AA

Минфин не исключает снижения ставок подоходного налога и налога на прибыль

К основным направлениям совершенствования налоговой системы в среднесрочной перспективе с 2019 г. по 2021 г. относятся:

– снижение ставок прямых налогов (подоходный налог и налог на прибыль);

– повышение роли косвенных налогов (НДС и акцизы).

Об этом сообщил на международной научно-практической конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития» заместитель Министра финансов Дмитрий Кийко, передает БелТА.

Кроме того, возможны пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, реформа имущественных налогов, решение вопроса о включении в налоговую систему взносов в ФСЗН. Предусмотрена также выработка механизмов защиты социально уязвимых слоев населения.

В складывающейся ситуации, по мнению Д.Кийко, снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных видится оправданным. С одной стороны, это будет стимулировать инвестиционную привлекательность и обеспечит поддержку малообеспеченных слоев населения, с другой – повысит стабильность доходов в бюджет. «Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов. Если брать радикальные варианты, мы можем вообще рассматривать вариант, при котором у нас ставка налога на прибыль и подоходного налога будет установлена на уровне 10 %. Но, естественно, будет усилена роль НДС. Мы можем тогда говорить о единой ставке НДС на уровне 20–21 %. Но это радикальный вариант, от которого можно отталкиваться и обсуждать. Есть много подвариантов и в одну, и в другую сторону. Но, в принципе, такая система могла бы сбалансироваться», – считает замминистра.

В целом Д.Кийко подчеркнул, что необходимо вести речь о налоговой реформе в Беларуси, к чему подталкивает целый ряд обстоятельств. Он, в частности, упомянул об изменении за последние 8 лет структуры доходов бюджета, а именно сужении налоговой базы и поступлений по основным налогам с одновременным смещением доходных источников к конъюнктурным платежам и неналоговым доходам. Их доля в бюджете увеличилась с 2010 г. по 2017 г. с 11,5 % до 26 %. Кроме того, на фоне невозможности существенного снижения государственных расходов налоговая система страны за последние 10 лет была перенасыщена вы-нужденными точечными изъятиями средств из экономики. С другой стороны, налоговая система усложнена многочисленными целевыми льготами и специальными режимами, что не всегда приносит ожидаемый эффект в плане экономического роста.

Замминистра финансов также отметил, что важно принимать во внимание сформировавшиеся риски разбалансировки доходной и расходной частей бюджета. В их числе наличие внешних факторов и соответствующей конъюнктуры, долговая нагрузка, несбалансированность ФСЗН, а также ограниченные возможности по сокращению расходной части бюджета.

В выступлении замминистра финансов речь шла и о краткосрочных задачах на 2018 г. по улучшению качественных характеристик налоговой системы. Среди них – предоставление выбора способа уплаты налогов «по оплате» или «по отгрузке», сближение бухгалтерского и налогового учета, налогообложение курсовых разниц, совершенствование порядка применения налоговых вычетов по НДС и условий применения упрощенной системы налогообложения.

В числе краткосрочных задач также значится оптимизация прав местных Советов депутатов по установлению коэффициентов к ставкам имущественных налогов, оптимизация действующего порядка в сфере контроля за трансфертным ценообразованием, нормирование отдельных видов расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Подготовила Ирина Найдович, редактор
журнала «Главный Бухгалтер»

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup