту 2 статьи 392 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

 

О ПЛАТЕЛЬЩИКАХ СБОРА

3.      Вопрос: Когда сбор должен уплачивать рекламодатель, а когда – рекламное агентство?

Ответ:

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131;

абзацам восьмому-десятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы в том числе предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:

деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;

деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем;

абзацу тринадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары (работы, услуги) которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

В силу приведенных норм:

рекламное агентство оказывает субъекту хозяйствования услуги по размещению (распространению) на территории Республики Беларусь рекламы о нем и (или) его товарах (работах, услугах);

субъект хозяйствования, деятельность или товары (работы, услуги) которого рекламируются, либо который определил объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо который предоставил рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, является рекламодателем и в силу части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 – плательщиком сбора;

рекламное агентство является плательщиком сбора только в двух случаях: 1) когда предоставляет рекламораспространителю рекламу своей деятельности и (или) своих услуг либо рекламу, объект рекламирования которой определило само рекламное агентство; 2) когда предоставляет рекламораспространителю рекламу деятельности или товаров (продукции. работ, услуг) иностранного рекламодателя либо рекламу, объект рекламирования которой и (или) содержание которой определил иностранный рекламодатель.

4. Вопрос: Каков порядок открытия рекламного агентства? Может ли индивидуальный предприниматель быть рекламным агентством? И кто в этом случае уплачивает сбор?

Ответ:

Законодательством Республики Беларусь не установлены специальные требования к осуществлению рекламной деятельности; рекламная деятельность не подлежит лицензированию, сертификации, аттестации. Учитывая то, что рекламная деятельность является предпринимательской деятельностью, ее осуществление допускается зарегистрированными в установленном порядке субъектами хозяйствования – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131;

пункту 5 перечня терминов и определений (приложение к Указу № 131) рекламное агентство – юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет;

абзацу тринадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары (работы, услуги) которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;

абзацам восьмому–десятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы, предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:

деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;

деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.

В силу приведенных норм:

индивидуальный предприниматель является рекламным агентством, если оказывает услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;

заказчики названного индивидуального предпринимателя – организации или граждане, деятельность или товары (работы, услуги) которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, являются рекламодателями;

заказчики индивидуального предпринимателя в силу части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 признаются плательщиками сбора;

индивидуальный предприниматель – рекламное агентство является плательщиком сбора только в двух случаях: 1) когда предоставляет рекламораспространителю рекламу своей деятельности или своих услуг либо рекламу, объект рекламирования которой определил сам индивидуальный предприниматель – рекламное агентство; 2) когда предоставляет рекламораспространителю рекламу деятельности или товаров (продукции. работ, услуг) иностранного рекламодателя либо рекламу, объект рекламирования которой и (или) содержание которой определил иностранный рекламодатель.

Справочно:

Согласно пункту 2 перечня терминов и определений (приложение к Указу № 131) иностранный рекламодатель – рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве.

5.      Вопрос: Кто является плательщиком сбора по договору о размещении (распространении) рекламы, заключенному между рекламным агентством и рекламораспространителем?

Ответ:

В силу части первой подпункта 2.1, абзацев восьмого–десятого части первой и части второй подпункта 2.4, частей первой и второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора являются:

1) рекламодатель – юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, при оказании ему услуг по размещению (распространению) рекламы на основании договора, предусматривающего размещение (распространение) рекламы, за исключением рекламного агентства.

Справочно:

Указанным рекламодателем сбор уплачивается со стоимости договора, предусматривающего размещение (распространение) рекламы, заключенного между рекламодателем и рекламораспространителем или между рекламодателем и рекламным агентством.

В случае, когда договор заключен между рекламодателем и рекламным агентством, плательщиком сбора является рекламодатель, а базой для исчисления сбора – стоимость фактически оказанных ему услуг по размещению (распространению) рекламы по договору, заключенному с рекламным агентством. При заключении впоследствии рекламным агентством договора с рекламораспространителем о размещении (распространении) вышеуказанной рекламы рекламное агентство в силу абзаца восьмого части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 плательщиком сбора являться не будет (во избежание двойного обложения сбором размещения (распространения) одной и той же рекламы);

2) рекламное агентство:

при оказании ему услуг по размещению (распространению) собственной рекламы (рекламы деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством);

при размещении (распространении) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) в сети Интернет, рекламы деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.

Справочно:

Согласно:

части второй подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 размещение (распространение) рекламы иностранного рекламодателя на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, осуществляется на основании договора о размещении (распространении) рекламы, заключенного между иностранным рекламодателем и рекламным агентством. Таким образом, размещение (распространение) рекламы иностранного рекламодателя на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, предусматривается при посредничестве рекламного агентства, которое является плательщиком сбора по такому договору;

пункту 2 приложения к Указу № 131 иностранный рекламодатель – рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве.

 

О РАЗМЕЩЕНИИ (РАСПРОСТРАНЕНИИ) РЕКЛАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

6.      Вопрос: Необходимо ли уплачивать рекламному агентству сбор за размещение (распространение) рекламы, если договор на размещение (распространение) рекламы, заключенный между иностранным рекламодателем и рекламным агентством предусматривает размещение (распространение) рекламы за пределами Республики Беларусь?

Ответ:

Согласно подпункту 2.3 пункта 2 Указа № 131 объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет.

На основании изложенного:

признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь на основании договора на размещение (распространение) рекламы, заключенного между иностранным рекламодателем и рекламным агентством; в такой ситуации плательщиком сбора является рекламное агентство;

не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы за пределами территории Республики Беларусь.

При этом следует учитывать следующее.

В отношении размещения (распространения) рекламы в сети Интернет речь идет не только о национальном сегменте сети Интернет, но и о рекламе, размещаемой (распространяемой) в сети Интернет и направленной на пользователей, находящихся на территории Республики Беларусь, так как интернет-реклама, размещаемая (распространяемая) за пределами национального сегмента сети Интернет, направленная на пользователей, находящихся на территории Республики Беларусь, признается рекламой, размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь.

 

ОБ ИНОСТРАННЫХ РЕКЛАМОДАТЕЛЯХ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ

7.      Вопрос: Может ли представительство иностранной организации после 01.05.2022 заключать договоры с рекламным агентством на размещение (распространение) рекламы иностранного рекламодателя? Что делать с уже заключенными договорами?

Ответ:

<…>

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями.

части второй подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 размещение (распространение) рекламы иностранных рекламодателей на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, осуществляется на основании договоров о размещении (распространении) рекламы, заключенных между иностранными рекламодателями и рекламными агентствами.

Справочно:

Согласно пункту 2 перечня терминов и определений (приложение к Указу № 131) иностранный рекламодатель – рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве.

Так как представительство иностранной организации не является юридическим лицом Республики Беларусь, требование в отношении того, что с 1 мая 2022 года иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы, будет распространяться на иностранное юридическое лицо, создавшее представительство.

Таким образом, с 1 мая 2022 года (дата вступления в силу Указа № 131) иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы.

Учитывая, что Указ № 131 вступает в силу с 1 мая 2022 г. для дальнейшего оказания услуг по размещению (распространению) рекламы необходимо привести договоры на оказание таких услуг в соответствие с требованиями Указа № 131.

 

О НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ

8.      Вопрос: Подлежит ли уплате сбор за размещение (распространение) рекламы по договору на размещение средства наружной рекламы? Является ли плата за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях, уплачиваемая по данному договору, базой для исчисления сбора?

Ответ:

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131;

подпункту 2.3 пункта 2 Указа № 131 объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет;

частям первой и второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

Для целей применения Указа № 131 в области наружной рекламы следует отличать размещение средства наружной рекламы от размещения (распространения) рекламы на этом средстве.

Относительно размещения средства наружной рекламы.

В силу части первой пункта 1 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» размещение средства наружной рекламы осуществляется рекламораспространителем на основании разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение), кроме средств наружной рекламы, перечень которых установлен в приложении 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – постановление № 395).

В силу части первой пункта 12 Положения о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденного постановлением № 395:

при осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения заключается договор на размещение средства наружной рекламы;

сторонами данного договора являются рекламораспространитель, местный исполнительный и распорядительный орган или администрация индустриального парка «Великий камень» (далее – администрация парка), собственник имущества (уполномоченное лицо);

предметом данного договора является:

предоставление местным исполнительным и распорядительным органом или администрацией парка рекламораспространителю права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях;

оказание собственником имущества (уполномоченным лицом) рекламораспространителю содействия в размещении (распространении) наружной рекламы путем предоставления имущества во временное пользование для размещения средства наружной рекламы.

При размещении средства наружной рекламы, предусмотренного в приложении 2 к постановлению № 395, договорные отношения между рекламораспространителем и собственником имущества (уполномоченным лицом) регулируются гражданским законодательством.

Таким образом, размещение средства наружной рекламы не является объектом обложения сбором, а стоимость договора на размещение средства наружной рекламы или иного гражданско-правового договора, предметом которого является размещение средства наружной рекламы, не является базой для исчисления сбора.

Относительно размещения (распространения) рекламы на средстве наружной рекламы.

Размещение (распространение) рекламы на средстве наружной рекламы на основании соответствующего договора, заключенного между рекламодателем и рекламораспространителем либо рекламодателем (иностранным рекламодателем) и рекламным агентством, является объектом обложения сбором.

Размещение (распространение) рекламораспространителем собственной рекламы на принадлежащем ему средстве наружной рекламы не является объектом обложения сбором (ввиду отсутствия факта оказания услуг по размещению (распространению) рекламы).

 

О РЕКЛАМЕ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

9.      Вопрос: Необходимо ли уплачивать сбор при размещении (распространении) рекламодателем рекламы на транспортном средстве, находящемся в его собственности, а также на собственном интернет-ресурсе?

Ответ:

Нет.

<…>

Согласно части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131.

Частью первой подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 установлено, что базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Согласно части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

Учитывая приведенные нормы, при размещении (распространении) рекламодателем рекламы на собственном транспортном средстве (находящемся в собственности рекламодателя), а также на собственном интернет-ресурсе, услуги по размещению (распространению) рекламы не оказываются и, следовательно, договор на размещение (распространение) рекламы не заключается. Таким образом, в данной ситуации отсутствует объект обложения сбором и, следовательно, сбор не уплачивается.

 

О РЕКЛАМЕ В ЗДАНИЯХ (ПОМЕЩЕНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ)

10.  Вопрос: Когда сбор должен уплачивать рекламодатель, а когда – рекламное агентство?

Ответ:

Согласно:

части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131;

абзацам восьмому-десятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не признается объектом обложения сбором в том числе предоставленной рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:

деятельности или услуг рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;

деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем;

абзацу тринадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары (работы, услуги) которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

В силу приведенных норм:

рекламное агентство оказывает субъекту хозяйствования услуги по размещению (распространению) на территории Республики Беларусь рекламы о нем и (или) его товарах (работах, услугах);

субъект хозяйствования, деятельность или товары (работы, услуги) которого рекламируются, либо который определил объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо который предоставил рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, является рекламодателем и в силу части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 – плательщиком сбора;

рекламное агентство является плательщиком сбора только в двух случаях: 1) когда предоставляет рекламораспространителю рекламу своей деятельности и (или) своих услуг либо рекламу, объект рекламирования которой определило само рекламное агентство; 2) когда предоставляет рекламораспространителю рекламу деятельности или товаров (продукции. работ, услуг) иностранного рекламодателя либо рекламу, объект рекламирования которой и (или) содержание которой определил иностранный рекламодатель.

11.  Вопрос: Необходимо ли уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы в зданиях (помещениях)?

Ответ:

Нет.

Согласно абзацу пятому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях).

В силу приведенной нормы не является объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы (рекламных листовок, звуковой рекламы, рекламы на видеоэкранах, на противокражных устройствах, на камерах для хранения вещей потребителей и т.д.) в зданиях (помещениях, сооружения), т.е. в том числе в торговых объектах, в лифтах, в почтовых ящиках, на экранах банкоматов, терминалов для приема наличных денежных средств, установленных в помещениях торговых объектов, торговых центров, иных общественных зданий и т.п.).

 

О ДОСКАХ ОБЪЯВЛЕНИЙ

12.  Вопрос: Что является «досками объявлений» для целей Указа № 131

Ответ:

Согласно абзацу четвертому части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы, размещаемой на досках объявлений.

Законодательство о рекламе не содержит определения термина «доска объявлений».

Вместе с тем в общепринятом понимании досками объявлений являются средства, используемые для размещения различной информации (объявлений, рекламных листовок и т.п.) на бумажных носителях, как правило, небольшого размера (чаще всего не более формата А5) и расположенные около входной группы в капитальное строение (здание, сооружение) (например, возле входных дверей подъездов в многоквартирные жилые дома, на остановочных пунктах, на отдельно стоящих стендах и т.п.).

Таким образом, размещение (распространение) рекламы указанным способом не является объектом обложения сбором.

 

О РЕКЛАМЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

13.  Вопрос: Является ли объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы вне национального сегмента сети Интернет, а также рекламы, не предназначенной для белорусских пользователей сети Интернет?

Ответ:

Согласно:

подпункту 2.3 пункта 2 Указа № 131 объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет;

частям первой и второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

В силу изложенного объектом обложения сбором является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, в рамках оказания рекламодателю или иностранному рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы на основании договора, предусматривающего оказание таких услуг.

При этом применительно к сети Интернет размещением (распространением) рекламы на территории Республики Беларусь, являющимся объектом обложения сбором, признается ее размещение (распространение):

в национальном сегменте сети Интернет;

вне (за пределами) национального сегмента сети Интернет (в том числе в социальных сетях, мессенджерах и пр.), если реклама направлена на пользователей (потребителей рекламы), находящихся на территории Республики Беларусь (далее – белорусские потребители рекламы).

Исключение составляет размещение (распространение) рекламы на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и государственных организаций, которое в силу абзаца шестого части первой подпункта 2.4 пункта 2 Указа № 131 не является объектом обложения сбором.

Реклама считается направленной на пользователей (потребителей рекламы), находящихся за пределами Республики Беларусь (далее – иностранные потребители рекламы), и ее размещение (распространение) в сети Интернет не является объектом обложения сбором, если:

в договорах о размещении (распространении) рекламы отражается, что такая реклама направлена исключительно на иностранных потребителей рекламы или не направлена на белорусских потребителей рекламы;

реклама не доступна для просмотра белорусскими потребителями рекламы или из ее содержания следует, что она предназначена исключительно для иностранных потребителей рекламы.

В противном случае интернет-реклама считается направленной на белорусских потребителей рекламы и ее размещение (распространение) в сети Интернет является объектом обложения сбором (если иное не предусмотрено подпунктами 2.2 и 2.4 пункта 2 Указа № 131).

14.  Вопрос: Необходимо ли рекламодателю уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы о себе и реализуемых и (или) производимых своих товарах в своем аккаунте в социальной сети?

Ответ:

Нет.

Согласно абзацам седьмому, десятому, тринадцатому и пятнадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон):

объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее, если не указано иное, – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;

рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств.

<…>

Согласно части первой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 131 плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями, за исключением лиц, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 Указа № 131.

Справочно:

В силу Указа № 131 физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками сбора.

Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, в том числе в сети Интернет, если реклама, размещаемая (распространяемая) в аккаунте социальной сети, направлена на пользователей, находящихся на территории Республики Беларусь.

Частью первой подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 установлено, что базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость. Согласно части второй подпункта 2.5 пункта 2 Указа № 131 договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы.

В силу статьи 291 Закона к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Учитывая приведенные нормы, при размещении (распространении) рекламодателем рекламы о себе и своих товарах (работах, услугах) в своем аккаунте в социальной сети на основании пользовательского соглашения с владельцем социальной сети, которое не предусматривает оплату, полагаем, в данной ситуации отсутствует объект обложения сбором и, следовательно, сбор не уплачивается.

 

О ПРОИЗВОДСТВЕ РЕКЛАМЫ И ИНЫХ УСЛУГАХ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ

15.  Вопрос: Что понимается под размещением (распространением) рекламы? Являются ли объектом обложения сбором услуги по производству рекламы (например, разработка дизайн-макета, печать рекламных плакатов, монтаж рекламных плакатов на средства наружной рекламы и т.д.).

Ответ:

<…>

Исключения из пункта 1 Указа № 131 (т.е. когда сбор не уплачивается) содержатся в подпунктах 2.2 и 2.4 пункта 2 Указа № 131. Во всех иных сферах и случаях норма пункта 1 Указа № 131 применяется.

Согласно абзацам седьмому, десятому, четырнадцатому и пятнадцатому статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон):

объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

рекламопроизводитель – организация или гражданин, осуществляющие производство рекламы путем полного или частичного доведения ее до готовой для размещения (распространения) формы;

рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств.

С учетом изложенных определений под размещением (распространением) рекламы понимается доведение в любой форме с помощью любых средств рекламы до сведения потребителей рекламы.

Не являются объектом обложения сбором услуги по производству рекламы, в том числе услуги по разработке дизайн-макета, печати рекламных плакатов, монтажу рекламных плакатов на средства наружной рекламы и т.п.

 

ИНЫЕ ВОПРОСЫ

16.  Вопрос: Какой период подачи декларации и уплаты сбора за размещение (распространение) рекламы?

Ответ:

В соответствии с пунктом 11 Указа № 131 положения Указа № 131, кроме пунктов 8, 9 и 11, вступают в силу с 01.05.2022.

Отчетным периодом сбора является календарный квартал (подпункт 2.7 пункта 2 Указа № 131).

Сроки представления расчета по сбору и уплаты в бюджет установлены в подпункте 2.9 пункта 2 Указа № 131:

плательщики сбора при наличии объекта обложения сбором представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

перечисление в республиканский бюджет сбора производится плательщиками сбора не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

перечисление в республиканский бюджет сбора осуществляется плательщиками сбора с учетом деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц;

плательщики сбора в случае неуплаты, неполной уплаты сбора в установленный в части второй настоящего подпункта срок уплачивают пени;

пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего периода неисполнения обязательства по уплате сбора начиная со дня, следующего за установленным в части второй настоящего подпункта сроком его уплаты.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм сбора с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения обязательства по уплате сбора.

Пени уплачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм сбора независимо от применения других способов обеспечения исполнения обязательства по уплате сбора, а также иных мер ответственности за нарушение норм Указа № 131.

Таким образом, расчет по сбору представляется и сбор уплачивается за 2 квартал 2022 года по срокам не позднее соответственно 20.07.2022 и 22.07.2022.

Материал подготовлен с учетом информации МНС Республики Беларусь

17.  Вопрос: Будет ли являться рекламным агентством лицо, которое одновременно с услугами по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) оказывает рекламодателю и иные рекламные услуги (по производству рекламы, проведению рекламной кампании и пр.)?

Ответ:

Согласно пункту 5 приложения к Указу № 131 под рекламным агентством понимается юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет.

Таким образом, для целей Указа № 131 юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие по договору рекламодателю (иностранному рекламодателю) услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет, признаются рекламным агентством в рамках соответствующих договорных отношений, вне зависимости от того, оказывают эти юридическое лицо или индивидуальный предприниматель иные услуги рекламодателю (иностранному рекламодателю) или нет.

Подготовлено по материалам интернет-портала МАРТ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup