Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Предрейсовые медицинские обследования водителей необходимы, несмотря на отмену лицензий

Анна Шинкевич, юрист

Во многих документах, регламентирующих деятельность организаций в области автомобильного транспорта, определяющим условием является наличие лицензии. Как известно, с 1 января законодательство в сфере лицензирования существенно изменилось. Во многих вопросах это вызвало несоответствие в документах, а следовательно, и сложности в их разрешении. На этот раз речь пойдет о предрейсовых обследованиях водителей.

Обязательным требованием к оформлению путевых листов является наличие в них отметки о прохождении водителем медицинского осмотра (п. 7 Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.11.2010 № 138).
Данная обязанность следует из норм Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении" (далее – Закон). Он определяет правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь в целях охраны жизни и здоровья физических лиц, а также защиты прав, законных интересов и имущества физических и юридических лиц.
Проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин является медицинским обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 23 Закона).
Остановимся подробнее на норме ст. 23 Закона. В данной статье сказано, что предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин должны проводить юридические лица, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой нужно специальное разрешение (лицензия).

Это положение продублировано и в Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84.

Лицензирование сохранено только для отдельных видов деятельности в области автомобильного транспорта

Вступивший в силу Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предписывает получение лицензии тем субъектам хозяйствования, которые осуществляют следующие виды деятельности в области автомобильного транспорта:

– городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;

– междугородные автомобильные перевозки пассажиров;

– перевозки пассажиров автомобилями-такси;

– международные автомобильные перевозки пассажиров;

– международные автомобильные перевозки грузов.

Вернемся к Закону. Если читать норму ст. 23 Закона буквально, то можно подумать, что при выпуске грузового автомобиля на линию водители автопредприятия, занимающегося перевозкой грузов внутри страны, не обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры на том основании, что юридическое лицо не имеет лицензии (лицензия ведь и не требуется) на такой вид деятельности.

По мнению автора, наличие в законодательстве нормы о том, что предрейсовый осмотр следует проводить лишь лицензиатам, для которых нарушение данной обязанности является грубейшим нарушением лицензионных требований и влечет лишение лицензии, – всего лишь очередная недоработка чиновников, не сумевших вовремя привести в соответствие названные выше нормативные правовые акты.

На самом деле наличие или отсутствие лицензии на соответствующий вид деятельности в области автомобильного транспорта никак не влияет на обязанность юридического лица проводить предрейсовые медицинские обследования водителей.

Для подтверждения такой позиции проанализируем следующие нормы законодательства.

Основным документом, регулирующим порядок выполнения автомобильных перевозокгрузов, являются Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила).

Именно в Правилах изложены требования к автомобильному перевозчику по обеспечению безопасности автомобильной перевозки грузов (п. 327), среди которых:

– обязанность организовать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей транспортных средств;

– обеспечение учета и анализа данных медицинских обследований водителей, склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотиков или страдающих хроническими заболеваниями;

– контроль сроков прохождения водителямиобязательного периодического медицинского обследования в порядке, установленном законодательством РБ.
 
Важно! Данная обязанность касается не лица, имеющего лицензию, а автомобильного перевозчика.

Справочно: автомобильный перевозчик – юридическое лицо, имеющее в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющее такие перевозки (ст. 1 Закона РБ от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" (далее – Закон № 278-З)).

Кроме того, в Правилах речь идет о выполнении автомобильных перевозок в целом.

Как известно, автомобильные перевозки подразделяют на внутриреспубликанские и международные.

К внутриреспубликанским автомобильным перевозкам на основании ст. 4 Закона № 278-З следует относить:

– городские автомобильные перевозки;

– пригородные автомобильные перевозки;

– междугородные внутриобластные автомобильные перевозки;

– междугородные межобластные автомобильные перевозки.

Кроме того, Правила предъявляют также обязательные требования к водителям (п. 339): водитель грузового транспортного средства перед рейсом обязан проходить в установленном порядке медицинское обследование с отметкой в путевом листе. Как видим, эта норма также говорит о предусмотренной обязанности водителя любого грузового транспортного средства.

Установлен порядок прохождения предрейсового осмотра

Порядок прохождения предрейсового осмотра определяет Минздрав по согласованию с Минтрансом и МВД РБ.

В совместных документах вышеназванных министерств сказано, что предрейсовое обследование включает в себя:

– опрос водителя о состоянии здоровья;

– измерение пульса и артериального давления;

– измерение при наличии медицинских показаний температуры тела;

– использование прибора, предназначенного для определения концентрации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, соответствующего требованиям технических нормативных правовых актов;

– использование экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или иных веществ в биологических образцах;

– определение наличия клинических признаков состояния опьянения.

По результатам предрейсового обследования в отношении водителя медицинским работником должно быть принято одно из следующих решений:

– о невозможности допуска к работе (необходимости отстранения от работы);

– о допуске к работе (возможности продолжения работы).

В случае принятия медицинским работником решения о невозможности допуска к работе (необходимости отстранения от работы) водителя отметку о допуске к работе (возможности продолжения работы) и подпись медицинский работник, проводивший предрейсовое обследование, в путевом листе не ставит.

В случае принятия медицинским работником решения о допуске к работе (о возможности продолжения работы) водителя в путевом листе медицинский работник, проводивший предрейсовое обследование, ставит отметку о допуске к работе (о возможности продолжения работы) и подпись.

Каждый случай предрейсового обследования (сведения о водителе, результаты предрейсового обследования и решение, принятое по его результатам) медицинский работник, проводивший предрейсовое обследование, фиксирует и удостоверяет подписью в журнале предрейсовых и иных медицинских обследований водителей.

О каждом случае вынесения решения о невозможности допуска к работе (необходимости отстранения от работы) в отношении водителя медицинский работник представляет руководителю юридического лица, в котором работает данный водитель, в письменном виде рапорт о вынесении решения о невозможности допуска к работе (необходимости отстранения от работы) водителя.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.