Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Может, пора упразднять неэффективные объекты налогообложения?

Валентин Жуков, экономист

При исчислении каждого вида налога законодательство устанавливает объект налогообложения. Но все ли эти объекты эффективно работают? На примере исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, автор рассматривает указанную проблему.

 

Одним из видов объектов обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, является плата за перевозку, фрахт (в т.ч. демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом) (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

При этом отметим, что с указанным объектом налогообложения часто сталкивается практически каждый бухгалтер.
Для целей налогообложения международной признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве.
Практика применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения показывает, что в отношении международных перевозок эти международные договоры предусматривают налогообложение данных услуг в той стране, резидентом которой является перевозчик.
Таким образом, можно резюмировать, что при установлении рассматриваемых объектов обложения налогом на доходы законодатели изначально не могли претендовать на поступления в белорусский бюджет от данного источника.
И вот здесь возникает одно "но". Чтобы применить положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранной организации, получающей доход, необходимо представить подтверждение того, что такая организация имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее – подтверждение). При этом подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Такое подтверждение представляют по форме и в порядке, установленных законодательством РБ, а именно МНС.
Применение данной нормы вполне понятно и не вызывает определенных трудностей при планируемых перевозках, но зачастую возникают ситуации, когда требуется срочная международная перевозка. Напомним, что обложение налогом на доходы услуг международных перевозок распространяется в т.ч. и на перевозки людей.
Так, например, в ходе производственного совещания в организации принимают решение о командировании того либо иного сотрудника за границу. Секретарь заказывает международную транспортную перевозку у иностранной авиакомпании, бронируя авиабилет, приносит документы на оплату в бухгалтерию, и в этой ситуации возникает вопрос об удержании налога на доходы.
Следует отметить, что в отношении иностранных авиаперевозчиков НК установлена норма, что при начислении (выплате) доходов (платежей) иностранным организациям, постоянное местонахождение которых подтверждается сведениями международного справочника "Airline Coding Directory" (издание "International Air Transport Association", Montreal – Geneva), подтверждение не представляют (ст. 151 НК).
Вместе с тем такой международный справочник не всегда оказывается под рукой, кроме того, его данные постоянно обновляются, да и перевозка не обязательно бывает авиа, ведь в командировку можно отбыть и поездом, и автобусом иностранного перевозчика.
Несомненным остается тот факт, что, даже перечислив в бюджет налог на доходы, белорусская организация – источник выплаты дохода иностранной организации в большинстве случаев получит в конечном итоге подтверждение. Тогда начнет осуществляться процедура возврата из бюджета уплаченного налога, сопряженная с дополнительным документооборотом (представлением уточненной налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы, письма иностранной организации в произвольной форме о возврате налога; ожиданием 5-дневного решения налогового органа о принятии либо непринятии подтверждения). А ведь это все – дополнительная работа для бухгалтера и налоговых органов.
Так почему бы не упразднить неэффективные объекты обложения налогом на доходы, доставляющие хлопоты бухгалтерам и налоговикам и не приносящие в итоге поступлений налога в бюджет?
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.