Комментарий (Где бюджетные деньги, там всегда непросто!)

Сергей Большаков, экономист
Превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (далее – Указ № 361)).
Исключением из этого правила является случай снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой: подрядчик возвращает заказчику денежные средства, не использованные на цели строительства (часть четвертая подп. 1.1 п. 1 Указа № 361).
При этом установлено, что неизменная договорная (контрактная) цена корректируется в случаях изменения:

– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
– налогового законодательства в части налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов и (или) привлечения субподрядных организаций с иной системой налогообложения по сравнению с учтенной в неизменной цене;
– стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);
– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
– индексов цен на строительно-монтажные работы по данным Национального статистического комитета за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;
– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.

Порядок расчетов за выполненные работы определяется нормами Гражданского кодекса и договором строительного подряда (п. 11 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе этапов работ по строительству), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361") (далее – Положение № 1553).

В развитие названных норм законодательства Минстройархитектуры приняло постановление от 28.03.2012 № 12 "О некоторых вопросах стоимости строительства" (далее – постановление № 12).

На кого распространяются нормы постановления № 12?

Постановление № 12 регулирует вопросы ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых за счет:

– средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов (полностью или частично);

– государственных внебюджетных фондов;

– внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;

– кредитов банков РБ под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполкомов.

Кроме того, действие постановления № 12 распространяется на вопросы регулирования ценообразования при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в т.ч. соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства.

При этом не забывайте о том, что при строительстве иных объектов решение о порядке (способе) формирования неизменной договорной (контрактной) цены принимает заказчик (застройщик) (п. 1 Положения № 1553).

Таким образом, нормы постановления № 12 могут быть реализованы при формировании окончательной цены практически по любому объекту, если такое желание изъявит заказчик.

Что регулирует постановление № 12?

Постановление № 12 состоит из 2 норм:

1) определены случаи завышения стоимости строительства;

2) установлен порядок определения сумм завышения стоимости строительства.

Завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:

– стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком.

Напомним, что такой порядок определен Положением № 1553 и в документах, принятых в его развитие.

Таким образом, заказчик не вправе оплачивать стоимость строительства, сформированную на основании неизменной договорной (контрактной) цены с учетом ее последующей корректировки, в случаях, указанных в п. 10 Положения № 1553;

– не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями.

В данном случае идет речь о необходимости после определения неизменной договорной (контрактной) цены ее корректировать по факту. Положением № 1553 предусмотрено требование о корректировке цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (если это предусмотрено договором строительного подряда).

При этом ранее не были ясны сроки такой корректировки. Исходя из данной нормы постановления № 12 корректировка по этому основанию будет производиться по окончании каждого отчетного периода (как правило, месяца);

– фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.

Конкретный порядок определения завышения стоимости строительства установлен подп. 1.2 п. 1 постановления № 12.

С какого момента вступает в силу постановление № 12?

Постановление № 12 вступило в силу после его официального опубликования, т.е. с 10 апреля 2012 г. ("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 2012 г., № 40, 8/25209 (опубликовано 9 апреля 2012 г.)). С указанной даты его нормы необходимо учитывать при заключении договоров строительного подряда. Также нужно внести соответствующие изменения в ранее заключенные договоры.

Принятие постановления № 12, по мнению автора, должно повлечь изменения в состав документации, представляемой подрядчиком заказчику.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 17 май 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Как бухгалтеру отследить изменившуюся точку зрения министерств?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных положений некоторых указов Президента Республики Беларусь

9

Бухгалтерский учет

17

О порядке перечисления денежных средств, заработанных на республиканском субботнике в 2012 году

17

Тарифы и цены

18

О некоторых вопросах стоимости строительства

18

Комментарий (Важные аспекты завышения стоимости строительства)

19

Комментарий (Где бюджетные деньги, там всегда непросто!)

24

Расчеты и кредиты

26

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22

26

Комментарий (Предусмотрены новые случаи продления внешнеторговых операций)

27

Комментарии

30

При осуществлении внешнеэкономической деятельности учтите новации налогового законодательства

30

Розничные цены на изделия медицинского назначения иностранного производства формируют организации торговли

33

Комиссия по проведению амортизационной политики организации: практические аспекты ее деятельности

36

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

43

практикум для БУХГАЛТЕРА

45

Амортизационная политика организации. Практические ситуации

45

Cредства, заработанные в день субботника, должны быть перечислены своевременно

48

ВОПРОС – ОТВЕТ

51

типичные нарушения

60

Формирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Минска, происходит с ошибками

60

мнения специалистов

67

Должно ли общество выделить долю бывшей супруге участника?

67

У ВАС ПРОВЕРКА

73

Финансовый лизинг на территории Республики Беларусь: у лизингополучателя проверят правильность вычета НДС

73

судебная практика

80

Последствия ненадлежащего оформления товарно-транспортных (товарных) накладных

80

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

84

Организация установила в помещениях окна и перегородки: классификация затрат, порядок их отражения в учете, амортизация

84

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

88

Реализация путевок в 2012 году: особенности исчисления НДС

88

Особенности определения дня оказания туристических услуг для целей исчисления НДС

91

РЕКЛАМА

95

бухгалтеру на заметку

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 14 по 20 апреля 2012 го­да

96