Ситуация 1
В августе 2011 г. организация приобрела здание, которое ранее эксплуатировалось в другой организации в течение 10 лет. При принятии к учету организация отнесла его к виду основных средств с шифром 10005 "Здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные независимо от этажности" (нормативный срок службы –20 лет).
По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, организация вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств (п. 18 Инструкции № 37/18/6*).
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.12.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Возникают следующие вопросы:
1.1. Необходимо ли при определении нормативного срока службы учитывать срок фактической эксплуатации у предыдущего собственника?
Такой необходимости нет.
Нормативный срок службыобъектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяет при приобретении каждый балансодержатель или собственник с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев) (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Действующее законодательство не предусматривает норм относительно определения нормативного срока службы по объектам основных средств, ранее находившимся в эксплуатации, с учетом срока фактической эксплуатации у предыдущего собственника (балансодержателя).
1.2. Вправе ли организация принять нормативный срок службы приобретенного здания равным 3 годам, поскольку оно является бывшим в эксплуатации? Если нет, то какой минимальный срок для целей начисления амортизации может быть установлен?
Не вправе. Минимальный нормативный срок службы составит 10 лет.
По приобретенным объектам основных средств, ранее уже находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия) вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, и 2 лет – по другим объектам основных средств (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, в данном случае организация может понизить вдвое нормативный срок службы, установленный действующей классификацией: 20 / 2 = 10 лет.
Указанный срок является минимально возможным нормативным сроком службы для данного объекта. Установить его равным 3 годам организация не вправе.
Вместе с тем после применения норм п. 18 Инструкции № 37/18/6 организация вправе установить срок полезного использования указанного здания.
Срок полезного использования определяют в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Нижнюю и верхнюю границы диапазона срока полезного использования рассчитывают путем умножения нормативного срока службы, в т.ч. определенного с учетом п. 18 Инструкции № 37/18/6, на соответствующий коэффициент. В отношении группы "Здания" указанный диапазон составляет от 0,8 до 1,2 от нормативного срока службы.
Таким образом, в отношении указанного здания комиссия вправе установить срок по-лезного использования в диапазоне от 8 до 12 лет (0,8 × 10 лет; 1,2 × 10 лет). Минимально возможный период начисления амортизации при этом составит 8 лет.
Ситуация 2
Организация разместила на стенах и крышах зданий светодиодные декоративные вывески.
В данном случае возникают вопросы:
2.1. К какому шифру классификации основных средств следует отнести эти вывески?
Определение шифра для целей начисления амортизации по вывеске комиссия осуществляет самостоятельно. К функциям комиссии относится в т.ч. распределение амортизируемых объектов по укрупненным группам (подгруппам) на основании действующей классификации (п. 3 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6).
При выборе шифра в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161) следует исходить из общих технических и функциональных характеристик указанного объекта, учитывать мнение специалистов технических, производственно-технологических служб, входящих в состав комиссии.
2.2. Следует ли учитывать вывески как специальные и рекламные стенды (шифр 20335) для целей обложения налогом на недвижимость?
Необходимо обратить внимание, что постановление № 161 разработано на основании п. 2 постановления Совета Министров РБ от 16.11.2001 № 1668 "О мерах по обеспечению перехода на новые условия начисления амортизации", которым предусмотрено начисление амортизации основных средств с использованием нормативных сроков службы основных средств, установленных Минэкономики.
Таким образом, постановление № 161 предназначено для целей установления периода начисления амортизации по видам основных средств. К предмету его регулирования не относится трактовка понятий "здание", "сооружение", "недвижимое имущество". Указанный документ не может являться обязательным основанием для классификации объектов основных средств для целей, отличных от начисления амортизации, в т.ч. для целей исчисления налога на недвижимость.
При определении объектов обложения налогом на недвижимость следует руководствоваться прежде всего нормами Налогового кодекса РБ (далее – НК), а также иными нормативными документами, определяющими необходимые признаки для признания объекта зданием, сооружением.
Общее понятие недвижимого имущества дано в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РБ. Так, к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относят все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания и сооружения.
Кроме того, необходимо применять нормы следующих документов:
1) Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ от 28.07.2004 № 39, согласно которой для признания объекта капитальным строением необходима совокупность следующих признаков:
– здание, сооружение возводятся, реконструируются, реставрируются, капитальный ремонт здания, сооружения проводится на основе разработанной проектной документации, если иное не установлено законодательством РБ;
– здание, сооружение прочно связаны с землей путем устройства фундамента, для отдельных видов сооружений – основания сооружения или являются подземными;
– здание, сооружение (кроме зданий, сооружений, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Положения о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.11.1991 № 452) подлежат вводу в эксплуатацию в соответствии с указанным Положением, если иное не установлено законодательством РБ.
От редакции:
Постановление Совета Министров РБ от 29.11.1991 № 452 утратило силу с 9 июня 2011 г. в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716;
– здание, сооружение не являются временными согласно проектной документации, разрешению на строительство или документу о предоставлении земельного участка;
– здание, сооружение невозможно переместить без соразмерного ущерба их назначению, т.е. если при демонтаже здания или сооружения есть необходимость полной или частичной разборки здания, сооружения в целом или их разрушения (п. 3);
2) технического регламента Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009№ 1748, в котором даны определения терминов "здание" и "сооружение" (далее – Технический регламент).
Справочно: здание – строительное сооружение, состоящее (по мере необходимости) из наземной и подземной частей, с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных;
сооружение – единичный продукт строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций (п. 2 Технического регламента).
Право разъяснять вопросы применения Технического регламента предоставлено Минстройархитектуры.
Таким образом, в случае возникновения сомнений при отнесении объекта основных средств к зданиям, сооружениям для целей обложения налогом на недвижимость необходимо обращаться к нормам указанных документов и прежде всего к нормам НК.
Ситуация 3
Для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов, с 2012 г. существует возможность применения понижающих поправочных коэффициентов к нормам (суммам) амортизации в первые 2 года после ввода этих объектов в эксплуатацию.
Может ли организация воспользоваться указанной нормой в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2012 г. (в 2010 г., 2011 г.)?
Может.
С 2012 г. по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, организация вправе в течение 2 лет с даты их ввода в эксплуатацию для корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений по решению комиссии применять понижающий поправочный коэффициент в диапазоне от 0,2 до 1 (п. 25 Инструкции № 37/18/6).
Каких-либо дополнительных ограничений относительно даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств (до 1 января 2012 г. или после) названной Инструкцией не предусмотрено.
Таким образом, указанный механизм может применяться в т.ч. и по объектам основных средств, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2012 г. (в 2010 г., 2011 г.) до истечения 2-летнего периода с момента ввода их в эксплуатацию. Конкретную величину поправочного коэффициента комиссия устанавливает самостоятельно в пределах от 0,2 до 1.
После истечения 2-летнего периода для каждого конкретного объекта организации необходимо вернуться к начислению амортизации в общеустановленном порядке. При этом базой для расчета амортизационных отчислений будут выступать остаточная (недоамортизированная) стоимость и остаточный срок полезного использования.