Новые технологии в расчетах: где и как работают программные кассы?

(Комментарий к постановлению МНС Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 «Об утверждении Положения о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям»)

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10 «Об утверждении Положения о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям» (далее – Положение № 10) принято Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь во исполнение пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 1040/17) в целях внедрения новых технологий для осуществления расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, развития механизмов учета, накопления и сохранения данных об оплате товаров (работ, услуг) в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования.

Положением № 10 определены основные элементы, входящие в состав программной кассовой системы: программная касса, центр обработки данных оператора программной кассовой системы, автоматизированная информационная система программной кассовой системы, средство контроля оператора и система защиты информации программной кассовой системы.

В соответствии с предъявляемыми требованиями в целях обеспечения поступления полной и достоверной информации в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО) в отношении кассовых операций по приему денежных средств при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) программная кассовая система должна обеспечивать в том числе возможность круглосуточного и бесперебойного осуществления получения, хранения и передачи кассовых документов и информации о событиях, совершаемых на программных кассах, в центр обработки данных оператора программной кассовой системы и центр обработки данных СККО по телекоммуникационным каналам связи с использованием средств электронной цифровой подписи, целостность и подлинность всех кассовых документов и информации о событиях, совершаемых на программных кассах, форматный контроль кассовых документов, проверку электронной цифровой подписи с использованием технологического сертификата открытого ключа, формируемого технологической инфраструктурой открытых ключей, изданных центром технологических цифровых сертификатов РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». При этом осуществление взаимодействия программной кассовой системы с центром обработки данных СККО должно осуществляться в соответствии с требованиями, определяемыми РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

Положением № 10 закреплены также основные требования к программной кассе, в том числе требование об обеспечении возможности осуществления кассовых операций по приему наличных денежных средств и (или) расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В рамках исполнения полномочий, предоставленных частью второй пункта 18 постановления № 1040/17, МНС в Положении № 10 определены также сферы применения программных касс. Так, программные кассы могут использоваться в сферах торговли, общественного питания, услуг (кроме автомобильных перевозок пассажиров), за исключением случаев, когда в этих сферах в соответствии с законодательством для приема денежных средств используются специальные компьютерные системы.

В целях получения и обработки в СККО стандартизированной с учетом требований международных стандартов информации о товарах программная касса, используемая в торговых объектах площадью 650 квадратных метров и более, должна обеспечивать дифференцированный учет в отношении товаров, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Для обеспечения надлежащей работы программной кассы Положением № 10 определены случаи, при возникновении которых должна осуществляться автоматическая блокировка программной кассы. К таким случаям относятся неисправность или переполнение памяти средства контроля оператора, невозможность передачи в центр обработки данных оператора программной кассовой системы кассовых документов и информации о событиях, совершаемых на программных кассах, сформированных в течение смены, более семи суток (при работе программной кассы на электронном устройстве пользователя), работа программной кассы с открытой сменой более двадцати четырех часов, завершение срока действия технологического сертификата открытого ключа.

В целях обеспечения полноты и единообразия в отношении поступающих в последующем в СККО документов Положением № 10 установлено, что программная касса должна формировать и передавать в центр обработки данных программной кассовой системы в электронном виде платежные документы, документы об операциях регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег, регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег, регистрации факта возврата денежных средств, регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа, суточного (сменного) отчета (Z-отчета). Положением № 10 также определена информация, которую должны содержать платежные и иные кассовые документы. При этом такая информация аналогична информации, содержащейся в кассовых документах, формируемых иным кассовым оборудованием, используемым субъектами хозяйствования.

Также Положением № 10 определены требования, предъявляемые к юридическим лицам Республики Беларусь, намеревающимся осуществлять деятельность оператора программной кассовой системы.

Положением № 10 определена продолжительность проведения оценки – не более 45 рабочих дней со дня приема РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» заявки с приложением всех документов. В течение установленного срока комиссии необходимо осуществить проверку представленных документов и провести оценку оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям. По результатам проведенной оценки составляется соответствующее заключение.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10 вступает в силу с 7 июля 2018 г. одновременно с постановлением № 1040/17.

Главное управление развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (Пресс-центр), тел. (017) 229 79 29 (09).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 19 май 2018
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Почему ставка налога на прибыль по дивидендам в размере 12 % – это льгота, а не ставка налога по отдельному объекту налогообложения?

7

НОВОСТИ

8

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

10

АНОНС «ПРЯМОЙ ЛИНИИ»

10

КРУГЛЫЙ СТОЛ

11

МАРТ разъясняет: как рекламировать товары (работы, услуги) в 2018 году и не нарушить законодательство[Срочно и важно]

11

КРУГЛЫЙ СТОЛ

15

Как правильно оформить и оплатить служебную командировку?

15

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

19

Постановление Минфина Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси от 23.04.2018 № 23/11 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси от 17 апреля 2014 г. № 22/4»

19

Что изменилось в правилах оформления электронных накладных

20

Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 18.04.2018 № 21 «О внесении изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 13»

22

Государственное регулирование

26

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2018 № 331 «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578 и от 17 октября 2011 г. № 1394»

26

Комментарии

27

Денежный оборот программных касс – под контролем налоговых органов

27

Новые технологии в расчетах: где и как работают программные кассы?

28

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

31

ВОПРОС-ОТВЕТ

33

Полученное страховое возмещение по договору страхования имущества и налог при УСН

33

Получение штрафа организацией, применяющей УСН (ведущей книгу учета доходов и расходов), и исчисление НДС и налога при УСН

33

Материальная помощь работнику в связи с пожаром и подоходный налог

34

Курсовые разницы и возврат аванса

35

Бухгалтерский учет лизинга автомобиля у получателя

36

Две материальные помощи к отпуску и страховые взносы в ФСЗН

37

Неправильное определение размера среднедневного заработка для исчисления пособия за счет средств Белгосстраха

38

Формирование розничных цен на продукцию общественного питания

39

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

42

Как создать ЭСЧФ по НДС подрядчику при перевыставлении дополнительных затрат в строительстве

42

Исчисление среднего заработка: как на его величину влияют дни (суммы), когда работник фактически не работал

44

Командировка и переносы рабочих дней: как учесть и оплатить рабочее время

47

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

49

Постановление Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

49

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

64

Нормативный срок службы здания уменьшен в 2 раза. Возможно ли такое?

64

Передача транспортных затрат при реорганизации

66

У ВАС ПРОВЕРКА

70

О чем говорит дебетовое сальдо по счету 70?

70

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

74

Как не допустить нарушений при закупке товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь

74

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

Что такое фундамент для целей классификации основных средств – отдельный объект или нет?

78

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

82

Путевые листы отменены с 26 февраля 2018 года

82

Весна – пора призыва в армию или на военные сборы. Как рассчитать средний заработок и выходное пособие работникам

85

Пособие за счет средств Белгосстраха: важные правила исчисления среднего заработка

90

РЕКЛАМА

92

СОВЕТЫ ЮРИСТА

93

Стоит ли бояться смарт-контракта?

93

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

94

Акты сдачи-приемки в строительстве без печатей и кодов

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 5 по 11 мая 2018 года

96