Часто спрашивают в строительстве

Ольга Полякова, экономист
1. Зависит ли расчет затрат на технадзор (услуги инженерной организации) от источников финансирования?
Не зависит.

Инструкция по определению сметной стоимости строительстваи составлению сметной документации, утвержденная постановлением Минcтройархитектуры РБ от 03.12.2007 № 25 (далее – Инструкция № 25), обязательна для применения организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства (п. 2 Инструкции № 25).

При передаче функций заказчика инженерной организации стоимость услуг инженерная организация формирует самостоятельно в пределах норм затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом (п. 6 Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 18, далее – Инструкция № 18).
 
Справочно: набор оказываемых услуг, который входит в компетенцию инженерной организации, должен соответствовать нормам Инструкции № 18.
 
Обращаем внимание, что инженерные услуги в строительстве оказываются инженером (инженерной организацией) в соответствии с договором об оказании инженерных услуг. Согласия подрядчиков на заключение такого договора не требуется (п. 5 Инструкции № 18).

Договор должен содержать указания конкретного объема услуг и перечень функций, подлежащих выполнению инженерной организацией, договорную цену услуг, порядок сдачи-приемки оказанных услуг, порядок расчетов и источники финансирования и т.д. (п. 6 Инструкции № 18).

Таким образом, каких-либо дополнительных норм либо условий для расчета затрат на технадзор при определенных источниках финансирования законодательством не определено.
 
2. Вправе ли заказчик изменять расценки в сметной документации, прошедшей государственную, вневедомственную экспертизу?
 
Вправе при соблюдении определенных условий.

Решение о применении норм и расценок в соответствии с принятыми проектными решениями, составом работ и применяемыми материалами принимает разработчик проектно-сметной документации. При составлении сметной документации проектная организация несет ответственность за правильность применения расценок в соответствии с проектом (п. 2 Разъяснения по отдельным сметным вопросам, РНТЦ от 26.02.2003 № 06-298).

Для определения стоимости выполняемых работ должны применяться расценки, состав работ которых соответствует технологии выполняемых работ с учетом конструктивного решения. Допускается использование расценок "применительно" в случае, если технология выполняемых работ совпадает с составом работ применяемой расценки с Корректировкой материальных ресурсов согласно проекту. В случае невозможности применения существующих расценок разрабатываются и утверждаются в составе проектно-сметной документации индивидуальные единичные расценки.

Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы производятся на основании утвержденной проектно-сметной документации и условий, оговоренных в договоре подряда.

В случае если на стадии производства работ приказами Минстройархитектуры вводятся в действие новые нормативы, то в соответствии с приказом Минстройархитектуры РБ от 24.03.2011 № 87 по строящимся объектам уточнение сметной стоимости строительства производит проектная организация по заданию заказчика на объемы работ, подлежащие выполнению после введения новых нормативов. Стоимость работ, выполненных и оплаченных до ввода в действие новых нормативов, корректировке не подлежит.

Изменения в сметную документацию, прошедшую государственную вневедомственную экспертизу, может вносить разработчик на основании задания заказчика в случае, если изменения связаны с введением в действие новых нормативных документов или же вызваны уточнениями и дополнениями технических решений, выявленными в процессе ведения авторского надзора за строительством (п. 4.8 СНБ 1.03.02-96 "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве").
 
3. Организация уплачивает государственную пошлину за выдачу органами Государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта.

Можно ли данный вид расходов отнести на увеличение стоимости объекта строительства?
 
Да, необходимо отнести на увеличение стоимости объекта строительства.

К затратам, не предусматриваемым сводным сметным расчетом, относят затраты, невключаемые в сводный сметный расчет, но увеличивающие учетную стоимость объекта строительства, в частности государственная пошлина за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности (п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10).

Государственную пошлину за выдачу органами государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности уплачивают исходя из фактической стоимости строительно-монтажных работ по объекту, определенной на дату обращения за выдачей указанного заключения (п. 9 ст. 267 Налогового кодекса РБ, далее – НК).

Размер госпошлины за выдачу органами Государственного строительного надзора заключения о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности (кроме объектов, финансируемых из бюджета) составляет 0,15 % фактической стоимости строительно-монтажных работ по этому объекту (п. 94 приложения 22 НК).

Исчисление госпошлины, связанное с использованием различных источников финансирования строительства, разъяснено в письме Минфина РБ от 05.10.2010 № 05-1-16/15379. В соответствии с указанным письмом, в случае если финансирование строительства объекта осуществляется за счет разных источников, уплата государственной пошлины за выдачу органами государственного строительного надзора заключения должна осуществляться пропорционально за счет соответствующего источника финансирования строительно-монтажных работ: средств застройщиков и бюджетных средств. При условии финансирования строительства только за счет средств бюджета уплата данной пошлины не производится.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 35 сентябрь 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Чем вызвано такое постоянно меняющееся "разнообразие" в порядке определения места реализации работ и услуг? Укладывается ли оно в рамки упрощения налогового законодательства?

8

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

9

актуальное интервью

10

С 2013 года изменяются подходы к учету долгосрочных активов. Как это может повлиять на расчет амортизации и проведение переоценки?

10

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

14

Государственное регулирование

14

О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"

14

Таможенное регулирование

28

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932

28

Труд и социальная защита

30

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2007 г. № 1729

30

Комментарий (Правительство расширило круг лиц, имеющих право на дополнительный выходной в неделю)

32

Комментарии

35

С 1 октября 2012 года начнут действовать новые правила осуществления контрольной и надзорной деятельности

35

Порядок использования кассового оборудования для приема денежных средств от населения для последующего их зачисления на электронные кошельки

40

Что нужно знать при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке

42

МНС и Минфин РБ разъясняют

46

Совместное сообщение МНС Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь о существенных изменениях подхода при определении налоговых баз по налогам[Срочно и важно]

46

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

48

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

50

Работы и услуги, цены на которые регулируют облисполкомы и Минский горисполком

50

ВОПРОС – ОТВЕТ

56

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

66

Организации, реализующие инновационную продукцию, освобождены от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль

66

Часто спрашивают в строительстве

71

типичные нарушения

73

Без ошибок формируем цены в организациях торговли, а также при организации питания в организациях общественного питания учреждений образования Минска

73

события. подробности

78

Планы на 2013 год по косвенным налогам

78

советы юриста

81

Доверительное управление вместо аренды

81

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

84

Возникли налоговые обязательства – отразите их в учете

84

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

86

Метод уплаты текущих платежей по налогу на прибыль можно изменить в течение налогового периода

86

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

91

Может, пора упразднять неэффективные объекты налогообложения?

91

события. подробности

93

Договор о зоне свободной торговли в СНГ вступил в силу для Беларуси, России и Украины

93

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 15 по 21 сентября 2012 го­да

96