Комментарий (С 1 октября для целей таможенного контроля начнет действовать новый порядок представления таможенным органам отчетности)

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
Таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и (или) таможенных складов, а также некоторые иные лица обязаны вести учет и представлять таможенным органам отчетность о совершенных таможенных операциях, товарах и т.д., причем:

до 1 октября т.г. – в порядке, предусмотренном постановлением ГТК РБ от 31.01.2008 № 11 "О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля";
с 1 октября 2012 г. – в порядке, определенном новым постановлением ГТК РБ от 26.04.2012 № 11 "О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля" (далее – постановление № 11).
 
Справочно: нарушение предусмотренного таможенным законодательством порядка ведения учета товаров, а равно порядка представления отчетности таможенному органу влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 БВ (ст. 14.17 КоАП).

Перечень лиц, на которых возлагается обязанность ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля, со вступлением в силу постановления № 11 кардинально не изменяется

Дело в том, что такая обязанность предусмотрена в большинстве своем Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС). В свою очередь, постановление № 11 определяет формы учета и отчетности для названных лиц.

Обязанность ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля возлагается (с учетом постановления № 11):

1) на таможенного представителя.

Таким лицом выступает юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ст. 4 ТК ТС);

2) таможенного перевозчика.

Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Таможенного союза (ст. 18 ТК ТС). При этом отсутствует необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

3) владельца склада временного хранения.

Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе временного хранения (ст. 23 ТК ТС);

4) владельца таможенного склада.

Владелец таможенного склада осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, а точнее помещенных под таможенную процедуру таможенного склада (ст. 28 ТК ТС);

5) владельца свободного склада.

Владелец свободного склада – юридическое лицо, которое вправе выступать декларантом таможенной процедуры свободного склада – процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2010);

6) владельца магазина беспошлинной торговли.

Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними (ст. 33 ТК ТС);

7) декларанта таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010);

8) лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами.

Для этих целей отметим, что иностранные товары – это товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТК ТС (ст. 4 ТК ТС);

9) лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, размещенными во временной зоне таможенного контроля, созданной для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и (или) являющихся уполномоченными экономическими операторами.

Уполномоченный экономический оператор – это юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в ст. 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК ТС (ст. 38 ТК ТС);

10) лиц, пользующихся и (или) владеющих иностранными товарами, являющихся декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления.

Переработка на таможенной территории – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза (ст. 239 ТК ТС).

Переработка вне таможенной территории – это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 252 ТК ТС).

Переработка для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТК ТС).

Действующее на сегодня законодательство отдельно не выделяет лиц, указанных в пп. 9 и 10.

Пример 1

Белорусская фирма включена в реестр таможенных перевозчиков. Ст. 21 ТК ТС предусмотрено, что одной из обязанностей таможенных перевозчиков является ведение учета товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представление в таможенные органы отчетности о перевозке таких товаров, в т.ч. с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза. Порядок такого учета и представления отчетности с 1 октября 2012 г. для данной фирмы будет определяться постановлением № 11. На сегодня для этих целей белорусская фирма руководствуется постановлением ГТК РБ от 31.01.2008 № 11.

Постановлением № 11 предусмотрены следующие формы учета и отчетности вышепоименованных лиц

Рассмотрим новые формы отчетности, которые должны с 1 октября 2012 г. применять перечисленные в пп. 1–10 предыдущего раздела организации (см. таблицу).
 
 
Пример 2

Белорусское предприятие осуществляет поставки давальческого сырья из-за рубежа. Последнее ввозится в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, готовая продукция реэкспортируется за пределы таможенной территории Таможенного союза. На сегодняшний день таможенные органы вправе потребовать представление отчетности у такого лица, как у лица, пользующегося и (или) владеющего иностранными товарами. При этом они вправе определить форму такой отчетности. С 1 октября 2012 г. формы соответствующей отчетности для предприятия, как декларанта указанной таможенной процедуры, определены постановлением № 11. Это отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру (приложение 7 к постановлению № 11), отчет "Выписка из технологического процесса" (приложение 8 к постановлению № 11), отчет об остатках товаров, помещенных под таможенную процедуру (приложение 9 к постановлению № 11), отчет о товарах, снятых с таможенного контроля (приложение 10 к постановлению № 11).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 23 июнь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Какие дополнительные документы следует оформить, чтобы не нарушить требования законодательства?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 950  

9

Комментарий (С 31 августа страховые организации будут рассчитывать стоимость чистых активов ежеквартально)[Срочно и важно]

10

Тарифы и цены

11

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111  

11

Комментарий (В порядке применения регулируемых цен произошли изменения)

12

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 26 апреля 2012 г. № 35  

16

Таможенное регулирование

20

О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля

20

Комментарий (С 1 октября для целей таможенного контроля начнет действовать новый порядок представления таможенным органам отчетности)

28

Комментарий (Случаи и сроки представления отчетности таможенным органам)

34

Комментарии

38

Что необходимо учитывать, работая с договором аренды: теория и практика

38

С 1 июля расширится перечень случаев признания некоторых видов задолженности безнадежным долгом

41

Минэкономики РБ разъясняет

47

О разъяснении (Письмо Минэкономики РБ от 25.05.2012 № 12-01-11/3823)[Срочно и важно]

47

МНС и Минфин РБ разъясняют

48

О наличии в местах хранения и (или) реализации товарно-материальных ценностей документов, подтверждающих их приобретение (поступление) либо отпуск в реализацию

48

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

51

ВОПРОС – ОТВЕТ

52

практикум для БУХГАЛТЕРА

61

Применение стандартных налоговых вычетов на детей и иждивенцев: практические ситуации

61

Перераспределение ресурсов внутри холдинга: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение

66

советы юриста

70

Правильно определяем объект аренды

70

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

75

Практические рекомендации по применению норм Декрета № 6

75

страничка аудитора

79

Если аудиторское заключение не будет представлено в срок…

79

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

82

При преобразовании организации возникают расходы по переоформлению технических паспортов на здания

82

Книжная лавка

85

за рубежом

87

Как стать своим в Европе

87

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 июня 2012 года

91

Об индексе потребительских цен за май 2012 года

92

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за май 2012 года

92

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы в 2012 году

92

О размере минимальной заработной платы за май 2012 года

93

О порядке индексации доходов населения за май 2012 года

93

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

РЕКЛАМА

95

бухгалтеру на заметку

95

МНОГИЕ ЗАБЫВАЮТ!

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 9 по 15 июня 2012 го­да

96