Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Чем вызвано такое постоянно меняющееся "разнообразие" в порядке определения места реализации работ и услуг? Укладывается ли оно в рамки упрощения налогового законодательства?


Первостепенным условием для исчисления НДС при выполнении работ, услуг является признание местом реализации таких работ и услуг территории Республики Беларусь. Определять это нужно с учетом норм Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, подписанного в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009 (далее – Протокол), если участниками сделки являются резиденты стран, входящих в Таможенный союз, и ст. 33 Налогового кодекса РБ (далее – НК), если договор заключен между резидентом РБ и резидентом страны, не входящей в названный союз.
С 1 января 2012 г. Закон РБ от 30.12.2011 № 330-З (далее – Закон) внес изменения в т.ч. и в ст. 33 НК. В результате получилось следующее.
С 1 января т.г. унифицированы подходы, применяемые в Протоколе и НК в части определения места реализации дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг по сопровождению программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники).
При оказании же услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации web-страниц НК и Протокол предусматривают различный, а точнее противоположный, подход к определению места реализации. Причем различие возникло именно с 2012 г. Такая ситуация сложилась и в отношении других услуг.
У бухгалтеров возникает вопрос:

 

Чем вызвано такое постоянно меняющееся "разнообразие" в порядке определения места реализации работ и услуг? Укладывается ли оно в рамки упрощения налогового законодательства?

 

Специалист Минэкономики:
– Органы государственного управления в настоящее время работают над совершенствованием налогового законодательства. Так, в части определения места реализации для исчисления НДС предполагается с 2013 г. внести в НК ряд изменений. Например, определение места реализации работ и услуг, связанных с недвижимым имуществом, распространить также на строящуюся недвижимость и на непосредственно связанные с недвижимым имуществом инжиниринговые услуги. Произойдут и иные изменения.
Специалист МНС:
– Все заинтересованные министерства уже дали свои предложения по изменениям в НК и их оценку. Слово за депутатами. Отметим, что внесенные в налоговое законодательство предложения представляют собой проект и в них еще могут быть внесены изменения и дополнения.
Сергей Алексеевич, аудитор:
– Коснусь информационных услуг. Нормы ст. 33 НК не согласуются со ст. 3 Протокола, в которой дано понятие только услуг по обработке информации. Вместе с тем резиденты России и Казахстана так же, как и резиденты дальнего зарубежья, оказывают услуги по предоставлению информации, поименованные в ст. 33 НК, но не поименованные в Протоколе. Таким образом, место их реализации определяется в диаметрально противоположном порядке: если предоставляет информацию россиянин, мы не платим НДС, если поляк – то платим НДС по ст. 92 НК. Для чего нужно такое расхождение – непонятно.
Ирина Петровна, главный бухгалтер:
– Считаю необходимым расшифровать, что относится к услугам в сфере образования (обучения). Ни НК, ни Протокол не говорят об этом. А ведь часто мы отправляем работника обучаться профессиональному мастерству за границу. Иногда к нам приезжают представители иностранных партнеров для обучения работе на оборудовании. Как это рассматривать: как получение образования или консультационной услуги? Мы бы хотели поступить правильно и уплатить налоги, но само законодательство не позволяет нам этого сделать, допуская такие пробелы.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.