Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Не позднее 20 февраля 2011 года товарищество собственников должно представить в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу

Наталья Рощина, экономист

В последние годы сотни товариществ собственников (далее – ТС) не платят в бюджет земельный налог. Суммы задолженности исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей. Государство всерьез решило взяться за неплательщиков земельного налога, в т.ч и за ТС. Если данные организации не будут исполнять налоговое обязательство по указанному налогу, то его исчисление и перечисление в бюджет будет производить уполномоченное лицо, осуществляющее управление общим недвижимым имуществом. Эта новация действует с 1 января 2011 г.

ТС должно платить налог на землю

Плательщиками земельного налога признаются организации, в т.ч. ТС, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве постоянного или временного пользования либо в частную собственность.
Данные права должны быть документально подтверждены, например, государственным актом на земельный участок; удостоверением на право временного пользования земельным участком; свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации; решением уполномоченного государственного органа, являющимся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (п. 3 ст. 202 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

При этом отсутствие у ТС таких документов либо отсутствие предусмотренной законодательством государственной регистрации прав частной собственности, постоянного или временного пользования земельными участками не являются основанием для непризнания их плательщиками в отношении земельных участков, которыми они фактически пользуются.

Бухгалтер ТС должен:

1) не позднее 20 февраля 2011 г. представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу.

Если ТС земельный участок будет отведен после 20 февраля 2011 г., то декларацию товарищество должно представить в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным органом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.

Форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу утверждена постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82;

2) представить в налоговые органы сведения о физических лицах, имеющих право на льготы по земельному налогу, определенные подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК.

Такие сведения представляются вместе с налоговой декларацией (расчетом) по земельному налогу на 2011 г. по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82;

3) не позднее 22 февраля, мая, августа, ноября 2011 г. произвести уплату земельного налога равными частями.

За земли, по которым уполномоченным государственным органом в ноябре принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, уплату налога необходимо произвести не позднее 22 декабря.

Земли общего пользования не являются объектом обложения земельным налогом

У ТС объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся у них в собственности, постоянном или временном пользовании (в т.ч. предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению).

Не признаются объектами обложения земельным налогом у ТС земли общего пользования населенных пунктов.

На практике данная норма НК применяется налоговыми инспекциями следующим образом. Если территория ТС огорожена забором и пройти на территорию имеют право только члены ТС и их гости, то земельный налог уплачивается за всю территорию, выделенную ТС.

Если территория ТС не огорожена забором, то ТС уплачивает земельный налог только по периметру застройки жилого дома, а остальная площадь земельного участка считается землями общего пользования и налогом не облагается. Так как земли общего пользования не являются объектом обложения земельным налогом, то они не указываются в налоговой декларации в отличие от земель, освобожденных от обложения земельным налогом.

Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, предоставленные ТС во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению

В НК имеется ряд льгот по земельному налогу, которыми в определенных случаях могут воспользоваться ТС.

Так, освобождаются от земельного налога земельные участки:

1) занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом РБ, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия (подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК).

При этом следует учитывать, что "Пералiк матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей, уключаных у дзяржаўны спiс гiсторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублiкi Беларусь, землi, занятыя якiмi, вызваляюцца ад зямельнага падатку i арэнднай платы за зямельныя ўчасткi, якiя знаходзяцца ў дзяржаўнай уласнасцi" утвержден Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367 (далее – Перечень).

Пример 1

Жилой дом, принадлежащий ТС, входит в Перечень, утвержденный Указом № 367. Такое ТС не должно платить земельный налог за земельный участок, выделенный для эксплуатации и обслуживания жилого дома;
 
2) предоставленные для строительства жилых домов организациям, – на период их строительства (подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК).

Пример 2

ТС выделен земельный участок для строительства и эксплуатации жилого дома. В период строительства ТС земельный налог не платит, а после окончания должно платить в общем порядке;
 
3) предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК (подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК).

Расчет площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК, производится:

– пропорционально занимаемым в доме площадям квартир (изолированных жилых помещений), принадлежащих таким физическим лицам;

– пропорционально площади, занимаемой гаражами, местами автомобильных стоянок, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади земельного участка.

Отметим, что расчет пропорции по гаражам и местам автомобильных стоянок определен в НК не совсем корректно.

Рассмотрим недостатки НК на примере.

Пример 3

ТС предоставлен земельный участок для строительства и эксплуатации гаражей для хранения транспортных средств физических лиц. В состав ТС входит 100 физических лиц, из них 50 имеют право на льготы по земельному налогу. Площадь земельного участка, выделенного ТС, составляет 1 га, в т.ч. площадь, занятая гаражами, равна 0,8 га. Остальную площадь занимают земли общего пользования всех членов ТС – подъездные дороги к гаражам. Правильнее было бы предоставить льготу пропорционально площади, занимаемой гаражами, принадлежащими таким физическим лицам, в общей площади всех гаражей ТС. В такой же пропорции разделить и земли общего пользования всех членов ТС. В этом случае 0,5 га земельного участка освобождались бы от обложения земельным налогом, а вторая половина участка облагалась бы земельным налогом в общем порядке.

Но в НК установлен другой расчет пропорции: нужно взять только площадь, занимаемую гаражами, принадлежащими физическим лицам, имеющим право на льготы (0,4 га), и разделить ее на общую площадь земельного участка. В этом случае льгота будет меньше: всего 40 %, а не 50 %, как это должно быть на самом деле.

Обращаем внимание, что льгота одна, но ее расчет по жилым домам делается по-другому.

Так, расчет площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК, производится пропорционально занимаемым в доме площадям квартир (изолированных жилых помещений), принадлежащих таким физическим лицам. То есть в данном случае в НК вообще не сказано, как посчитать пропорцию. Но это даже лучше, потому что на практике налоговые инспекции предоставляют льготу следующим образом: исходя из площади квартир, принадлежащих физическим лицам, имеющим право на льготы, в общей площади квартир. Общая площадь в жилом доме (коридоры, колясочные и т.п.) распределяется в такой же пропорции.

Пример 4

ТС выделен земельный участок для эксплуатации жилого дома площадью 1 га. Площадь жилого дома составляет 10 тыс. кв. м, в т.ч. площадь квартир – 8 тыс. кв. м. При этом площадь квартир, принадлежащих физическим лицам, имеющим право на льготы по земельному налогу, составляет 4 тыс. кв. м, или 50 % от общей площади квартир. В данном случае от земельного налога будет освобождаться 50 % земельного участка, или 0,5 га.
 
Примечание. Напомним, что от земельного налога освобождены (подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК):

– земельные участки, предоставленные военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом РБ "О ветеранах";

– земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.

При этом не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц физические лица:

– постоянно проживающие в сельской местности и работающие в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса, права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности;

– временно не проживающие по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц военнослужащие срочной военной службы и (или) лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, освобождаются от земельного налога независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц.

Земельные участки, расположенные не по месту жительства пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц и предоставленные таким лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, освобождаются от земельного налога при отсутствии регистрации в жилом доме, принадлежащем указанным лицам и расположенном на таком земельном участке, трудоспособных лиц;

– земельные участки, предоставленные физическим лицам, постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение, а также эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г., переселившимся в сельские населенные пункты, в первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельных участков, а также земельные участки, предоставленные одному (нескольким) членам многодетной семьи (семьи, имеющей 3 и более несовершеннолетних детей).

Следует учитывать, что освобождения от земельного налога не распространяются на земельные участки, предоставленные лицам, указанным в подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК, если они используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или для установки объектов, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности.
 
В завершение темы льгот по земельному налогу отметим, что освобождения от земельного налога не распространяются на земельные участки, предоставленные ТС во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.

При исчислении льгот освобождение от земельного налога предоставляется с месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

С 1 сентября 2010 г. у ТС налоговой базой земельного налога может быть кадастровая стоимость земельного участка или площадь земельного участка

До 1 сентября 2010 г. у ТС налоговой базой земельного налога во всех случаях была кадастровая стоимость земельного участка.

С 1 сентября 2010 г. в связи с принятием Указа Президента РБ от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 420) у ТС в зависимости от величины кадастровой стоимости земельного участка налоговой базой земельного налога может быть кадастровая стоимость земельного участка или его площадь.

Так, в 2011 г. в жилой многоквартирной зоне при кадастровой стоимости земельных участков менее 320 млн. бел. руб. за 1 га налоговой базой является площадь земельных участков. По земельным участкам ТС, кадастровая стоимость которых составляет 320 млн. руб. и более за 1 га, налоговой базой считается кадастровая стоимость земельных участков.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Налоговая база земельного налога определяется на 1 января календарного года, за который исчисляется налог.

Например, если земельный налог исчисляется за 2011 г., то кадастровая стоимость земельного участка берется на 1 января 2011 г.

Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется их целевым назначением согласно приложению 4 к НК. В частности, земельные участки, предоставленные для многоквартирной жилой застройки, относятся к жилой многоквартирной зоне.

С 1 сентября 2010 г. изменились ставки земельного налога

До 1 сентября 2010 г. ТС уплачивали земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

С 1 сентября 2010 г. Указом № 420 ставка земельного налога на земельные участки ТС в границах населенных пунктов для жилой многоквартирной зоны установлена в следующих размерах:

– при кадастровой стоимости земельных участков менее 320,0 млн. бел. руб. за 1 га – 80 000 бел. руб. за 1 га;

– при кадастровой стоимости земельных участков 320,0 бел. руб. за 1 га и выше – согласно приложению 5 к НК (0,025 % от кадастровой стоимости земельного участка).
 
Вниманию читателей: с 1 января 2011 г. нормы Указа № 420 перенесены в НК.

Следует учитывать, что ТС по земельным участкам, входящим в состав земель населенных пунктов, предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным в соответствии с законодательством, самовольно занятым, используемым не по целевому назначению, должны применять ставки земельного налога по фактическому функциональному использованию, увеличенные на коэффициент 10. Уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.

Право местных Советов депутатов по увеличению (уменьшению) ставок земельного налога распространяется и на ТС

В 2011 г. местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков, в т.ч. ТС.

Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются только на те ТС, которые получают государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета (ст. 201-1 НК).

Напомним, что в 2010 г. такое право местным Советам депутатов было предоставлено Указом Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения".
 
Примечание. Отметим, что название новой ст. 201-1 "Право местных Советов депутатов по увеличению (уменьшению) ставок земельных налогов" НК (действует с 1 января 2011 г.) звучит не совсем корректно. Дело в том, что ставок земельного налога может быть несколько, но земельный налог – один.

Если ТС не исполнит налоговое обязательство по уплате земельного налога, то это сделает уполномоченное лицо

С 1 января 2011 г. суммы земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания многоквартирных жилых домов, подлежащие уплате в бюджет организациями застройщиков, организациями, имеющими в собственности, владении либо пользовании объекты жилищного фонда, в т.ч. жилищными кооперативами, жилищно-эксплуатационными, коммунальными организациями (объединениями, предприятиями), товариществами собственников, возмещаются плательщикам нанимателями или собственниками жилых (нежилых) помещений в этих домах. Исключение составляют физические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК.

Из вышеизложенного следует:

1) земельный налог должно уплатить ТС;

2) уплаченная товариществом сумма налога должна быть возмещена собственниками жилых (нежилых) помещений.

Если же у ТС, а также вышеуказанных организаций отсутствуют органы управления либо они бездействуют, то исчисление и перечисление в бюджет земельного налога будет производить уполномоченное лицо, осуществляющее управление общим недвижимым имуществом (п. 10 ст. 202 НК, далее – уполномоченное лицо). Исчисление сумм земельного налога будет производиться на основании сведений (площадь, кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного плательщику), которые будут ежегодно представляться им налоговыми органами по форме, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Уплата земельного налога уполномоченными лицами должна производиться в сроки, установленные законодательством, в размере фактически полученных сумм от нанимателей или собственников жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.

Порядок возмещения сумм земельного налога, а также взыскания задолженности с нанимателей или собственников жилых (нежилых) помещений по возмещению сумм земельного налога за земельные участки, занятые многоквартирными жилымидомами, должен быть определен Минжилкомхозом РБ по согласованию с МНС РБ.

В настоящее время остается неясным вопрос: кто будет уполномоченными лицами, осуществляющими управление общим недвижимым имуществом, и кто будет назначать этих лиц?

Мнения по данному вопросу разделились. Местные Советы депутатов и организации жилищно-коммунального хозяйства хотят, чтобы уполномоченными лицами стали налоговые инспекции, которые бы исчисляли и обеспечивали поступление земельного налога в бюджет. Налоговые инспекции считают, что они должны только контролировать поступление налога в бюджет и наказывать за неправильное его исчисление или несвоевременное перечисление, а уполномоченными лицами должны быть местные Советы депутатов или уполномоченные ими организации ЖКХ.

Как будет новая норма НК работать на практике, покажет время.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.