Порядок использования кассового оборудования для приема денежных средств от населения для последующего их зачисления на электронные кошельки

(Комментарий к отдельным нормам постановления Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 и отдельным правовым актам Нац­банка РБ)

Наталья Рощина, экономист
Порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога), банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр регулирует постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – постановление № 924/16).

Юридические лица (индивидуальные предприниматели) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр должны принимать наличные денежные средства (в т.ч. авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами республики и Положением, утвержденным постановлением № 924/16.

Постановление № 924/16 не устанавливает запрет в отношении использования кассового оборудования при приеме денежных средств от населения для последующего их зачисления на электронные кошельки. Таким образом, кассовое оборудование может использоваться для проведения таких операций при обеспечении отдельного учета этих денежных средств в суточном (сменном) отчете (Z-отчете) и в фискальной памяти кассового оборудования.

С учетом требований нормативных правовых актов Нацбанка работа не являющихся банками юридических лиц – владельцев устройств cash-in (устройств по приему наличных денег) может осуществляться по 2 схемам. Рассмотрим их.

Схема № 1. Не являющееся банком юридическое лицо – владелец устройства cash-in вправе передать устройство cash-in в аренду банку за определенную арендную плату.

Банк, принявший в аренду устройство cash-in у юридического лица на основании заключенного между ними договора, проводит операции в рамках норм пп. 1, 4 Инструкции по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 21.12.2006 № 211. Так, осуществление безналичных расчетов и перевозку наличности, принятой через устройство cash-in, производит банк, взявший данное оборудование в аренду. При этом через арендованное устройство cash-in операции с электронными деньгами может производить только банк. В частности, банк – эмитент электронных денег вправе через арендованное им устройство cash-in принимать наличные деньги от физических лиц при покупке данными лицами электронных денег у банка-эмитента (эмиссия электронных денег). Агент банка-эмитента, являющийся банком и взявший устройство cash-in в аренду, вправе через данное устройство распространять электронные деньги банка-эмитента и в этих целях принимать у физических лиц наличные деньги через устройство cash-in. Проведение таких операций с электронными деньгами регламентируют Правила осуществления операций с электронными деньгами, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.11.2003 № 201 (далее – Правила № 201).

Таким образом, при указанной схеме работы через устройство cash-in, принадлежащее юридическому лицу, не являющемуся банком, данное юридическое лицо не может быть наделено правом приема от населения платежей наличными деньгами, в т.ч. и платежей в пользу банка-эмитента электронных денег для пополнения электронных кошельков.

Схема № 2. Не являющееся банком юридическое лицо – владелец устройства cash-in вправе заключить с банком – эмитентом электронных денег агентский договор на распространение электронных денег через устройство cash-in. Совершение операций в данном устройстве должно осуществляться в рамках норм, предусмотренных Правилами № 201.

Распространение электронных денег банков-эмитентов может осуществляться через принадлежащие агентам, являющимся банками, программно-технические устройства, позволяющие в соответствии с белорусским законодательством совершать операции по приему наличных денег (cash-in) (п. 11 Правил № 201).

При использовании устройства cash-in, принадлежащего агенту, не являющемуся банком, для внесения наличных денежных средств в целях распространения электронных денег в соответствии с требованиями Правил № 201 иные операции с наличными деньгами в данном устройстве cash-in не осуществляются. Исключение составляют операции оплаты товаров и услуг, реализуемых непосредственно владельцем устройства cash-in в соответствии с белорусским законодательством.

Таким образом, при организации работы по данной схеме юридическое лицо, не являющееся банком, может заключить с банком договор, в соответствии с которым оно будет обеспечивать прием наличных денег от физических лиц в устройство cash-in в рамках распространения электронных денег, эмитированных данным банком.
 
Справочно: договор между банком-эмитентом и агентом должен предусматривать условия, установленные п. 13 Правил № 201.
 
При распространении электронных денег через устройство cash-in юридическим лицом – агентом, не являющимся банком, в данном устройстве, принадлежащем указанному юридическому лицу – агенту, возможно осуществление следующих операций:

– приобретение физическими лицами электронных денег путем внесения наличных денежных средств в устройства cash-in;

– перечисление электронных денег, приобретенных физическим лицом за наличные денежные средства, в электронные кошельки поставщиков услуг в оплату за услуги (операция использования электронных денег);

– погашение электронных денег путем направления причитающихся физическому лицу денежных средств в соответствии с поручением данного физического лица на оплату услуг с зачислением денежных средств на счета в банках, открытые поставщикам услуг (операция погашения электронных денег);

– внесение физическими лицами наличных денег в устройство cash-in для приобретения товаров, услуг, реализуемых непосредственно владельцем устройства cash-in.

Распространение электронных денег банков-эмитентов агентами, не являющимися банками, через принадлежащие данным агентам устройства cash-in осуществляется исключительно на условиях предварительной оплаты приобретаемых агентами электронных денег. Наличные денежные средства, уплачиваемые физическими лицами за распространяемые агентом, не являющимся банком, электронные деньги через принадлежащие ему устройства cash-in, подлежат сдаче агентами в банки в порядке и в сроки, установленные в соответствии с законодательством РБ (п. 13 Правил № 201).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 35 сентябрь 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Чем вызвано такое постоянно меняющееся "разнообразие" в порядке определения места реализации работ и услуг? Укладывается ли оно в рамки упрощения налогового законодательства?

8

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

9

актуальное интервью

10

С 2013 года изменяются подходы к учету долгосрочных активов. Как это может повлиять на расчет амортизации и проведение переоценки?

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Государственное регулирование

14

О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"

14

Таможенное регулирование

28

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932

28

Труд и социальная защита

30

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729

30

Комментарий (Правительство расширило круг лиц, имеющих право на дополнительный выходной в неделю)

32

Комментарии

35

С 1 октября 2012 года начнут действовать новые правила осуществления контрольной и надзорной деятельности

35

Порядок использования кассового оборудования для приема денежных средств от населения для последующего их зачисления на электронные кошельки

40

Что нужно знать при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке

42

МНС и Минфин РБ разъясняют

46

Совместное сообщение МНС Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь о существенных изменениях подхода при определении налоговых баз по налогам[Срочно и важно]

46

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

48

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

50

Работы и услуги, цены на которые регулируют облисполкомы и Минский горисполком

50

ВОПРОС – ОТВЕТ

56

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

66

Организации, реализующие инновационную продукцию, освобождены от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль

66

Часто спрашивают в строительстве

71

типичные нарушения

73

Без ошибок формируем цены в организациях торговли, а также при организации питания в организациях общественного питания учреждений образования Минска

73

события. подробности

78

Планы на 2013 год по косвенным налогам

78

советы юриста

81

Доверительное управление вместо аренды

81

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

84

Возникли налоговые обязательства – отразите их в учете

84

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Метод уплаты текущих платежей по налогу на прибыль можно изменить в течение налогового периода

86

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

91

Может, пора упразднять неэффективные объекты налогообложения?

91

события. подробности

93

Договор о зоне свободной торговли в СНГ вступил в силу для Беларуси, России и Украины

93

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 15 по 21 сентября 2012 го­да

96