Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Важные аспекты завышения стоимости строительства)

Татьяна Сукристик, аудитор
Действие постановления распространяется…
…на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков РБ под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).
 
Справочно: иностранными инвесторами в Республике Беларусь признают:
– иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
– международные организации;
– иностранные юридические лица;
– иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
– иностранных граждан;
– физических лиц (граждан Республики Беларусь и лиц без гражданства), постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь (ст. 3 Инвестиционного кодекса РБ).
Порядок определения сумм завышения стоимости строительства
Завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
– стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком;
– не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
– фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.
 
Важно! В качестве случаев завышения стоимости строительства в соответствии с установленным порядком могут выступать (но не ограничиваться, т.е. приведенный перечень не является исчерпывающим):
– ошибки в расчете договорной (контрактной) цены и (или) допущенные в проектно-сметной документации, повлекшие увеличение стоимости строительства;
– ошибки при определении стоимости дополнительных работ, неучтенных проектно-сметной документацией, а также невключение этих работ в утвержденную откорректированную проектно-сметную документацию;
– ошибки при расчете стоимости проектных и изыскательских работ, затраты на содержание заказчика и авторский надзор проектной организации;
– включение в расчетные документы затрат и стоимости работ, фактически не выполненных и (или) ранее оплаченных;
– невнесение изменений в договорную (контрактную) цену (в сторону уменьшения) в случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором подряда;
– оплата стоимости работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, утвержденной в установленном порядке, и (или) договорной (контрактной) ценой (за исключением дополнительных работ, оформленных в установленном порядке);
– увеличение стоимости оплаченного (предъявленного к оплате) вида (этапа) работ в сравнении с соответствующим видом (этапом), предусмотренным договорной (контрактной) ценой;
– выполнение работ, осуществление затрат на объектах, по которым отсутствует проектно-сметная документация, утвержденная в установленном порядке;
– оплата работ, выполненных с нарушением требований утвержденной в установленном порядке проектной документации и технических нормативных правовых актов;
– неправильное применение нормативов расхода ресурсов, утвержденных в установленном порядке, укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов аналогов;
– другие нарушения требований актов законодательства, технических нормативных правовых актов, определяющих стоимость строительства.
 
При определении завышения стоимости строительства согласно постановлению № 12 устанавливают:
1) наличие разрешительной документации, выданной в порядке, установленном законодательством.
 
Справочно: проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Совета Министров, если иное не определено Президентом (ст. 21 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов утверждено постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223;
 
2) наличие проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке.
 
Справочно: порядок составления и утверждения регламентирован техническими нормативными актами, в частности техническими кодексами установившейся практики (далее – ТКП). Приведем некоторые из них.
ТКП 45-1.02-239-2011 (02250) "Проектная документация для строительства. Состав, содержание и порядок разработки раздела "Организация и условия труда работников" для объектов производственного назначения" устанавливает состав, содержание и порядок разработки раздела "Организация и условия труда работников" проектной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов производственного назначения. Требования технического кодекса являются обязательными для всех субъектов архитектурной и градостроительной деятельности независимо от форм собственности и источника финансирования при разработке проектной документации для объектов производственного назначения на территории Республики Беларусь.
ТКП 45-1.02-104-2008 (02250) "Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования" распространяется на порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений и благоустройство прилегающих территорий.
ТКП 45-1.02-157-2009 (02250) "Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок разработки" определяет состав и порядок разработки типовых проектов и типовых проектных решений, предназначенных для многократного применения при проектировании и строительстве повторяющихся зданий и сооружений промышленности, транспорта, связи, сельского и водного хозяйства, жилых зданий, общественных зданий и сооружений. Технический кодекс устанавливает правила оформления, комплектации и применения типовой проектной документации, а также правила внесения в нее изменений;
 
3) наличие документов о проведении подрядных торгов, соответствие порядка их проведения требованиям, установленным законодательством.
Подрядные торги в строительстве – форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для строительства, предусматривающая выбор подрядчика, исполнителя, поставщика на основе конкурса (п. 2 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235);
4) соответствие расчета договорной цены установленному порядку.
Порядок формирования договорной цены регламентирован Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235.
Следует учитывать, что к завышению стоимости строительства может привести и необоснованная "экономия" договорной цены – замена материалов или технологии работ при снижении потребительских и качественных характеристик выполненных работ по сравнению с проектом;
5) наличие договоров подряда на строительство объектов, их соответствие установленным правилам.
Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда утверждены постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450;
6) соответствие условий заключенного договора тендерному предложению победителя торгов результатам переговоров.
Тендерное предложение – предложение претендента о заключении контракта на условиях, определенных в тендерных документах (п. 2 Положения о подготовке и проведении тендеров между субъектами хозяйствования по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 1996 г. № 438, утвержденного приказом Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 06.11.1998 № 110);
7) соблюдение договорных обязательств;
8) наличие документов, подтверждающих приемку выполненных работ и их стоимость.
 
Важно! ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) "Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения" устанавливает порядок проведения приемки в эксплуатацию объектов, очередей, пусковых комплексов, строительство, ремонт, реконструкция, реставрация которых завершены в соответствии с утвержденной проектной документацией и которые подготовлены к эксплуатации (выпуску продукции, оказанию услуг) в объемах, предусмотренных проектной документацией и договором.
Объекты собственности других государств, их юридических и физических лиц, совместных предприятий и международных организаций подлежат приемке в эксплуатацию в порядке, определенном указанным техническим кодексом, если другой не установлен соответствующими международными документами;
 
9) соответствие выполненных работ требованиям утвержденной проектной документации и техническим нормативным правовым актам.
Виды работ, предъявленных к оплате и (или) оплаченных, должны соответствовать перечню работ, заявленных в проектно-сметной документации;
10) соответствие расчетов стоимости выполненных работ требованиям нормативных правовых актов по ценообразованию в строительстве.
 
Важно! К завышению стоимости строительства приводят ошибки при расчете цены инвестора (заказчика):
– завышение базисной стоимости подрядных работ по сравнению со сметной документацией;
– завышение индексов изменения стоимости работ по элементам затрат;
– неправильное применение расценок, норм и цен;
– необоснованное увеличение стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
– повторное предъявление к оплате отдельных элементов прямых затрат, накладных расходов, учтенных в составе комплексных норм, цен, расценок или входящих и оплаченных в составе процентных начислений (временные здания и сооружения, зимнее удорожание);
– ошибки при расчете цены предложения подрядной организации;
– индексация авансов, не покрытых стоимостью выполненных этапов (комплексов) работ, а также своевременно не использованных целевых авансов;
– арифметические ошибки;
 
11) соблюдение порядка расчетов за выполненные работы требованиям, установленным законодательством, в т.ч. уплата процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неотработанных авансов и (или) использованных не по назначению целевых авансов.
За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования Нацбанка на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, за исключением взыскания долга в судебном порядке, когда суд удовлетворяет требование кредитора исходя из ставки рефинансирования Нацбанка на день вынесения решения (ст. 366 Гражданского кодекса РБ).
В частности, в функции заказчика, застройщика в области финансирования, учета и отчетности входят (напрямую указано, поименовано) обеспечение своевременного финансирования строительной деятельности, своевременные расчеты за выполненные работы и контроль за целевым использованием средств, выделенных на строительство объекта (подп. 3.3 п. 3 Примерного перечня функций заказчика, застройщика, утвержденного постановлением Минстройархитектуры РБ от 20.05.2011 № 25);
12) соответствие объемов и стоимости выполненных на объекте видов (этапов) работ оплаченным (предъявленным к оплате).
 
Важно! К завышению стоимости строительства приводит расчет стоимости строительно-монтажных работ не выполненных, но включенных в состав оплаченных этапов (комплексов) работ;
 
13) наличие по данным бухгалтерского учета оприходования и списания материальных ценностей, использованных для выполнения работ, соблюдение нормативов расхода ресурсов.
В качестве примера завышения стоимости строительства может быть включение стоимости строительных материалов, не числящихся по бухгалтерскому учету подрядчика и выставленных заказчику для оплаты в составе выполненных этапов (комплексов) работ;
14) наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных работ, этапов (комплексов) работ и объекта строительства в целом.
 
Важно! Проверке подлежит правильность составления актов приемки выполненных работ. При этом проверяется техническая готовность оплаченных работ, этапов (комплексов) работ и объекта строительства в целом;
 
15) законченность работ по монтажу оборудования.
Законченность проверяют в ходе контрольного обмера работ. Работы по монтажу оборудования считаются законченными только при наличии актов об индивидуальном его опробовании вхолостую, а в необходимых случаях – и под нагрузкой. При отсутствии указанных актов стоимость работ по монтажу оборудования является завышением.
В случаях, когда контрольным обмером установлено, что в объем выполненных строительно-монтажных работ кроме стоимости монтажа включена стоимость оборудования, в акте контрольного обмера учитывается только стоимость монтажных работ;
16) по конструкциям, инструментальный обмер которых затруднен, – соответствие фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии монтажа этих конструкций в проектное положение. Кроме того, проверяют документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ, акты на скрытые работы, исполнительную документацию.
Правильность оплаты выполненных работ по конструкциям, обмер которых затруднен, также может подтверждаться проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии установки конструкций в проектное решение. Кроме того, используются имеющиеся на стройке первичные учетные документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ и акты на скрытые работы.
При выявлении завышений перерасчет налогов можно сделать в 3-дневный срок без наложения штрафа... при соблюдении определенных условий
На основании ст. 5.5 Кодекса РБ об административных правонарушениях не являются административными правонарушениями при условии их устранения и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следующие деяния индивидуального предпринимателя или юридического лица:
– неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
– неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.
Аналогичная норма предусмотрена п. 18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.