45

Амортизационная политика организации. Практические ситуации

Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Минэкономики РБ

В практической деятельности бухгалтеров часто возникают вопросы об определении нормативных сроков службы основных средств, их классификации и начислении амортизации. На отдельные из этих вопросов дает ответы автор в приведенной статье.


Ситуация 1

В августе 2011 г. организация приобрела здание, которое ранее эксплуатировалось в другой организации в течение 10 лет. При принятии к учету организация отнесла его к виду основных средств с шифром 10005 "Здания деревянные, каркасные и щитовые, контейнерные, деревометаллические, каркасно-обшивные и панельные независимо от этажности" (нормативный срок службы –20 лет).
По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, организация вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств (п. 18 Инструкции № 37/18/6*).
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.12.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Возникают следующие вопросы:

1.1. Необходимо ли при определении нормативного срока службы учитывать срок фактической эксплуатации у предыдущего собственника?
 
Такой необходимости нет.

Нормативный срок службыобъектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяет при приобретении каждый балансодержатель или собственник с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев) (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Действующее законодательство не предусматривает норм относительно определения нормативного срока службы по объектам основных средств, ранее находившимся в эксплуатации, с учетом срока фактической эксплуатации у предыдущего собственника (балансодержателя).
 
1.2. Вправе ли организация принять нормативный срок службы приобретенного здания равным 3 годам, поскольку оно является бывшим в эксплуатации? Если нет, то какой минимальный срок для целей начисления амортизации может быть установлен?
 
Не вправе. Минимальный нормативный срок службы составит 10 лет.

По приобретенным объектам основных средств, ранее уже находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия) вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, и 2 лет – по другим объектам основных средств (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, в данном случае организация может понизить вдвое нормативный срок службы, установленный действующей классификацией: 20 / 2 = 10 лет.
Указанный срок является минимально возможным нормативным сроком службы для данного объекта. Установить его равным 3 годам организация не вправе.
Вместе с тем после применения норм п. 18 Инструкции № 37/18/6 организация вправе установить срок полезного использования указанного здания.
Срок полезного использования определяют в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Нижнюю и верхнюю границы диапазона срока полезного использования рассчитывают путем умножения нормативного срока службы, в т.ч. определенного с учетом п. 18 Инструкции № 37/18/6, на соответствующий коэффициент. В отношении группы "Здания" указанный диапазон составляет от 0,8 до 1,2 от нормативного срока службы.
Таким образом, в отношении указанного здания комиссия вправе установить срок по-лезного использования в диапазоне от 8 до 12 лет (0,8 × 10 лет; 1,2 × 10 лет). Минимально возможный период начисления амортизации при этом составит 8 лет.
 
Ситуация 2

Организация разместила на стенах и крышах зданий светодиодные декоративные вывески.
В данном случае возникают вопросы:

2.1. К какому шифру классификации основных средств следует отнести эти вывески?

Определение шифра для целей начисления амортизации по вывеске комиссия осуществляет самостоятельно. К функциям комиссии относится в т.ч. распределение амортизируемых объектов по укрупненным группам (подгруппам) на основании действующей классификации (п. 3 приложения 1 к Инструкции № 37/18/6).
При выборе шифра в соответствии с постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161) следует исходить из общих технических и функциональных характеристик указанного объекта, учитывать мнение специалистов технических, производственно-технологических служб, входящих в состав комиссии.
 
2.2. Следует ли учитывать вывески как специальные и рекламные стенды (шифр 20335) для целей обложения налогом на недвижимость?

Необходимо обратить внимание, что постановление № 161 разработано на основании п. 2 постановления Совета Министров РБ от 16.11.2001 № 1668 "О мерах по обеспечению перехода на новые условия начисления амортизации", которым предусмотрено начисление амортизации основных средств с использованием нормативных сроков службы основных средств, установленных Минэкономики.
Таким образом, постановление № 161 предназначено для целей установления периода начисления амортизации по видам основных средств. К предмету его регулирования не относится трактовка понятий "здание", "сооружение", "недвижимое имущество". Указанный документ не может являться обязательным основанием для классификации объектов основных средств для целей, отличных от начисления амортизации, в т.ч. для целей исчисления налога на недвижимость.
При определении объектов обложения налогом на недвижимость следует руководствоваться прежде всего нормами Налогового кодекса РБ (далее – НК), а также иными нормативными документами, определяющими необходимые признаки для признания объекта зданием, сооружением.

Общее понятие недвижимого имущества дано в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РБ. Так, к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относят все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания и сооружения.

Кроме того, необходимо применять нормы следующих документов:

1) Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров РБ от 28.07.2004 № 39, согласно которой для признания объекта капитальным строением необходима совокупность следующих признаков:

– здание, сооружение возводятся, реконструируются, реставрируются, капитальный ремонт здания, сооружения проводится на основе разработанной проектной документации, если иное не установлено законодательством РБ;

– здание, сооружение прочно связаны с землей путем устройства фундамента, для отдельных видов сооружений – основания сооружения или являются подземными;

– здание, сооружение (кроме зданий, сооружений, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Положения о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 29.11.1991 № 452) подлежат вводу в эксплуатацию в соответствии с указанным Положением, если иное не установлено законодательством РБ.
 
От редакции:

Постановление Совета Министров РБ от 29.11.1991 № 452 утратило силу с 9 июня 2011 г. в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716;
 
– здание, сооружение не являются временными согласно проектной документации, разрешению на строительство или документу о предоставлении земельного участка;

– здание, сооружение невозможно переместить без соразмерного ущерба их назначению, т.е. если при демонтаже здания или сооружения есть необходимость полной или частичной разборки здания, сооружения в целом или их разрушения (п. 3);

2) технического регламента Республики Беларусь "Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность" (ТР2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009№ 1748, в котором даны определения терминов "здание" и "сооружение" (далее – Технический регламент).

Справочно: здание – строительное сооружение, состоящее (по мере необходимости) из наземной и подземной частей, с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных;

сооружение – единичный продукт строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций (п. 2 Технического регламента).
 
Право разъяснять вопросы применения Технического регламента предоставлено Минстройархитектуры.

Таким образом, в случае возникновения сомнений при отнесении объекта основных средств к зданиям, сооружениям для целей обложения налогом на недвижимость необходимо обращаться к нормам указанных документов и прежде всего к нормам НК.
 
Ситуация 3

Для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов, с 2012 г. существует возможность применения понижающих поправочных коэффициентов к нормам (суммам) амортизации в первые 2 года после ввода этих объектов в эксплуатацию.
 
Может ли организация воспользоваться указанной нормой в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2012 г. (в 2010 г., 2011 г.)?
 
Может.

С 2012 г. по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционных проектов согласно бизнес-планам инвестиционных проектов, организация вправе в течение 2 лет с даты их ввода в эксплуатацию для корректировки рассчитанных месячных норм (сумм) амортизационных отчислений по решению комиссии применять понижающий поправочный коэффициент в диапазоне от 0,2 до 1 (п. 25 Инструкции № 37/18/6).

Каких-либо дополнительных ограничений относительно даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств (до 1 января 2012 г. или после) названной Инструкцией не предусмотрено.

Таким образом, указанный механизм может применяться в т.ч. и по объектам основных средств, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2012 г. (в 2010 г., 2011 г.) до истечения 2-летнего периода с момента ввода их в эксплуатацию. Конкретную величину поправочного коэффициента комиссия устанавливает самостоятельно в пределах от 0,2 до 1.

После истечения 2-летнего периода для каждого конкретного объекта организации необходимо вернуться к начислению амортизации в общеустановленном порядке. При этом базой для расчета амортизационных отчислений будут выступать остаточная (недоамортизированная) стоимость и остаточный срок полезного использования.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 17 май 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Как бухгалтеру отследить изменившуюся точку зрения министерств?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных положений некоторых указов Президента Республики Беларусь

9

Бухгалтерский учет

17

О порядке перечисления денежных средств, заработанных на республиканском субботнике в 2012 году

17

Тарифы и цены

18

О некоторых вопросах стоимости строительства

18

Комментарий (Важные аспекты завышения стоимости строительства)

19

Комментарий (Где бюджетные деньги, там всегда непросто!)

24

Расчеты и кредиты

26

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 5 ноября 2011 г. № 1483/22

26

Комментарий (Предусмотрены новые случаи продления внешнеторговых операций)

27

Комментарии

30

При осуществлении внешнеэкономической деятельности учтите новации налогового законодательства

30

Розничные цены на изделия медицинского назначения иностранного производства формируют организации торговли

33

Комиссия по проведению амортизационной политики организации: практические аспекты ее деятельности

36

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

43

практикум для БУХГАЛТЕРА

45

Амортизационная политика организации. Практические ситуации

45

Cредства, заработанные в день субботника, должны быть перечислены своевременно

48

ВОПРОС – ОТВЕТ

51

типичные нарушения

60

Формирование цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования Минска, происходит с ошибками

60

мнения специалистов

67

Должно ли общество выделить долю бывшей супруге участника?

67

У ВАС ПРОВЕРКА

73

Финансовый лизинг на территории Республики Беларусь: у лизингополучателя проверят правильность вычета НДС

73

судебная практика

80

Последствия ненадлежащего оформления товарно-транспортных (товарных) накладных

80

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

84

Организация установила в помещениях окна и перегородки: классификация затрат, порядок их отражения в учете, амортизация

84

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

88

Реализация путевок в 2012 году: особенности исчисления НДС

88

Особенности определения дня оказания туристических услуг для целей исчисления НДС

91

РЕКЛАМА

95

бухгалтеру на заметку

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 14 по 20 апреля 2012 го­да

96