С 1 января 2012 г. уточнены или изменены отдельные правила определения места реализации работ, услуг, имущественных прав (ст. 33 НК)
С 2012 г. в ст. 33 НК уточнены, а также изменены отдельные правила определения места реализации работ, услуг, имущественных прав. Данные изменения имеют большое значение для определения наличия обязанности по уплате налогов и сборов в Республике Беларусь при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Так, уточнено, что место реализации в отношении услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества будет определяться таким же образом, как и место реализации работ, услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, т.е. в зависимости от места нахождения такого имущества.
Местом реализации дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг по сопровождению программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) следует считать Республику Беларусь, если покупатель (приобретатель) таких услуг:
– либо осуществляет деятельность на территории республики;
– либо место его нахождения (место жительства) – Беларусь.
Справочно: до 1 января 2012 г. такой подход уже применялся в Таможенном союзе в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, подписанном в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009 (далее – Протокол). В отношениях же с иными странами место реализации этих услуг до настоящего времени определялось местом осуществления деятельности и (или) местом нахождения (жительства) лица, реализующего такие услуги. Таким образом, с 2012 г. подходы к указанным услугам унифицированы.
Что касается оказания услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации web-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним, то с 1 января 2012 г. к ним следует применять различный подход определения места реализации.
Например, в отношениях с нерезидентами стран Таможенного союза – это место осуществления деятельности и (или) место нахождения (жительства) лица, которому услуги реализуются (покупателя, приобретателя услуги). В отношениях же с резидентами стран Таможенного союза будет действовать обратный принцип, вытекающий из Протокола: местом реализации таких услуг по-прежнему будет считаться место осуществления деятельности и (или) место нахождения лица, реализующего услуги.
Справочно: в последнем случае, как и ранее, документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), являются:
– договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов Таможенного союза;
– документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
– иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 2 ст. 3 Протокола).
Закон № 330-З дополнил также ст. 33 НК новым п. 3, который содержит определения ряда работ и услуг. За основу приняты аналогичные понятия, приведенные в Протоколе.
Однако обращаем внимание, что определения, указанные в п. 3 ст. 33 НК, следует применять только для целей определения места реализации работ и услуг. Для других целей в НК могут содержаться отличные от изложенных в ст. 33 НК определения.
Например, определение инжиниринговых услуг, приведенное в абз. 5 п. 3 ст. 33 НК, отличается от определения данного вида услуг в ст. 146 НК для целей взимания налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство. Последнее не включает в себя предпроектные и проектные услуги (подготовку технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов).
Справочно: инжиниринговые услуги – это инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов) (абз. 5 п. 3 ст. 33 НК и п. 1 Протокола).
Перевод документов, представляемых в налоговые органы, – за счет плательщика
Если документы, представляемые в налоговые органы в соответствии с п. 1 ст. 22 НК, составлены на иностранном языке, то с 2012 г. они должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы (заверены):
– нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие;
– Белорусской торгово-промышленной палатой (ее унитарным предприятием, его представительством или филиалом).
Данное положение касается документов:
– необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), представляемых в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 НК);
– подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК);
– представляемых в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей – в таможенные органы и их должностным лицам при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов документов, необходимых для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней (подп. 1.6 п.1 ст. 22 НК);
– подтверждающих право на использование налоговых льгот (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК).
Плательщики таможенных платежей могут "сэкономить" на суммах пеней
Изменен ранее установленный в подп. 3.4 п. 3 ст. 46 НК подход к определению даты уплаты таможенных платежей при обращении в них сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, внесенных на единый счет таможни. Это позволит плательщикам "сэкономить" на уплате пеней. Ведь если раньше таким днем считался день подачи в таможню письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) об обращении сумм обеспечения, внесенных на указанный счет, в таможенные платежи либо день принятия таможней решения об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи, если плательщик (иное обязанное лицо) нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением сумм обеспечения, то согласно внесенным в указанный подпункт изменениям днем уплаты таможенных платежей будет считаться более ранний срок:
– при наличной форме уплаты – день внесения плательщиком причитающихся сумм обеспечения наличными денежными средствами в кассу таможенного органа либо в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Минсвязи;
– при безналичной форме уплаты:
день сдачи плательщиком платежного поручения банку на перечисление сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при наличии на счете плательщика средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;
день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, ранее не исполненного по причине отсутствия на его счете средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме.
Важно! С 6 июля 2010 г. суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть внесены организациями только в белорусских рублях.
Однако следует учитывать, что фактически изменение правил определения срока уплаты таможенных платежей при обращении в них сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов произошло еще с 27 июля 2011 г. на основании подп. 2.6 п. 2 Указа Президента РБ от 18.07.2011 № 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах". При этом данное изменение распространяетсвое действие на отношения, возникшие с 6 июля 2010 г. (п. 6 названного Указа).
От редакции:
В "ГБ", 2012, № 15, на с. 95 в рубрике "События. Подробности" можно ознакомиться с разъяснением ГТК РБ в части применения ст. 52 НК, в т.ч. с порядком исчисления количества дней, необходимого для правильного расчета пеней при несвоевременной уплате таможенных платежей. Полная версия данного разъяснения с примером расчета пеней размещена на сайте ГТК РБ.
При зачете и возврате сумм таможенных платежей надо учитывать нормы законодательства Таможенного союза
В НК включены нормы, предусматривающие, что возврат и зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин) осуществляется с учетом особенностей, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
Статьями 89 и 90 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. При этом порядок и сроки возврата (зачета) сумм таможенных платежей зависят от вида платежа:
– излишне уплаченные или излишне взысканные суммы вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов возвращают (зачитывают) в порядке и случаях, установленных законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором произведены их уплата и (или) взыскание либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Важно! В отношении указанных платежей, уплаченных в Республике Беларусь, следует применять нормы ст. 60 и 61 НК;
– излишне уплаченные или излишне взысканные суммы ввозных таможенных пошлин возвращаются (зачитываются) в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин, но с учетом особенностей, установленных международным договором государств – членов Таможенного союза.
Особенности возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм ввозных таможенных пошлин определены ст. 4 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), заключенного в г. Санкт-Петербурге 20.05.2010. Они заключаются в следующем:
– возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета (открывается Минфину в Нацбанке в белорусских рублях) в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне;
– определение суммы возврата ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату в текущем дне, производится до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
– при недостаточности средств для осуществления возврата ввозных таможенных пошлин возврат осуществляется в последующие рабочие дни. Пени (проценты) за несвоевременный возврат плательщику ввозных таможенных пошлин выплачивают плательщику из бюджета и не включают в состав ввозных таможенных пошлин.
Важно! Зачет сумм ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных платежей не допускается (ст. 3 названного Соглашения).