Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комиссия по проведению амортизационной политики организации: практические аспекты ее деятельности

(Комментарий к постановлению Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6)

Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ

Комиссия по проведению амортизационной политики организации решает большой круг возложенных на нее задач. При этом, вопреки расхожему мнению, работа комиссии осуществляется на протяжении всего года, а не только при проведении переоценки. Автор в данной статье разъясняет, какие функции должна выполнять комиссия, и дает рекомендации по ее составу и распределению обязанностей между ее членами.

Статьи по теме

08.09.2017
08.09.2017
08.09.2017
15.09.2017
15.09.2017

eщё 619 материалов по теме

Основные подходы по проведению амортизационной политики организациями республики регулирует Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Вместе с тем организации наделены достаточной свободой в применении механизмов и инструментов амортизационной политики. Основную роль в принятии решений по проведению амортизационной политики в организации отводят комиссии по амортизационной политике организации (далее – комиссия).
Инструкция № 37/18/6 (п. 6) определяет наиболее общие подходы по работе комиссии:
1) комиссию создают из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и других подразделений организации;
2) в организации разрабатывают положение о комиссии, ее состав утверждает руководитель организации (вышестоящей организации), собственник имущества организации;
3) результаты работы комиссии оформляют протоколами.
Непосредственная организация работы комиссии осуществляется в рамках каждой организации.
Рассмотрим более детально некоторые практические аспекты организации работы комиссии, которые могут быть использованы организациями для обеспечения эффективного решения возложенных на нее функций.
Разработка положения о комиссии. Состав комиссии
Инструкция № 37/18/6 предусматривает самостоятельную разработку организацией положения о комиссии и ее составе. Положение утверждается руководителем организации (вышестоящей организации), собственником имущества организации. Конкретные форму и содержание указанного документа в централизованном порядке не устанавливают, что связано со спецификой деятельности каждой организации, ее индивидуальной организационной структурой.
Вместе с тем в указанном положении целесообразно закрепить:
1) состав создаваемой комиссии;
2) перечень функций комиссии;
3) определение служб (специалистов), принимающих участие в решении конкретных вопросов, ответственных за принятие конкретных решений.
Комиссия может быть создана в следующем составе:
1) коммерческий директор, заместитель директора по экономике;
2) главный инженер (технический директор);
3) главный бухгалтер;
4) бухгалтер по учету основных средств;
5) представители отделов: планово-экономического, производственного, технического, главного технолога, главного механика, главного энергетика, капитального строительства, информационных технологий, транспорта, социального развития.
Отметим, что это наиболее полный состав, который может быть различным в организациях в зависимости от наличия тех или иных служб и специфики работы каждой организации. На протяжении периода функционирования комиссии состав членов может обновляться.
Функции комиссии при осуществлении амортизационной политики организации
Работа комиссии начинается непосредственно с момента принятия имущества к бухгалтерскому учету. Наиболее полный перечень функций комиссии предусмотрен в приложении 1 к Инструкции № 37/18/6. Рассмотрим их более подробно.
1. Выделение из всего состава имущества организации амортизируемого имущества (включая отнесение однотипных объектов к основным и оборотным средствам).
В данном случае организация должна руководствоваться нормативными актами Минфина, определяющими порядок и критерии отнесения имущества к основным средствам либо средствам в обороте, и, кроме того, пп. 12 и 13 Инструкции № 37/18/6, которыми определены перечень амортизируемого имущества, а также виды и группы основных средств, не являющихся объектами начисления амортизации.
2. Разделение амортизируемых объектов на используемые и неиспользуемые в предпринимательской деятельности исходя из функционального назначения объектов при их постановке на учет.
Пример 1
Организацией приобретен и установлен в офисном помещении кондиционер.
Вначале комиссии необходимо определить, относится ли данный объект к амортизируемым основным средствам.
Отнесение к объектам основных средств комиссия производит на основании норм Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118. Ею установлены условия, при соблюдении которых активы принимают к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Если в отношении кондиционера такие условия выполняются, комиссия принимает решение о постановке на учет кондиционера в качестве отдельного объекта основных средств.
Отнесение кондиционера к объектам, используемым (неиспользуемым) в предпринимательской деятельности, осуществляют с учетом норм Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127. Так, п. 11 названной инструкции предусмотрено, что к участвующим в предпринимательской деятельности относят основные средства, которые непосредственно участвуют в производстве при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг или в соответствии с коллективным договором создают необходимые условия для производственного процесса.
При отнесении кондиционера в ту или иную группу объектов следует принимать во внимание, в каком здании (помещении) он установлен. Если здание (помещение) является объектом, участвующим в предпринимательской деятельности, то и установленный в нем кондиционер также возможно отнести к участвующим в предпринимательской деятельности.
 
3. Распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств.
Несмотря на то что существует достаточно подробный перечень конкретных видов основных средств (постановление Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161)), окончательное решение об отнесении каждого объекта к (под)группам действующей классификации, присвоении шифра, а также определении нормативного срока службы остается именно за комиссией.
Значительна роль комиссии при определении нормативных сроков службы по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств (п. 17 Инструкции № 37/18/6).
Ее задача в данном случае – определить наиболее соответствующую техническим характеристикам и функциональному назначению объекта основных средств подгруппу из существующих в постановлении № 161. После выбора подгруппы, к которой может быть отнесен конкретный объект основных средств, и в случае отсутствия в ней подобного или аналогичного объекта ему может быть присвоен любой отсутствующий в данной подгруппе шифр, который и будет выступать в качестве локального шифра объекта в организации.
Нормативные сроки службы по таким объектам комиссия устанавливает на основании технической документации организаций-изготовителей, а при ее отсутствии – путем оценки данной комиссией технического состояния объекта.
Пример 2
Организация приобрела объект основных средств, который представляет собой устройство, сочетающее в себе функции принтера, ксерокса и факса. Все указанные виды основных средств по отдельности присутствуют в постановлении № 161. Так, периферийные устройства ЭВМ (принтер) могут быть отнесены к шифру 48003 "Устройства периферийные вычислительных комплексов на базе электронных вычислительных машин персональных", ксерокс – к шифру 48008 "Техника копировально-множительная", факсимильные аппараты – к шифру 45616 "Аппараты факсимильные" (подгруппа "Оборудование связи"). Вид основных средств, сочетающий в себе все указанные элементы, в постановлении № 161 отсутствует.
В данном случае при выборе группы в соответствии с постановлением № 161 комиссия может исходить из той позиции, что в состав многофункционального устройства входят преимущественно объекты, относимые к подгруппе 480 "Техника вычислительная и организационная" (принтер, ксерокс). Следовательно, может быть принято решение об отнесении объекта к указанной подгруппе.
 
Для решения обозначенных вопросов в обязательном порядке необходимо привлекать к работе комиссии специалистов технических, производственно-технологических и иных служб организации, которые осуществляют непосредственную эксплуатацию и обслуживание объектов основных средств, принимаемых к учету.
В обобщенном виде участие технических служб организации в указанном процессе можно представить в табл. 1.
 

 
4. Установление нормативного срока службы объектов в соответствии с технической документацией завода-изготовителя, а также по приобретенным объектам основных средств, ранее находившимся в эксплуатации.
Пример 3
Организация приобрела 2 металлических стеллажа – новый и ранее находившийся в эксплуатации. В соответствии с постановлением № 161 организация отнесла указанные объекты к шифру 70014 с нормативным сроком службы 20 лет. В документации завода-изготовителя на новый стеллаж содержится информация о сроке службы – 15 лет.
Комиссии необходимо определить нормативные сроки для указанных объектов.
Если срок эксплуатации объекта основных средств, устанавливаемый организацией-изготовителем в технической документации, отличается от значения нормативного срока службы, указанного в классификации амортизируемых основных средств, на срок, равный 1 году, и более чем на 1 год, комиссия вправе определить нормативный срок службы по сроку эксплуатации, указанному в технической документации организации-изготовителя (п. 17 Инструкции № 37/18/6).
То есть в отношении нового стеллажа комиссия принимает решение о принятии нормативного срока его службы равным указанному в классификации (20 лет) либо его установлении на уровне, указанном в документации завода-изготовителя.
В отношении стеллажа, ранее уже находившегося в эксплуатации, комиссия вправе:
1) определить нормативный срок службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств (10 лет);
2) если срок фактического использования объекта на дату приобретения окажется равным или более соответствующего значения, приведенного в классификации амортизируемых основных средств, определить нормативный срок службы самостоятельно с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
 
5. Выбор элементов амортизационной политики: сроков полезного использования, методов начисления амортизации.
Принимая указанные решения, комиссия тем самым оказывает влияние на размер амортизационных отчислений в каждом отчетном периоде.
Комиссия принимает решения исходя из условий, потребностей воспроизводства, утвержденных бизнес-планов, планов технологического обновления и реструктуризации производства, сложившейся конкурентоспособности товаров, продукции (работ, услуг).
Наибольший срок полезного использования, которому соответствует наименьшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирают по усмотрению комиссии при освоении рынка, ухудшении возможности реализации продукции (работ, услуг) по причине их неконкурентоспособности.
Наименьший срок полезного использования, которому соответствует наибольшее значение годовой (месячной) суммы амортизационных отчислений, выбирают по усмотрению комиссии в случаях высокой конкурентоспособности производимой продукции (нарастание объема продаж, благоприятная конъюнктура рынка) с учетом особенностей отдельных видов производства (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
В процессе дальнейшей эксплуатации объектов основных средств и нематериальных активов по решению комиссии производят:
1) пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования объекта (п. 24 Инструкции № 37/18/6);
2) пересмотр способов и методов начисления амортизации (п. 37 Инструкции № 37/18/6).
Такой пересмотр производится в строго оговоренных Инструкцией № 37/18/6 случаях. Вместе с тем именно комиссия определяет наиболее возможный и приемлемый для каждого объекта вновь устанавливаемый срок или метод.
Пример 4
На балансе организации находится здание, амортизация по которому завершена в июле 2011 г. В ноябре 2011 г. проведена его реконструкция.
В случаях завершения реконструкции комиссии предоставлено право производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
В данном случае комиссии необходимо установить срок полезного использования здания с целью амортизации его остаточной стоимости, сформировавшейся с учетом затрат реконструкции.
Комиссия определяет период предполагаемой эксплуатации здания после реконструкции исходя из его технического состояния с учетом мнения представителей технических служб, входящих в ее состав. Указанный срок должен отражать реально возможный период дальнейшей эксплуатации здания. Срок полезного использования устанавливается на период не менее 1 года и не должен превышать верхней границы диапазона, определенной приложением 3 к Инструкции № 37/18/6.
Пример 5
С 2012 г. Инструкцией № 37/18/6 (п. 46) расширены возможности пересмотра сроков и методов начисления амортизации в случае ухудшения финансово-экономического состояния организации:
1) с целью максимального сокращения сумм начисляемой амортизации предусмотрена возможность перехода не только к линейному способу ее начисления, но и к производительному, а также обратному методу суммы чисел лет;
2) изменение методов начисления амортизации и пересмотр сроков возможны в отношении отдельных объектов по решению самой организации.
Комиссии следует принять решение относительно круга объектов, по которым целесообразно пересмотреть сроки и метод начисления амортизации, например, исходя из степени влияния сумм начисленной по отдельным объектам амортизации на формирование затрат организации, финансового результата. Кроме того, следует установить срок и метод, позволяющие максимально сократить отрицательное влияние амортизационных отчислений на финансово-экономическое состояние организации.
 
6. Применение поправочных коэффициентов к норме (сумме) амортизации и их конкретной величине из разрешенного законодательством диапазона.
Их применяют при эксплуатации объекта в режимах, отличающихся от базовых, установленных собственником и (или) производителем, – в диапазоне от 0,2 до 1.
С 1 января 2012 г. в связи с изменениями, внесенными в п. 25 Инструкции № 37/18/6, их также применяют:
– по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, в течение 2 лет с даты их ввода в эксплуатацию – в диапазоне от 0,2 до 1 (понижающий поправочный коэффициент);
– по объектам основных средств, непосредственно используемым для осуществления научно-технической деятельности, а также при производстве высокотехнологичных товаров, оказании высокотехнологичных услуг, определяемых таковыми в соответствии с законодательством, за исключением зданий,сооружений, передаточных устройств, – в диапазоне от 1 до 3 (повышающий коэффициент).
Возможное распределение функций между членами комиссии
В зависимости от решаемых вопросов в заседаниях комиссии принимают участие специалисты из числа указанных выше. Возможный вариант распределения ответственности за принимаемые вопросы между членами комиссии рассмотрен в табл. 2.
 

 
В заключение отметим, что заседания комиссии проводят по мере необходимости. Для участия в заседаниях комиссии могут привлекаться компетентные специалисты организации, приглашенные эксперты, аудиторы.
Решения комиссии оформляют протоколами, в которых должны содержаться результаты заседаний со ссылками на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы. Протоколы подписывают председатель, секретарь и члены комиссии.
Разработка в рамках каждой организации подробного положения о комиссии, охватывающего все указанные моменты, позволит принимать обоснованные и правильные решения в рамках проводимой амортизационной политики.
 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.