Печать
В закладки
Сохранить
Документы к статье
Наверх
Вниз

Порядок учета выплат стимулирующего характера в затратах, учитываемых при налогообложении

Нина Анищенко, экономист

Перечень затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, определен ст. 3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-ХII "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон № 1330-XII). Состав таких затрат представляет собой группировку расходов по элементам, в число которых отнесены затраты на оплату труда.

К затратам на оплату труда относятся выплаты по системам премирования работников и надбавки в размерах, предусмотренных законодательством (п. 3.3 ст. 3 Закона № 1330-ХII).

Премии за производственные результаты и надбавки, такие, как за профессиональное мастерство, высокий уровень квалификации, высокие достижения в труде, классность, продолжительность непрерывной работы и др.*, представляют собой выплаты стимулирующего характера.

---------------

* С информацией по данной теме можно ознакомиться в журнале "Главный Бухгалтер. Зарплата", 2009, № 18, с. 25-28.

Как правило, эти выплаты устанавливаются на продолжительный срок. Изменение размера или отмена надбавки стимулирующего характера считаются изменением существенных условий труда.

Рассматривая вопрос установления работникам организации выплат стимулирующего характера, обращаем внимание на 2 момента:

– во-первых, ст. 63 Трудового кодекса РБ предусматривает, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Значит, установление периодичности премирования, показателей премирования, оснований для подобных выплат стимулирующего характера определяется локальными нормативными актами, которые принимаются в организации. Основным документом, регулирующим данный вопрос, выступает положение о премировании;

– во-вторых, при принятии решения о премировании работников важную роль играет возможность отнесения таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), а также на затраты, учитываемые при налогообложении.

При налогообложении необходимо соблюдать требования Декрета Президента РБ № 2

Выплаты стимулирующего характера (премии за производственные результаты, надбавки всех видов) при включении их в себестоимость продукции (работ, услуг), в затраты, учитываемые при налогообложении, ограничиваются общим нормативом средств, определяемым по Декрету Президента РБ от 23.01.2009 № 2 "О стимулировании работников организаций отраслей экономики" (далее – Декрет № 2). То есть общая сумма выплат стимулирующего характера, включаемых в затраты, учитываемые при налогообложении, не должна превышать 80 % (100 %) суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в расчете на одного работника за фактически отработанное время в отчетном периоде по организации в целом.

Соблюдение норматива, предусмотренного Декретом № 2, отслеживается организациями ежемесячно.

Коммерческие организации с учетом своих финансовых возможностей самостоятельно решают и закрепляют в положении о премировании порядок установления, периодичность выплаты премий и надбавок.

Премии по результатам производственной деятельности могут выплачиваться: ежемесячно, ежеквартально, по полугодиям. Может быть предусмотрен смешанный вариант: определенной категории работников установлено квартальное премирование, а отдельной части работников – ежемесячное.

Рассмотрим порядок включения выплат стимулирующего характера в затраты, учитываемые при налогообложении:

а) премии с учетом результатов работы выплачиваются ежемесячно.

Суммы, направленные на выплаты стимулирующего характера, которые производятся в организации ежемесячно, следует относить на затраты, учитываемые при налогообложении ежемесячно в пределах норматива, рассчитанного в порядке, установленном Декретом № 2.

Пример 1

Заработная плата за выполненную работу и отработанное время по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в ноябре 2009 г. в целом по организации составила 65 млн. руб. Сумма фактических выплат стимулирующего характера, начисленная работникам в ноябре, равна 59 млн. руб.

Норматив (при установленном размере 80 %) по Декрету № 2 равен 52 млн. руб. (65 млн. руб. × 80 %).

Выплаты стимулирующего характера, относимые на затраты, учитываемые при налогообложении, составят 52 млн. руб., а 7 млн. руб. (59 млн. руб. – 52 млн. руб.) покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

В организации может иметь место выплата доплат за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Предварительно предусмотрев в своих локальных нормативных актах возможность начисления премий за производственные результаты на данные доплаты, организации могут воспользоваться такой нормой. Однако следует учитывать, что норматив по Декрету № 2 рассчитывается от суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом повышений, предусмотренных законодательством.

Пример 2

В ноябре 2009 г. в организации начислено по должностным окладам (тарифным ставкам) с учетом повышений, предусмотренных законодательством, 40 млн. руб., доплаты за совмещение профессий, выполнение обязанностей временно отсутствующих работников составили 8 млн. руб. Фактическая сумма премий за производственные результаты в ноябре – 36 млн. руб., в т.ч. премия, приходящаяся на доплаты за совмещение профессий, – 5 млн. руб.

Норматив (при установленном размере 80 %) по Декрету № 2 равен 32 млн. руб. (40 млн. руб. × 80 %).

Выплаты стимулирующего характера, относимые на затраты, учитываемые при налогообложении, составят 32 млн. руб.;

б) в организации имеет место квартальное премирование.

Стимулирующие выплаты, которые начисляются работникам поквартально либо за полугодие, следует включать в затраты, учитываемые при налогообложении, в пределах норматива в месяце, в котором они были произведены (начислены). Норматив определяется исходя из фактически начисленной заработной платы по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам с учетом их повышений, установленных законодательством в расчете на одного работника за фактически отработанное время работниками в квартале либо полугодии.

Пример 3

В организации применяется поквартальное премирование по результатам производственной деятельности. В октябре по итогам работы за 3-й квартал 2009 г. начислено 37 млн. руб. Сумма начисленной заработной платы работникам по должностным окладам (тарифным ставкам) с учетом повышений, предусмотренных законодательством, составила: в июле – 15 млн. руб., в августе – 17 млн. руб., в сентябре – 14 млн. руб.

Норматив (при установленном размере 80 %) по Декрету № 2 равен 36,8 млн. руб. ((15 млн. руб. + 17 млн. руб. + 14 млн. руб.) × 80 %).

Выплаты стимулирующего характера, относимые на затраты, учитываемые при налогообложении, из суммы 37 млн. руб. составят 36,8 млн. руб.;

в) в организации имеет место смешанный вариант.

Рассмотрим, каким образом следует определить норматив по Декрету № 2, если в организации к отдельным категориям работников помимо квартального премирования применяется и помесячное премирование.

Пример 4

В организации в октябре имело место следующее начисление премий по результатам производственной деятельности за квартал и месяц (см. табл.).

ФИО

Наименование должности

Заработная плата
по тарифным ставкам
(должностным окладам), руб.

Размер премии, %

Сумма начисленной
премии, руб.

Степанов Д.Я.

Директор*

3 700 000**

90

3 330 000

Шаврай В.Р.

Заместитель директора*

3 300 000**

80

2 640 000

Дусов М.Р.

Главный инженер*

3 050 000**

90

2 745 000

Игнатова Д.С.

Главный бухгалтер*

3 000 000**

90

2 700 000

Судак С.Д.

Кассир

600 000

40

240 000

Фудин Т.Л.

Водитель

400 000

95

380 000

ИТОГО

 

14 050 000

 

12 035 000

––––––––––--------
 * К данной категории работников применяется поквартальное премирование.
** Сумма заработной платы, начисленная работникам исходя из должностных окладов с учетом их повышений, установленных законодательством за фактически отработанное время в отчетном квартале (июль – сентябрь).

Общая сумма средств, направляемых на выплату премии за производственные результаты за октябрь при включении их в затраты, учитываемые при налогообложении, не должна превышать 11 240 000 руб. (14 050 000 × 80 %).

Расчет норматива по Декрету № 2 в данном случае может быть выполнен и иным способом. Учитывая, что норматив определяется в целом по организации, рассчитаем его величину следующим образом:

– от начисленной заработной платы по тарифным ставкам (должностным окладам) работников, в отношении которых предусмотрено квартальное премирование:

(3 700 000 + 3 300 000 + 3 050 000 + 3 000 000) × 80 % = 10 440 000 руб.;

– от начисленной заработной платы по тарифным ставкам (должностным окладам) работников, в отношении которых предусмотрено ежемесячное премирование:

(600 000 + 400 000) × 80 % = 800 000 руб.

Общая сумма норматива по Декрету № 2 составляет 11 240 000 (10 440 000 + 800 000).

Таким образом, если в организации имеет место смешанный вид премирования, то в отчетном месяце в пределах норматива, определяемого по Декрету № 2, должны быть учтены все выплаты стимулирующего характера (выплачиваемые как по итогам за месяц, так и за квартал либо полугодие).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.