Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Международные автомобильные перевозки: документальное оформление и таможенные вопросы, связанные с доставкой
груза

Продолжаем публикацию ответов на вопросы, поступившие от читателей по данной теме. На них отвечает гость журнала «Главный Бухгалтер» – ведущий специалист управления таможенного транзита Ассоциации «БАМАП» Шатсков Александр Александрович.

Начало см.: «ГБ», 2017, № 8, с. 13–16 |*|.

* «Прямая линия» на тему «Международные автомобильные перевозки: документальное оформление и таможенные вопросы, связанные с доставкой груза» 

По договору перевозки транспортное средство, принадлежащее белорусской транспортной компании, при осуществлении транзитной перевозки с использованием книжки МДП на территории Казахстана попало в дорожно-транспортное происшествие. В результате груз полностью уничтожен.

В связи с этим перевозчик не смог доставить груз в место назначения в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Потребует ли белорусский таможенный орган уплатить таможенные пошлины, налоги, которые обычно уплачиваются при отсутствии книжки МДП?

Не потребует.

В изложенной ситуации белорусский перевозчик не будет уплачивать таможенные платежи, если:

1) он представит таможенному органу документальное подтверждение факта безвозвратной потери груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

2) белорусский таможенный орган признает данный факт.

Это следует из норм:

– ст. 41 Конвенции МДП*;

________________
* Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвеция МДП, 1975 г.) от 14 ноября 1975 г. (далее – Конвенция МДП).

Если таможенные органы признают достаточным доказательство того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате дорожно-транспортного происшествия, он освобождается от обычно причитающихся пошлин и сборов;

п.  2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС (п. 2 ст. 227 ТК ТС). Одним из них является уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Важно! Подтверждением факта уничтожения груза будет протокол:

– отраженный на оранжевом корешке книжки МДП;

– составленный таможенным органом, в зоне деятельности которого был уничтожен груз в результате ДТП.

Порядок заполнения протокола таможенным органом регламентирован Конвенцией МДП.

Если белорусский таможенный орган данный факт признает, то такие товары не будут считаться находящимися под таможенным контролем.

В соответствии с заключенным договором перевозки белорусскому транспортному предприятию следует доставить груз (отечественный товар) со склада грузоотправителя – резидента Республики Беларусь в Армению (г. Ереван).

Груз будет следовать транзитом через Российскую Федерацию и Грузию.

Может ли предприятие осуществить такую перевозку груза с использованием книжки МДП в соответствии с Конвенцией о международной перевозке грузов?*

________________
* Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятая в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее – Конвенция о международной перевозке грузов).

Не может.

Единый порядок применения книжки МДП в отношении товаров Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), перевозка и доставка которых начинается с территории страны – участницы ЕАЭС на территорию другого участника ЕАЭС через территорию третьей страны, которая не входит в указанный союз, пока не урегулирован.

Для осуществления перевозки, указанной в вопросе, рекомендуем организации использовать систему гарантий, действующую на территории Грузии.

Обоснуем наш ответ.

Товары, которые происходят из Республики Беларусь либо приобрели статус товаров ЕАЭС, в соответствии с законодательством данного союза:

– могут вывозиться с территории Республики Беларусь в Республику Армению без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС;

– не подлежат таможенному оформлению при их ввозе в Республику Армения.

Справочно: Республика Армения присоединилась к ЕАЭС 2 января 2015 г.
В настоящее время в состав ЕАЭС помимо Армении входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизия.

Таким образом, у перевозчика нет необходимости размещать транспортное средство с грузом в белорусских пунктах таможенного оформления для выполнения таможенных формальностей, связанных с вывозом грузов в Республику Армения (через Российскую Федерацию и Грузию), в т.ч. и для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

При открытии процедуры МДП белорусские таможенные органы руководствуются Инструкцией № 33*. Ею предусмотрена возможность оформления таможенными органами в местах убытия книжки МДП в отношении товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру экспорта, которые не были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

________________
* Инструкция о порядке использования, заполнения и изъятия книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) от 14 ноября 1975 г., утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 31.10.2012 № 33 (далее – Инструкция № 33).

Тем не менее таможенный транзит может применяться при перевозке товаров ЕАЭС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС).
Поскольку Республика Грузия не является участницей ЕАЭС, перевозка груза через ее территорию автомобильным транспортом может быть осуществлена при условии соблюдения мер обеспечения по уплате таможенных платежей |*|.

* Информация о том, как заполнить накладную ТН-2 для международной перевозки грузов

Что же на этот счет говорит нам Конвенция МДП?

Область применения Конвенции МДП касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из договаривающихся сторон до таможни места назначения другой договаривающейся стороны (ст. 2 Конвенции МДП). На сегодняшний день Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Грузия, Республика Армения являются странами – участницами Конвенции МДП, между которыми существует граница.

В соответствии со ст. 19 Конвенции МДП грузы и дорожное транспортное средство (состав транспортных средств) должны предъявляться в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. Таможенные органы страны отправления должны принимать необходимые меры для того, чтобы удостовериться в точности грузового манифеста, и для наложения таможенных печатей и пломб или для контроля таможенных печатей и пломб, наложенных под ответственность упомянутых таможенных органов должным образом уполномоченными лицами.

Как видим, положения Конвенции МДП не предусматривают начало процедуры МДП в стране, отличной от страны отправления. Следовательно, в российском пункте пропуска на границе с Грузией процедуру МДП не откроют.

До урегулирования единого порядка применения книжки МДП организации следует использовать систему гарантий, действующую на территории Грузии.

Белорусское транспортное предприятие планирует заключить с резидентом Республики Беларусь договор перевозки.

По условиям этого договора перевозчику следует доставить товар в Республику Казахстан. Перевозка будет осуществляться с использованием седельного тягача и полуприцепа, зарегистрированных в Республике Беларусь. Погрузка товара будет производиться с таможенного склада, расположенного в пункте таможенного оформления г. Минска. Поскольку иностранный товар не был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до Казахстана он будет перевозиться по процедуре таможенного транзита.

Надо ли предприятию приобретать разрешение на проезд грузового транспортного средства по территории Казахстана?

Надо.

Так как при перевозке груза будет задействован седельный тягач с полуприцепом, то организации надо получить разрешение на проезд грузового транспортного средства по территории Казахстана.

Это следует из норм ст. 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении, вступившего в силу с 6 июня 2006 г. (в редакции протокола от 25.04.2013).

Справочно: указанным Соглашением определено, что грузы из третьих государств перевозятся автотранспортными средствами на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами государств сторон.

Исключение составляет перевозка грузов автотранспортными средствами, у которых:

– или максимальная масса, включая прицепы, не превышает 6 т;

– или максимальная грузоподъемность, включая грузоподъемность прицепов, не превышает 3,5 т |*|.

* Информация о том, возникает ли при аренде транспортного средства с экипажем для осуществления международной перевозки объект обложения налогом на доходы

Порядок получения разрешения на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств определен Инструкцией № 56*. Отсутствие разрешения является административным нарушением.

________________
* Инструкция о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 15.12.2004 № 56.

Так, за нарушение правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении на водителей автотранспортных средств налагается штраф в размере 25 месячных расчетных показателей, на юридических лиц – 500 месячных расчетных показателей (ст. 447-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Организация планирует приобрести грузовой микроавтобус в лизинг у литовской фирмы (грузоподъемность до 3,5 т). Данное транспортное средство будет осуществлять грузовые автоперевозки на территории стран – участниц ЕАЭС.

Подлежит ли грузовой микроавтобус таможенному оформлению в Республике Беларусь?

Подлежит.

Организации, планирующей осуществлять на грузовом микроавтобусе международные перевозки грузов, следует поместить микроавтобус под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 202 ТК ТС).

Транспортные средства, не прошедшие таможенное оформление (не помещенные под таможенную процедуру), не могут быть поставлены на регистрационный учет. Соответственно они не могут использоваться в предпринимательской или иной деятельности.

Справочно: транспортные средства, ввозимые в Республику Беларусь на срок более 3 месяцев, подлежат регистрации (п. 5 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849).

Можно ли на данном транспортном средстве осуществлять перевозки в страны – участницы ЕАЭС на безразрешительной основе?

Можно.

Нахождение транспортного средства на белорусском регистрационном учете дает возможность осуществления перевозок грузов с территории Республики Беларусь на безразрешительной основе в страны – участницы договора о ЕАЭС (в т.ч. и транзит через их территории).

Такая безразрешительная основа предусмотрена протоколом о скоординированной транспортной политике Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).

Кто выдает разрешение на выполнение международных автомобильных перевозок?

Разрешение – это документ, разрешающий перевозчикам проезд по территории иностранных государств, у которых действует разрешительный порядок выполнения автомобильных перевозок.

Разрешение на въезд выдает Минтранс той страны, на территорию которого будет направляться транспортное средство |*|.

* Порядок осуществления международной перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами

Справочно: двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении между Республикой Беларусь и иностранными государствами подписаны в настоящий момент с 42 государствами Европы и Азии (Австрия, Азербайджан, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Иордания, Иран, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Сирия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония). Вышеуказанные соглашения определяют порядок обмена разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок грузов.

Также Минтранс Республики Беларусь осуществляет обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки грузов на паритетной основе с Великобританией, Грецией, Ирландией, Испанией, Португалией, Францией и Черногорией, несмотря на отсутствие двусторонних соглашений.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

Статьи на тему

О рабочем времени в III квартале 2018 года

№24, июнь 2018

Что нужно знать об исполнительных документах

№24, июнь 2018

Постановление Минфина Республики Беларусь от 13.04.2018 № 22 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 ноября 2017 г. № 43»

№24, июнь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.