Налог с продаж товаров в розничной торговле: не все в местных инструкциях было однозначно

Иван Данилов, экономист

Правовые рамки введения налога с продаж товаров в розничной торговле определены в подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона РБ "О республиканском бюджете на 2009 год"

Областным и Минскому городскому Советам депутатов Законом РБ от 13.11.2008 № 450-З "О республиканском бюджете на 2009 год" (далее – Закон № 450-З) было предоставлено право устанавливать на территории соответствующих административно-территориальных единиц налог с продаж товаров в розничной торговле.

Плательщики налога. Местные Советы могли обязать платить налог с продаж только организации, определенные в п. 2 ст. 13 Общей части Налогового кодекса РБ (далее – организации), и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты (далее – розничная торговая сеть) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В указанный список плательщиков не входили:

– организации (индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения;

– организации, уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

– индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Объект налогообложения – операции по реализации товаров в розничной торговой сети (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ).

Налоговая база определялась как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.

Ставки по налогу с продаж. Ставки устанавливались местными Советами депутатов и не должны были превышать 5 % налоговой базы.

Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле рассматривалась как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость.

При исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, налог с продаж исключался из выручки первым.

Формы налоговых деклараций (расчета) по налогу с продаж утверждены постановлением МНС РБ от 17.02.2009 № 13 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам" и содержатся:

– в приложении 1 к этому постановлению – при наличии раздельного учета выручки от реализации товаров;

– в приложении 2 – при отсутствии раздельного учета выручки от реализации товаров.

Чтобы понять, как платить налог с продаж в нашей ситуации, рассмотрим инструкции местных Советов депутатов, а именно Минского горсовета, Минского и Витебского облсоветов.

Минск: если организация состоит на учете в налоговой инспекции одного района г. Минска, а ее магазин находится в другом районе г. Минска, налог с продаж платится в бюджет по месту постановки на учет организации

Для плательщиков налога в г. Минске Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле утверждена решением Минского горсовета от 19.11.2008 № 181 (далее – Инструкция № 181).

В 2009 г. плательщиками налога с продаж в г. Минске являлись организации (индивидуальные предприниматели), за исключением освобожденных от налога по подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 450-З, осуществляющие розничную торговлю товарами через розничную торговую сеть в соответствии с законодательством на территории г. Минска (п. 2 Инструкции № 181).

Налоговая декларация (расчет) по налогу с продаж должна была представляться в налоговый орган ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

по месту постановки на учет – плательщиками налога с продаж, зарегистрированными на территории г. Минска;

в налоговый орган по месту нахождения торгового объекта – плательщиками, зарегистрированными за пределами г. Минска и осуществляющими розничную торговлю на территории г. Минска.

В нашей ситуации торговая организация находится в г. Минске, поэтому она должна представлять налоговую декларацию по налогу с продаж по месту постановки на учет, а не по месту нахождения торгового объекта.

Уплата налога с продаж в бюджет г. Минска производится плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, за IV квартал 2009 г. торговая организация должна сдать налоговую декларацию не позднее 20 января 2010 г. по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.

Налог с продаж товаров зачисляется в бюджет г. Минска. Уплата налога производится организацией по месту получения ее филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями выручки (п. 9 Инструкции № 181).

Как свидетельствует практика налоговых проверок, торговые организации не всегда однозначно трактуют п. 9 Инструкции № 181.

В отношении налога с продаж наиболее часто задаваемым вопросом является следующий: если организация состоит на учете в налоговой инспекции в одном районе г. Минска (например, в Первомайском), а ее магазин находится в другом районе г. Минска (например, в Заводском), в какой бюджет организация должна платить налог с продаж: по месту постановки на учет или по месту получения магазином выручки?

Как определено ст. 3 Закона РБ от 05.05.1998 № 154-З "Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь", территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц. Территория городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делится на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

Таким образом, торговая организация, состоящая на учете в налоговой инспекции по Первомайскому району г. Минска и имеющая магазины на территории других районов г. Минска (Заводского и т.д.), уплачивает налог с продаж в бюджет г. Минска по месту постановки организации на учет. Поскольку в г. Минске есть только городской бюджет, а у районов города своих бюджетов нет, организации не надо платить налог с продаж по месту нахождения магазинов.

Налог с продаж товаров в розничной торговле в Минской области: есть проблемы

По Минской области Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле утверждена решением Минского облсовета от 22.12.2008 № 154 (далее – Инструкция № 154).

Плательщиками налога с продаж по Инструкции № 154 являются организации (индивидуальные предприниматели), кроме освобожденных от налога по подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 450-З, осуществляющие розничную торговлю товарами через розничную торговую сеть на территории Минской области.

Инструкция № 154 устанавливает следующие правила.

1. Налоговая декларация (расчет) налога с продаж товаров в розничной торговле должна сдаваться плательщиками:

– ежеквартально;

– не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

– в инспекцию МНС РБ по месту постановки на налоговый учет организации.

2. Уплата налога с продаж должна производиться по месту нахождения объекта розничной торговой сети.

3. Налог с продаж перечисляется плательщиками-организациями ежеквартально отдельными платежными поручениями не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (индивидуальными предпринимателями – ежеквартально до 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом).

Вниманию читателей: налог с продаж за IV квартал 2009 г. надо было уплатить не позднее 22 декабря 2009 г. в размере 2/3 суммы налога с продаж, исчисленной по расчету предыдущего квартала. В последующем производится перерасчет 22 января 2010 г. исходя из фактических оборотов, подлежащих налогообложению в IV квартале 2009 г.

Налог с продаж зачисляется в доход областного бюджета.

После изучения положений Инструкции № 154 становится понятно, что они написаны для "своих" плательщиков, расположенных в пределах области. А вот для организации, указанной в ситуации, буквальное их исполнение чревато уплатой санкций и пеней.

Так, если организация, состоящая на учете в г. Минске, представит налоговую декларацию в г. Минск, а заплатит налог в Минскую область, то получится, что в г. Минске будет начислен налог, но не будет поступления налога, т.е. имеет место недоимка, а в Минской области будет поступление налога без начисления, т.е. переплата. А наличие недоимки влечет применение санкций и пени. Поэтому понимать приведенную норму Инструкции № 154 и налоговикам, и плательщикам пришлось, так сказать, "творчески".

Поскольку в нашей ситуации организация состоит на учете в г. Минске и осуществляет розничную торговлю на территории Минской области в г. Молодечно, налоговую декларацию по налогу с продаж она должна представлять в налоговую инспекцию по г. Молодечно, т.е. по месту нахождения магазина, и там же уплачивать налог.

Отметим, что в начале года буквальное исполнение норм Инструкции № 154 плательщиками Минской области также приводило к применению к ним санкций и пени. Например, у организации, находящейся в г. Молодечно, магазин был расположен в г. Вилейке, и организация представляла налоговую декларацию по налогу с продаж в налоговую инспекцию г. Молодечно, а платила налог по месту нахождения торгового объекта, т.е. в г. Вилейке.

Впрочем, исправить эти недостатки Инструкции № 154 уже невозможно, так как с 2010 г. налог с продаж отменяется.

Налог с продаж товаров в розничной торговле в Витебской области

По Витебской области Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле утверждена решением Витебского облсовета от 18.12.2008 № 131 (далее – Инструкция № 131).

В Витебской области плательщиками налога с продаж являются организации (индивидуальные предприниматели), за исключением освобожденных от налога по подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 450-З, осуществляющие розничную торговлю товарами через розничную торговую сеть на территории соответствующих административно-территориальных единиц Витебской области.

Налоговые декларации (расчеты) по налогу с продаж представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

– в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет – плательщиками, зарегистрированными на территории административно-территориальной единицы;

– в налоговый орган по месту нахождения торгового объекта – плательщиками, зарегистрированными за пределами административно-территориальной единицы и осуществляющими розничную торговлю на территории Витебской области (п. 8 Инструкции № 131).

Налог с продаж уплачивается в бюджет:

– плательщиками, зарегистрированными на территории административно-территориальной единицы, – по месту постановки на налоговый учет;

– плательщиками, зарегистрированными за пределами административно-территориальной единицы и осуществляющими розничную торговлю на территории Витебской области, – по месту нахождения торгового объекта (п. 11 Инструкции № 131).

Как видим, в Витебской области "чужие" плательщики не сталкивались с теми проблемами, которые были в Минской области. В Инструкции № 131 четко прописан механизм представления налоговых деклараций и уплаты налога с продаж как "своими" организациями, так и организациями, зарегистрированными в других областях и г. Минске.

Поэтому организация по магазину, расположенному в г. Орше, должна была представлять налоговые декларации по налогу с продаж и уплачивать налог с продаж в бюджет по месту нахождения торгового объекта, т.е. в налоговую инспекцию по г. Орше. Исчисляется налог с продаж по правилам, действующим в Витебской области.

Особенности уплаты налога в Брестской, Гродненской, Гомельской и Могилевской областях

Брестская область. Если бы указанная в ситуации организация имела магазины в Брестской области, то проблем с уплатой налога и представлением налоговых деклараций у нее бы не было.

В Брестской области налог с продаж уплачивается ежеквартально. Плательщики налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляли в инспекции МНС РБ по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу с продаж за отчетный период (Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Брестского облсовета от 12.12.2008 № 152).

В Инструкции было специально указано на то, что при наличии у плательщика налога с продаж филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (торговых объектов), не выделенных на отдельный баланс и не имеющих текущего (расчетного) либо иного банковского счета, налоговая декларация (расчет) представляется и налог с продаж уплачивается плательщиком по месту нахождения обособленного подразделения (торгового объекта).

А вот в Гродненской, Гомельской и Могилевской областях плательщиков ждут такие же проблемы, как и в Минской области.

Гродненская область. В Гродненской области вопросы уплаты и представления налоговой декларации изложены нечетко, практически так же, как в Минской области.

Плательщики налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляли в налоговый орган по месту постановки на учет в инспекции МНС по районам Гродненской области налоговую декларацию (расчет) по налогу с продаж (Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Гродненского облсовета от 12.12.2008 № 110 "Об утверждении инструкций").

Налог с продаж зачислялся в бюджет г. Гродно и районов Гродненской области по месту нахождения объекта розничной сети.

Гомельская область. Самый сложный порядок представления налоговых деклараций по налогу с продаж был установлен в Гомельской области.

Плательщики налога с продаж в течение налогового периода представляли в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) нарастающим итогом с начала налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Гомельского облсовета от 20.12.2008 № 165 (далее – Инструкция № 165)).

В п. 10 Инструкции № 165 был установлен некий "централизованный" порядок исчисления налога. При таком исчислении налога с продаж организации, имеющие обособленные подразделения, представляли в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу с продаж, составленную в целом по организации. Одновременно с налоговой декларацией представлялся реестр извещений на уплату налога с продаж товаров в розничной торговле подразделениями в бюджет по месту нахождения подразделения, подлежавших направлению в инспекции МНС РБ (далее – реестр), по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 165. К реестру прилагались извещения на подлежавшие уплате суммы налога с продаж (далее – извещения) по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 165.

После сверки извещений с данными реестра, а реестра – с данными налоговой декларации (расчета) по налогу с продаж, составленной в целом по организации, налоговый орган должен был сделать отметку на извещениях и возвращать их организации для дальнейшего направления в адрес налогового органа по месту нахождения подразделений. Извещения служили основанием для учета налоговыми органами по месту нахождения подразделений причитающихся к уплате и фактически уплаченных подразделениями сумм налога с продаж.

Вышеизложенные нормы, регламентировавшие такой "централизованный" порядок уплаты, были исключены из Инструкции № 165 решением Гомельского облсовета от 23.06.2009 № 219, и порядок представления налоговых деклараций стал такой же, как в Минской области.

Уплата налога с продаж производилась плательщиками при наличии розничной торговой сети на территории Гомельской области по месту нахождения объектов розничной торговой сети в бюджет г. Гомеля и районные бюджеты.

Могилевская область. В Могилевской области вообще не уточнено, в какие инспекции надо представлять налоговые декларации.

Так, п. 8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденной решением Могилевского облсовета от 19.12.2008 № 10-7, была определена обязанность плательщиков налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, представлять в инспекции МНС РБ налоговые декларации (расчеты).

Уплата налога с продаж производилась плательщиками ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту осуществления розничной торговли товарами через розничную торговую сеть в бюджеты городов и районов на счета по учету средств местных бюджетов.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 1 январь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

Новости

4

Вопрос недели

6

На какую дату необходимо проводить годовую инвентаризацию по обязательствам - на 1 декабря или на 1 ноября?

6

Нормативные документы и комментарии

7

Бухгалтерский учет

7

О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов

7

Комментарий. (С января 2010 года вступают в силу изменения в порядке начисления амортизации)

8

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 75

11

Тарифы и цены

15

О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 мая 2008 г. № 114

15

О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366

16

Труд и социальная защита

17

Об увеличении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет

17

О переносе рабочего дня в январе 2010 г.

17

Комментарии

19

С 1 января 2010 года способы обеспечения уплаты отчислений в инновационные фонды и взыскания этих платежей аналогичны способам обеспечения исполнения налоговых обязательств

19

Запреты и ограничения во внешней торговле Республики Беларусь до и после 1 января 2010 года

21

Исчислять совокупный доход на члена семьи при назначении пособий на детей старше 3 лет следует по изменившимся правилам

25

МНС РБ разъясняет

28

О применении Указа Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 № 592

28

О налоге на недвижимость

29

Об исполнении поручения

30

Об уплате акцизов по алкогольной продукции

32

Минэкономики, МНС и Минторг РБ разъясняют

35

Разъяснение о некоторых вопросах в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

37

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

39

Основные документы, определяющие порядок проведения расчетов по внешнеторговым операциям

39

Статистическая информация

43

О номинальной начисленной среднемесячной заработной плате в Республике Беларусь

43

Вопрос-ответ

44

Практикум для бухгалтера

54

По налоговым ошибкам срок давности отсутствует, или Торговым организациям об особенностях уплаты некоторых налогов в 2009 году

54

Налог с продаж товаров в розничной торговле: не все в местных инструкциях было однозначно

55

Реклама аудиторских услуг

57

Практикум для бухгалтера

60

Налог на недвижимость и подоходный налог: в 2009 году позиция налоговых органов неоднократно менялась – есть время подвести итоги

60

мнения специалистов

66

Чековая книжка не учитывается как БСО

66

Типичные нарушения

68

Типичные нарушения достоверности формирования затрат, учитываемых при налогообложении прибыли

68

советы юриста

72

Оформив протокол разногласий, можно изменить условия договора

72

Справочник бухгалтера

75

Порядок учета выплат стимулирующего характера в затратах, учитываемых при налогообложении

75

Применение в 2010–2011 годах статистических данных для учета содержания драгоценных металлов в электронном ломе от импортных изделий

77

статистическая информация

80

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

80

Налоговый календарь

85

Календарь уплаты налогов, сбо­ров и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на январь 2010 года

85

ППриглашаем на работу

93

Реклама

94

Банковская информация

96

Курсы валют за период с 23 по 30 декабря 2009 года

96