Если организация имеет в постоянном или временном пользовании, собственности земельный участок, то она является плательщиком земельного налога.
А это значит, что такая организация – объект налогового контроля. Когда-нибудь ее обязательно проверят.
Вниманию читателей: земельный участок является объектом контроля не только у налоговых органов. К организации с проверкой могут прийти специалисты КГК РБ, а также специалисты землеустроительной и геодезической служб.
Что проверяют
Специалисты налогового органа при проверке правильности исчисления и уплаты земельного налога, как правило, проверяют:
1) наличие документов, подтверждающих право на земельный участок, и срок их действия;
2) правильность определения кадастровой оценки земельного участка;
3) правильность применения повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных местными Советами депутатов;
4) правильность применения налоговых льгот;
5) правильность определения налоговой базы и расчета налога;
6) соблюдение установленного порядка заполнения налоговых деклараций.
Проверяемый период обычно определяется с даты последней проверки.
Если в ходе проверки будут выявлены нарушения установленного законодательством порядка исчисления земельного налога, то организация:
1) будет привлечена к административной ответственности;
2) к ней могут быть применены пени;
3) может уплатить земельный налог в 10-кратном размере.
У организации также могут изъять земельный участок.
Проверьте наличие документа, подтверждающего право на землю, и сроки его действия
Организация, имеющая в собственности или пользовании земельный участок, должна иметь один из следующих документов*:
– государственный акт на земельный участок;
– удостоверение на право временного пользования земельным участком;
– свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;
– решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
______________________
* Статья 202 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
При принятии решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок, уполномоченный государственный орган в 10-дневный срок информирует налоговые органы:
– о принятых решениях;
– площади выделенных земельных участков;
– функциональном использовании, целевом назначении и кадастровой стоимости земельных участков.
Наличие таких документов – обязанность, а не право организации. Ведь они являются основанием:
– для исчисления земельного налога.
Земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения.
Например, исполком решением от 01.09.2010 выделил организации земельный участок. В этом случае она должна начать уплачивать земельный налог с октября 2010 г.
При исчислении земельного налога по вновь выделяемым земельным участкам плательщикам надо приложить усилия, чтобы получить решение исполкома о выделении земли раньше, чем это решение получит налоговая инспекция;
– для проверки целевого использования земельного участка.
На земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные по нормам законодательства, самовольно занятые (т.е. документы на участок отсутствуют), используемые не по целевому назначению, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 10.
Вниманию читателей: уплата земельного налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок.
Такие сведения представляются землеустроительными и геодезическими службами налоговым органам по месту нахождения вышеперечисленных земельных участков в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении.
Вниманию читателей: суммы земельного налога с увеличенными ставками налога на коэффициент 10 не включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (п. 4 ст. 203 НК).
Проверьте кадастровую оценку земельного участка, ведь она является основой для расчета налога
В ходе проверки налоговая инспекция будет выяснять, верно ли организация определила кадастровую стоимость земельного участка и его целевое использование. От этого зависит правильность исчисления земельного налога.
Проверяющие используют информацию, полученную:
– от землеустроительных (в 2010 г. также и от геодезических) служб местных исполнительных комитетов.
Сведения о наличии земель (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода) данная служба представляет налоговым инспекциям по месту нахождения земельного участка ежегодно не позднее 10 февраля по форме, утвержденной МНС РБ по согласованию с Госкомимуществом РБ;
– на сайте Национального кадастрового агентства.
Организации также могут воспользоваться информацией, размещенной на сайте www.vl.nca.by научно-производственного государственного республиканского унитарного предприятия "Национальное кадастровое агентство". Также можно обратиться с письменным заявлением в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (услуга платная) и получить официальный ответ.
Вниманию читателей: организациям, пользующимся сайтом Национального кадастрового агентства, необходимо до начала налоговой проверки еще раз проверить информацию о том, не изменилась ли на сайте кадастровая оценка земельного участка. Такие факты в 2010 г. были скорее правилом, чем исключением. Если ошибку удастся исправить до начала проверки, то это освободит организацию и ее должностных лиц от применения административных санкций, но не освободит от уплаты пени (если только у организации не числится переплата в бюджет по земельному или какому-либо иному налогу).
Пример 1
Организации выделен земельный участок площадью 1 га в Октябрьском районе г. Минска. Земельный участок находится в 84-й оценочной зоне г. Минска. Земельный участок не зарегистрирован в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, поэтому не известна его кадастровая стоимость.
Рассчитаем кадастровую стоимость земельного участка исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м. Стоимость 1 кв. м земли в 84-й оценочной зоне при целевом назначении для производственных целей составляет 190 долл. США. Умножив стоимость 1 кв. м земли на площадь участка, найдем кадастровую стоимость всего земельного участка. В нашем случае площадь земельного участка – 1 га (в 1 га 10 000 кв. м). Следовательно, кадастровая стоимость нашего участка составляет 1 млн. 900 тыс. долл. США (10 000 кв. м × 190 долл. США).
Предположим, что официальный курс белорусского рубля, установленный Нацбанком РБ на 1 января 2011 г., составляет 3 000 руб. за 1 долл. США.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на 1 января 2011 г. составляет 5 млрд. 700 млн. руб.
Так как земельный участок предоставлен для производственных целей и его кадастровая стоимость превышает 109 млн. руб., то применяем ставку земельного налога в размере 1,1 % от кадастровой стоимости земельного участка. Сумма земельного налога за 2011 г. по земельному участку составит 62 млн. 700 тыс. руб.
Вниманию читателей: с 1 сентября 2010 г. изменился порядок исчисления земельного налога. С указанной даты он исчисляется согласно Указу Президента РБ от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" 2 способами:
1) если кадастровая стоимость земельного участка выше установленной Указом № 420 величины, то в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;
2) если кадастровая стоимость земельного участка находится в рамках установленной Указом № 420 величины, – в фиксированной сумме в рублях за 1 га.
Отметим, что Указом № 420 также установлены единые ставки земельного налога на земельные участки, расположенные в населенных пунктах, за пределами населенных пунктов, земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов (за исключением земельных участков, по которым в соответствии с НК земельный налог взимается по ставкам земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения).
Проверьте период, с которого применяете коэффициенты местных Советов депутатов
Местные Советы депутатов имеют право:
– устанавливать коэффициенты к ставкам земельного налога;
– увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога отдельным категориям плательщиков.
Вниманию читателей: данное право им предоставлено:
– в 2010 г. – Указом Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения";
– в 2011 г. – ст. 201-1 НК.
Ранее эти права определялись законами о бюджете на соответствующий год.
Поэтому во время проверки налоговая инспекция будет выяснять:
1) получала ли проверяемая организация государственную поддержку.
Это важно, так как решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога не распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения предусмотренного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета.
Если будет установлено, что организация, получившая государственную поддержку в вышеуказанном виде, все-таки применяла при исчислении земельного налога повышающие коэффициенты, определенные местными Советами депутатов, то это значит, что плательщик завысил затраты, учитываемые для целей налогообложения, и недоплатил в бюджет налог наприбыль и сбор на развитие территорий.
Кроме того, если проверяемая организация осуществляет строительство объектов за счет бюджетных средств, она может быть обвинена контролирующими органами (особенно КГК) в излишнем и нецелевом использовании бюджетных средств, так как по строящимся объектам суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства;
2) правильность определения организацией периода, с которого применяются коэффициенты, установленные местными Советами депутатов.
Согласно Указу № 143 исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) по решениям местных Советов депутатов, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.
Пример 2
Решение местного Совета депутатов опубликовано 30 марта 2010 г. В этом решении сказано, что оно вступает в силу после официального опубликования. Следовательно, данное решение вступило в силу с 1 апреля 2010 г. Это значит, что коэффициенты, установленные местным Советом депутатов, применяются с 1 мая 2010 г.
Решение местного Совета депутатов опубликовано 30 марта 2010 г., и в нем указано, что оно вступает в силу со дня его опубликования. Значит, это решение вступило в силу с 30 марта 2010 г. Следовательно, коэффициенты, определенные местным Советом депутатов, применяются с 1 апреля 2010 г.
Проверьте правильность применения льготы
Рассмотрим основные льготы, на которые обращает внимание налоговая инспекция при проведении проверок.
1. От земельного налога освобождаются земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Президентом РБ, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия.
В ходе проверки налоговая инспекция потребует показать учетную карточку и паспорт историко-культурной ценности. Эти документы подтверждают включение материальных историко-культурных ценностей, принадлежащих организации, в Перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, земли, занятые которыми, освобождаются от обложения платежами за землю и арендной платы за земельные участки, которые находятся в государственной собственности, утвержденный Указом Президента РБ от 30.07.2007 № 367.
Справочно: учетная карточка историко-культурной ценности и паспорт историко-культурной ценности заполняются на каждую историко-культурную ценность в 3 экземплярах, один из которых остается у собственника историко-культурной ценности.
Формы названных документов утверждены постановлением Минкультуры РБ от 29.08.2007 № 37 "Аб зацвярджэннi ўзораў улiковых дакументаў i iнструкцый аб парадку некаторых дзеянняў у дачыненнi да гiсторыка-культурных каштоўнасцей".
В учетной карточке историко-культурной ценности помещаются фактические сведения об историко-культурной ценности (название, вид ценности, ее местонахождение, дата возникновения, создатель, собственник (владелец), порядок использования, современное техническое состояние, научный руководитель), а также указываются сведения о наличии документации и проверках технического состояния историко-культурной ценности.
В паспорте историко-культурной ценности должны содержаться полные научные и фактические сведения об этой историко-культурной ценности (описываются ее история, современное техническое состояние, указывается ее местоположение, учетные данные, оценка исторического, научного, художественного, культурного или иного значения, элементы, которые имеют свои отличительные духовные, художественные и (или) документальные стоимости, сведения о собственнике (владельце), реквизиты охранного обязательства (дата и номер) и т.д.).
При получении новых сведений об историко-культурной ценности в учетные документы на нее вносятся соответствующие дополнения и (или) изменения.
Составление учетных документов на историко-культурную ценность (за исключением внесения в них дополнений и (или) изменений) осуществляется за счет средств его собственника (ст. 25 Закона РБ от 09.01.2006 № 98-З "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь").
Затем налоговая инспекция проверит, выполняет ли организация как собственник материальных историко-культурных ценностей обязательства, установленные законодательством об охране историко-культурного наследия (например, наличие на здании таблички, указывающей на его принадлежность к историко-культурной ценности).
2. От земельного налога освобождаются земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железнодорожными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей общего пользования.
Налоговая инспекция потребует представить к проверке следующие документы, подтверждающие право на льготу: решение исполкома о предоставлении земельного участка, сведения о наличии земель, документы, подтверждающие право на земельный участок и его целевое назначение.
3. От земельного налога освобождаются земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета, организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих социально-культурную деятельность, а также санаторно-курортных и оздоровительных организаций и детско-юношеских спортивных школ независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности.
В ходе проверки налоговая инспекция потребует от организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность и получающих субсидии из бюджета на возмещение убытков от этой деятельности, представить учредительные документы, смету и платежные документы, подтверждающие получение дотации на соответствующие цели, а от остальных организаций – учредительные документы.
4. От земельного налога освобождаются земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, – на период их строительства.
Налоговой инспекции необходимо представить к проверке документы, подтверждающие право на льготу: решение исполкома о предоставлении земельного участка, сведения о наличии земель, документы на земельный участок и его целевое назначение.
5. От земельного налога освобождаются земельные участки бюджетных организаций.
Налоговая инспекция будет выяснять, соответствует ли проверяемая организация определению бюджетной организации, данному в НК.
Справочно: бюджетной организацией признается организация, созданная (образованная) Президентом РБ, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом; иной уполномоченной на то Президентом РБ государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая:
– финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
– имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк);
– ведет бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций (либо учет активов и обязательств ведет в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования и военизированные организации, а также подчиненные им воинские части, организации и подразделения) (п. 1 ст. 16 НК).
Поэтому налоговая инспекция потребует от организации представить к проверке следующие документы, подтверждающие право на льготу: решение государственного органа о создании организации с указанием осуществляемых функций; документы, подтверждающие финансирование из бюджета на основе бюджетной сметы; наличие текущего (расчетного) счета и ведение соответствующего бухгалтерского учета и т.д.
Кроме того, налоговая инспекция будет выяснять, не относится ли организация к организациям, получающим субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов, или к организациям, получающим из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.
Вниманию читателей: в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений бюджетных организаций исчисление и уплата земельного налога производятся исходя из площади, переданной в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование. Суммы земельного налога исчисляются пропорционально площадям зданий (помещений) и сооружений, занимаемым арендаторами (пользователями).
Земельный налог исчисляется и уплачивается начиная с месяца сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование зданий (помещений) и сооружений и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды, иного возмездного или безвозмездного пользования этих зданий (помещений) и сооружений.
6. От земельного налога освобождаются земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу в соответствии с подп. 1.24–1.27 п. 1 ст. 194 НК.
В ходе проверки налоговая инспекция потребует представить сведения о гражданах, имеющих право на льготы по земельному налогу, и проверит правильность заполнения организацией приложения 1 "Сведения о гражданах, имеющих право на льготу по земельному налогу (арендной плате)" к налоговой декларации (расчету) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций: в 2010 г. – утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 87, в 2011 г. – постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.
Вниманию читателей: срок сдачи декларации по земельному налогу – не позднее 20 февраля 2011 г., а по вновь отведенным после указанной даты земельным участкам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным государственным лицом принято решение, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Работники налоговой инспекции проверят, являются ли граждане, перечисленные в приложении 1 к налоговой декларации:
– военнослужащими срочной военной службы, участниками Великой Отечественной войны и иными лицам, имеющими право на льготное налогообложение в соответствии с Законом РБ "О ветеранах";
– пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II группы и другими нетрудоспособными гражданами, у которых отсутствуют трудоспособные лица, совместно проживающие или числящиеся по месту постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета или домовых книг;
– эвакуированными, отселенными, самостоятельно выехавшими с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г., переселившимися в сельские населенные пункты, в первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельных участков;
– постоянно (преимущественно) проживающими на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение;
– членами многодетной семьи (семьи, имеющей 3 и более несовершеннолетних детей).
Во время проверки налоговых льгот по земельному налогу налоговая инспекция выяснит, не пользуется ли организация льготами по земельным участкам, предоставленным во временное пользование и своевременно не возвращенным в соответствии с законодательством, самовольно занятым, используемым не по целевому назначению.
Проверьте правильность определения налоговой базы и расчета налога
В ходе проверок налоговые инспекции уделяют особое внимание проверке правильности исчисления платежей за землю. Особенно это касается вновь выделяемых земельных участков и изымаемых у плательщика.
Как показывает практика, именно здесь существует высокая вероятность совершения ошибок.
Пример 3
Организация обратилась в исполком о выделении земельного участка. Проект решения исполкома готовят землеустроительная и геодезическая службы. Организации приходилось несколько раз приносить в службу недостающие документы. Процесс выделения земли растянулся на год. Кроме того, специфика состоит в том, что после принятия решения исполкома о выделении земельного участка один экземпляр решения направляется исполкомом по почте в налоговую инспекцию по месту нахождения участка для осуществления налогового контроля, а экземпляр решения, подлежащий вручению плательщику, находится в землеустроительной и геодезической службе и ждет, пока плательщик его заберет. Землеустроительная служба, ссылаясь на большую нагрузку, может даже не известить его о принятом решении. Плательщик должен сам звонить в службу и периодически интересоваться, принято ли в отношении его решение исполкома.
В рассматриваемом случае организация узнала о том, что ей выделен земельный участок только из извещения налоговой инспекции, которая, получив решение исполкома, вызвала плательщика для ознакомления с актом камеральной проверки. Согласно акту проверки плательщик был привлечен к административной ответственности за непредставление налоговой декларации (расчета) по земельному налогу и неуплату земельного налога в бюджет. Кроме того, организации была начислена пеня за несвоевременную уплату налога в бюджет.
При прекращении права пожизненного наследуемого владения, постоянного, временного пользования или права частной собственности земельный налог уплачивается за период пользования земельным участком, включая месяц, в котором будет прекращено право (п. 6 ст. 202 НК).
Пример 4
Решением исполкома от 01.10.2010 у организации был изъят земельный участок. Несмотря на то что в октябре она уже не имеет права пользоваться землей, ей придется уплатить земельный налог за октябрь 2010 г.
Организациям необходимо подготовиться к тому, что в ходе проверки им придется объяснять налоговой инспекции, почему земельный налог за октябрь 2010 г. был отнесен на затраты, учитываемые при налогообложении, и как расходы по уплате налога связаны с осуществлением организацией хозяйственной деятельности.
Особенно высока вероятность ошибок, когда одним решением исполкома земельный участок изымается у одной организации и передается для пользования другой.
Пример 5
ОАО принадлежит здание, которое находится на земельном участке, выделенном исполкомом. В мае 2010 г. ОАО продало часть здания ООО. В этом же месяце организации обратились в исполком с просьбой о выделении указанного земельного участка в совместное пользование. До принятия решения исполкома ООО компенсировало ОАО часть расходов по уплате земельного налога. Решение исполкома о выделении земельного участка в совместное пользование ОАО и ООО было принято 31.08.2010. Получили это решение организации в конце сентября 2010 г. и установили, что ООО начнет платить земельный налог за свою часть земельного участка с октября 2010 г., а земельный налог, уплаченный ОАО за сентябрь 2010 г., ООО компенсирует, как и раньше.
По результатам проверок налоговые инспекции наказали обе организации, так как ОАО земельный налог должно было уплачивать начиная с сентября 2010 г. Следовательно, ОАО было наказано за завышение затрат, учитываемых при налогообложении, и недоплату налога на прибыль за сентябрь 2010 г, а ООО – за неуплату земельного налога за сентябрь 2010 г.
Ошибки также возможны, если организации при расчете земельного налога не учтут или неправильно учтут нормы Указа Президента РБ от 13.08.2010 № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности" (далее – Указ № 420).
С 1 сентября 2010 г. Указом № 420 изменен порядок исчисления земельного налога. До его выхода в 2010 г. в большинстве случаев налог исчислялся исходя из кадастровой стоимости земельных участков. В результате получалось, что организации, у которых кадастровая стоимость земельного участка незначительна, платили земельный налог меньший, чем в 2009 г., а организации, у которых большая кадастровая стоимость земельного участка, – больший, чем в 2009 г. С 1 сентября 2010 г. налог исчисляется 2 способами и уплачивается либо в фиксированной сумме в рублях за 1 га, либо в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, Указом № 420 установлены единые ставки земельного налога на земельные участки, расположенные в населенных пунктах, за пределами населенных пунктов, за земельные участки садоводческих товариществ и дачных кооперативов (за исключением земельных участков, по которым в соответствии с НК земельный налог взимается по ставкам земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения).
Проверьте порядок заполнения налоговых деклараций и своевременность их представления налоговому органу
В ходе проверок налоговые инспекции проверяют в т.ч.:
– правильно ли заполнены налоговые декларации (расчеты) по земельному налогу;
– своевременно ли представлена налоговая декларация в налоговую инспекцию;
– своевременно ли уплачена в бюджет сумма налога.
Следует иметь в виду, что нарушение сроков уплаты налога или представления налоговой декларации имеет ряд особенностей в части применения административной ответственности к плательщикам земельного налога. Рассмотрим эти особенности.
Пример 6
У организации на 22 февраля 2010 г. имелась переплата по земельному налогу в размере 1 млн. руб. Однако она несвоевременно представила налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2010 г. (срок представления был не позднее 20 февраля 2010 г., а представлена она 5 марта 2010 г.). Согласно налоговой декларации сумма земельного налога за 2010 г. составляет всего 200 тыс. руб. Таким образом, бюджет страны не пострадал, так как была переплата земельного налога в 5 раз больше исчисленной годовой суммы налога.
Несмотря на это организация и ее должностные лица были привлечены к административной ответственности: организация получила административный штраф в размере 10 базовых величин (БВ) (350 тыс. руб.). В данном случае штраф составляет 10 % от исчисленной суммы налога, но не меньше 10 БВ. То есть штраф должен составить всего 20 тыс. руб. (200 тыс. руб. × 10 %). Но так как сумма штрафа меньше 10 БВ, то применяется штраф в размере 10 БВ. Таким образом, сумма штрафа превысила сумму земельного налога, исчисленную организацией за год.
Директор организации тоже был привлечен к административной ответственности. Для должностного лица организации штраф составляет 2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки. С 20 февраля по 5 марта 2010 г. прошел один неполный месяц. Поэтому сумма штрафа составила 2,5 БВ (87,5 тыс. руб.).
Пример 7
Крупная организация в связи с большим количеством земельных участков представила налоговую декларацию (расчет) по земельному налогу за 2010 г. 23 февраля 2010 г. с опозданием на1 день (20 февраля 2010 г. была суббота, поэтому срок представления декларации перенесен на 22 февраля 2010 г.). Земельный налог в размере 1/4 годовой суммы налога также был уплачен с опозданием на 1 день – 23 февраля 2010 г, а не 22 февраля 2010 г. Согласно налоговой декларации годовая сумма налога составляет 1 млрд. руб. Налоговая инспекция предъявила организации административный штраф в размере 100 млн. руб. (10 % от суммы налога). Организация пыталась оспорить решение налоговой инспекции, ссылаясь на то, что в бюджет несвоевременно поступило только 250 млн. руб. налога, остальные суммы поступят вовремя. Но вышестоящая налоговая инспекция разъяснила плательщику, что административный штраф определяется исходя из суммы налога, указанной в декларации, и не зависит от суммы налога, уплаченной в бюджет.
Ошибки влекут ответственность
Пени. За несвоевременную уплату земельного налога в бюджет плательщикам начисляются пени за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 3 ст. 52 НК).
Процентная ставка пеней равна 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день исполнения налогового обязательства.
Административная ответственность. Административная ответственность за несвоевременное представление налоговых деклараций (расчетов) и несвоевременную уплату земельного налога установлена КоАП РБ.
Ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации (расчета) по земельному налогу. С 12 января 2011 г. усиливается ответственность за несвоевременное представление налоговых деклараций. Так, нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по земельному налогу при просрочке не более 3 рабочих дней влечет наложение штрафа на юридическое лицо от 1 до 10 БВ. До 12 января 2011 г. такая ответственность применялась, если просрочка не превысила 3 месяцев.
Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, на юридическое лицо – в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
За совершение в течение года повторного нарушения административная ответственность увеличивается. За такое нарушение применяется штраф к должностным лицам юридического лица в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ, на юридическое лицо – в размере 25 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ (ст. 13.4 КоАП).
Ответственность за несвоевременную уплату налога. Неуплата или неполная уплата плательщиком суммы земельного налога влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ.
При этом не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата плательщиком сумм налога, если им внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога до назначения проверки, в результате которой могла быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога до составления акта камеральной налоговой проверки (ст. 13.6 КоАП).