Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

АКЦИЗЫ

1 (151). Комиссионер – резидент РБ по поручению комитента – резидента РФ ввозит из Российской Федерации дизельное топливо. При ввозе данного топлива на территорию РБ комиссионер уплачивает акцизы. На территории республики он реализует топливо организациям.

Обязан ли уплачивать акцизы покупатель этого товара?
 
Нет, так как акцизы уплачены при ввозе.

При импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТС) с территории другого государства – участника ТС косвенные налоги взимают налоговые органы государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимают при импорте на территорию государства – участника ТС товаров, которые по законодательству этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение)).

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляют в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами (ст. 4 Соглашения).

Если товары будут реализованы налогоплательщиком одного государства – члена ТС на основании договора (контракта) комиссии, поручения или агентского договора (контракта) налогоплательщику другого государства – члена ТС и импортированы с территории третьего государства – члена ТС, уплату косвенных налогов осуществляет налогоплательщик государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена ТС, комиссионером, поверенным, агентом (подп. 1.3 п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009).

Объектами обложения акцизами признают ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых Налоговый кодекс РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК), Таможенный кодекс РБ и (или) акты Президента РБ, международные договоры республики, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза, связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК).

При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров по договорам поручения, комиссии и иным аналогичным гражданско-правовым договорам плательщиками признают организации, ввозящие подакцизные товары (п. 3 ст. 110 НК).

Поскольку ввоз подакцизного товара (дизельного топлива) производит комиссионер, то и уплату акцизов должен произвести он же.

Подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признают объектом обложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на территорию Республики Беларусь.

Факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь должен быть подтвержден налоговым органом РБв отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств – членов ТС, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).

На дизельное топливо установлена твердая (специфическая) ставка акцизов (приложение 1 к НК).

Так как комиссионер уплатил акцизы при ввозе дизельного топлива на территорию Рес-публики Беларусь, при реализации такого топ-лива на территории Республики Беларусь покупатель уплату акцизов не производит.

2 (152). Можно ли применить освобождение от акцизов при реализации подакцизных товаров резиденту государства – члена ТС, но при фактическом их вывозе в Латвийскую Республику?
 
Можно, если у экспортера будут подтверждающие документы.

Освобождение от акцизов применяют при реализации (передаче) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, но при условии подтверждения их фактического вывоза за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).

Подтверждением фактического вывоза подакцизных товаров за пределы республики (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены ТС) является наличие у плательщика:

– контракта, заключенного с нерезидентом РБ, на основании которого была осуществлена реализация (передача) подакцизных товаров;

– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа РБ "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (их представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщики, не осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа).

Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты и номера разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь (п. 2 ст. 114 НК).

Таким образом, при наличии вышеуказанных документов экспортер имеет право на освобождение от акцизов.

3 (153). 17 февраля 2011 г. в Чешскую Республику отгружены подакцизные товары. 60 дней истекает 18 апреля 2011 г. Экспортер (резидент РБ) определяет момент фактической реализации методом "по отгрузке".
 
Документы, подтверждающие вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, получены 19 апреля 2011 г.
 
В налоговой декларации (расчете) по акцизам по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Республики Беларусь, за какой месяц следует отразить обороты по их реализации?
 
Есть право выбора: за март либо за апрель.

Освобождение от акцизов применяют при реализации (передаче) подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены ТС. Однако вывоз товаров за пределы территории Республики Беларусь организации должны документально подтвердить (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).Такое освобождение не распространяют на реализацию (передачу) подакцизных товаров, вывозимых за пределы Республики Беларусь по товарообменным (бартерным) операциям.

Документальное подтверждение фактического вывоза подакцизных товаров (включая произведенные из давальческого сырья) за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены ТС) организация должна произвести не позднее 60 дней с даты оформления таможенной декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой; для плательщиков, осуществляющих декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, – с даты внесения в информационную систему таможенных органов сведений о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При наступлении даты представления налоговой декларации (расчета) по акцизам в течение этого срока обороты по реализации (передаче) данных подакцизных товаров не следует отражать в налоговой декларации (расчете) по акцизам.

При наличии документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь, обороты по этим товарам отражают в налоговой декларации (расчете) по акцизам того налогового периода, срок представления которой следует после получения соответствующего документального подтверждения, либо того налогового периода, в котором получены документы (п. 2 ст. 114 НК).

Соответственно отражение освобождаемых от акцизов оборотов нужно произвести в налоговой декларации (расчете) по акцизам либо за март, либо за апрель.

Андрей Недоступ, аудитор
 

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

4 (154). Наниматель оплатил периодический медицинский осмотр работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.

Как правильно учесть эту оплату при начислении страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах (далее – страховые взносы)?
 
На сумму оплаты медицинского осмотра страховые взносы начислять не следует.

Объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115) (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297).

В рассматриваемом случае наниматель исполнил свою обязанность по обеспечению безопасности труда и предупреждению профессиональных заболеваний. В целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника (ст. 228 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Таким образом, данные расходы следует относить к суммам, выплачиваемым в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей (п. 6 Перечня № 115). Они не подлежат включению в состав объекта для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
Справочно: в настоящее время порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47. Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу, и работающих осуществляют в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2009 № 182 "Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения" (далее – постановление № 182).

Обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или работающих на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляют по договорам возмездного оказания медицинских услуг с нанимателями, выступающими в данном случае заказчиками, за счет средств последних (Положение о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденное постановлением № 182).
 
На время прохождения медицинских осмотров, установленных ст. 228 ТК, за работником сохраняют его место работы (должность) и средний заработок. Последний будет являться объектом для начисления страховых взносов по данному виду обязательного страхования, поскольку выступает в качестве выплаты в пользу застрахованного лица и не указан в Перечне № 115.

Следовательно, на сумму оплаты самого медицинского осмотра страховые взносы начислять не нужно, а на сумму среднего заработка, сохраненного за работниками за день осмотра, страховые взносы начисляют в полном объеме. 

Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"
 

НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ

5 (155). Организации был возвращен объект лизинга. В ближайшее время его не планируют использовать в предпринимательской деятельности.

Каким образом надо начислять амортизацию по данному объекту (как по находящемуся в запасе, простое, как по неиспользуемому в предпринимательской деятельности)?
 
Установлен особый порядок начисления амортизации.
 
Объектами начисления амортизации являются числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации основные средства, как используемые, так и неиспользуемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, предоставленные организацией во временное владение и (или) пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 37/18/6)).

При начислении амортизации в указанной ситуации необходимо руководствоваться п. 59 Инструкции № 37/18/6. Им установлено, что в случае возврата объекта лизинга и неиспользования его для собственных нужд лизингодателя амортизационные отчисления:

– лизингодатель не производит в пределах 12 месяцев начиная с месяца возврата объекта лизинга;

– по истечении этого срока лизингодатель должен производить ежемесячно исходя из установленных нормативных сроков службы линейным способом с включением в состав внереализационных расходов: Д-т 92 – К-т 02.

6 (156). Арендатор произвел с согласия арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества. Согласно договору они не будут возмещены арендодателем по окончании договора аренды.

Следует ли по неотделимым улучшениям начислять амортизацию? Если следует, то каким образом по таким неотделимым улучшениям нужно начислять амортизацию в 2011 г.?
 
Следует.

Прежде всего отметим, что к амортизируемым относят отражаемые арендатором в виде присоединенной стоимости полученного в аренду имущества капитальные затраты арендатора в неотделимые улучшения арендованного имущества, если их не возмещает лизингодатель (подп. 12.3 п. 12 Инструкции № 37/18/6).

По расходам, отражаемым арендатором в виде присоединенной стоимости полученного по договору аренды объекта основных средств, необходимо начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем начала использования указанных улучшений (в случае капитальных затрат на неотделимые улучшения объекта) (п. 57 Инструкции № 37/18/6).

Амортизацию рассчитывают с учетом срока полезного использования, равного сроку, оставшемуся до окончания срока договора аренды, в порядке, применяемом для основного объекта аренды до выкупа, возврата или выбытия объекта.

На сумму амортизационных отчислений неотделимых улучшений, произведенных в установленном порядке в течение срока действия договора аренды, в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую запись: Д-т 20, 26, 44 и др. – К-т 02.

Отметим, что до 1 января 2011 г. амортизацию по неотделимым улучшениям следовало начислять с использованием срока полезного использования, равного нормативному сроку службы объекта аренды, линейным способом до выкупа, возврата или выбытия объекта.

Виталий Раковец, аудитор
 

Организация деятельности субъектов хозяйствования

6 (156). Организация планирует начать деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Какой порядок приема наличных денежных средств действует в данном случае?
 
С применением кассового оборудования, за исключением случаев, определенных подп. 2.2.5 п. 2 постановления № 18/1*.
_________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 18/1).

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом постановлением № 18/1.

При перевозке пассажиров юридические лица должны принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов:

при продаже билетов на проезд пассажиров воздушным, внутренним водным, железнодорожным транспортом, а также автобусами пригородных, междугородных, международных маршрутов в регулярном сообщении и автобусами с максимальной массой не более 5 000 кг экспрессных городских маршрутов – с применением КСА, СКС, билетопечатающих машин для автомобильного транспорта, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь*, если иное не установлено законодательными актами республики и постановлением № 18/1;
 
_________________
*  Далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Государственный реестр.

оказании услуг по перевозке пассажиров на легковых автомобилях-такси – с применением таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр (если иное не установлено законодательными актами республики и постановлением № 18/1).

Иное определено подп. 2.2.5 п. 2 постановления № 18/1. Так, организации вправе принимать наличные денежные средства без применения КСА (СКС) и платежных терминалов при продаже проездных документов, билетов, проездных билетов, пригородных билетов, абонементных билетов, международных билетов, плацкарт и доплатных квитанций, талонов, жетонов в автомобильном транспорте, на котором выполняют городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения, на станциях и остановочных пунктах государственного объединения "Белорусская железная дорога", в пунктах их продажи (при условии отсутствия продажи иных товаров).

В этих случаях прием наличных денежных средств необходимо производить с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств. При оформлении на сумму принятых наличных денежных средств первичного учетного документа, информацию об изготовлении и реализации бланка которого заносят в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках (ЭБД), отраженную в таком документе сумму принятых наличных денежных средств не включают в общую сумму принятых наличных денежных средств при оформлении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены).

Если же факт реализации услуг, указанных в подп. 2.2.5 п. 2 постановления № 18/1 и оказанных за наличные денежные средства, подтвержден документом, являющимся бланком строгой отчетности, то оформлять первичный учетный документ, информацию об изготовлении и реализации бланков которого вносят в ЭБД (в т.ч. приходного кассового ордера по окончании рабочего дня (смены)), не надо.

Организации, планирующей осуществлять прием наличных денежных средств при оказании пассажирских перевозок, также необходимо руководствоваться Инструкцией № 103*.
 
_________________
* Инструкция о порядке использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденная постановлением МНС РБ от 09.09.2004 № 103 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 103).

7 (157). Организация планирует перейти на оказание услуг по заказам граждан.

Надо ли использовать кассовый суммирующий аппарат?
 
Надо, если вид услуги отсутствует в подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1.
 
При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК). В настоящее время этот порядок регулирует постановление № 18/1.

Все организации при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг должны применять КСА, СКС, билетопечатающие машины, таксометры (далее – кассовое оборудование), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежные терминалы для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек. Исключения из данного правила перечислены в подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1.

Так, не надо применять кассовое оборудование:

– при оказании на дому услуг, в частности, выездными бригадами организаций службы быта и коммунальных услуг (подп. 2.2.12 п. 2);

– осуществлении электронной торговли, торговли с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место, выполнении работ и оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (подп. 2.2.13 п. 2);

– осуществлении обучения несовершеннолетних (подп. 2.2.15 п. 2);

– оказании разовых услуг, при которых при-ем наличных денежных средств осуществляют в кассу организации (подп. 2.2.16 п. 2);

– оказании бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену (подп. 2.2.17 п. 2);

– оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и сдаче в наем квартир (подп. 2.2.21 п. 2);

– продаже товаров (за исключением продажи товаров в розничных торговых объектах, магазинах-складах), выполнении работ, оказании услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (подп. 2.2.22 п. 2).

Таким образом, только в случаях, перечисленных в подп. 2.2 п. 2 постановления № 18/1, организации вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассового оборудования. В остальных случаях прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг нужно производить только с применением кассового оборудования.

8 (158). Организация приобрела КСА, бывший в эксплуатации.

Какой срок службы кассового оборудования действует в настоящее время?
 
Срок зависит от даты включения оборудования в Государственный реестр или от первой даты регистрации в налоговом органе.
 
С 31 марта 2010 г. действуют новые сроки использования кассового оборудования для приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также новые сроки нахождения моделей (модификаций) кассового оборудования в Государственном реестре.

Они определены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 27.03.2010 № 448/5 и постановлением Правительства РБ от 27.03.2010 № 447.

С указанной даты модели (модификации) кассового оборудования включают в Государственный реестр на срок 11 лет с даты принятия решения Госстандартом РБ о включении модели (модификации) кассового оборудования в Государственный реестр.

Действие данной нормы распространено и на модели (модификации) кассового оборудования, включенные в Государственный реестр до вступления в силу вышеназванных постановлений.

Так, КСА, билетопечатающие машины и таксометры, зарегистрированные в налоговом органе в течение 5 лет с даты включения их моделей (модификаций) в Государственный реестр, можно применять в течение 6 лет с даты первой регистрации КСА, билетопечатающих машин и таксометров в налоговом органе. Если же эти 5 лет истекли – до наступления одного из следующих обстоятельств:
 
– исключения их моделей (модификаций) из Государственного реестра;

– истечения 6 лет с даты первой регистрации КСА, билетопечатающих машин и таксометров в налоговом органе.

На примере вышеизложенное будет выглядеть следующим образом.

Пример

Организация (продавец) в 2010 г. приобрела и зарегистрировала в налоговом органе кассовый аппарат, модель которого включена в Государственный реестр в 2006 г. То есть выполнено одно из условий – аппарат зарегистрирован в течение 5 лет с момента его включения в Государственный реестр. Таким образом, организация может использовать этот КСА в течение 6 лет – до 2016 г. Однако в 2011 г. она решила продать данный аппарат. Покупатель, несмотря на то что также зарегистрирует приобретенный КСА в налоговом органе, сможет использовать его до 2016 г., но в течение оставшихся 5 лет.
 
Напомним, что отсчет срока использования аппарата начинают с его первой регистрации в налоговом органе.

9 (159). Можно ли на автомобильной заправочной станции (АЗС) использовать для приема наличных денежных средств при реализации нефтяного жидкого топлива фискальный регистратор "Штрих-ФР-К"?
 
Нет.

Организации должны использовать модели (модификации) кассового оборудования в соответствии с областями применения, определенными Государственным реестром (п. 5 Инструкции № 103).

В Государственном реестре, утвержденном постановлением Госстандарта РБ от 30.06.2010 № 35, область применения фискального регистратора "Штрих-ФР-К" определена как торговля, сфера услуг (кроме транспортных, банков, связи, автозаправочных станций).

Таким образом, действующее законодательство не допускает применения фискального регистратора "Штрих-ФР-К" для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь на АЗС.

Требования к кассовому оборудованию, применяемому на автозаправочных станциях, установлены Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.6-2002 "Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым на автозаправочных станциях".

Напомним, что модели (модификации) кассового оборудования, применяемые организациями, должны быть включены в Государственный реестр при их соответствии государственным стандартам (подп. 2.1 и 2.4 п. 2 постановления № 18/1). Функции ведения Государственного реестра возложены на Госстандарт РБ (п. 1 постановления № 18/1).

Ведение Государственного реестра и включение в него моделей (модификаций) кассового оборудования, в т.ч. применяемого на АЗС, осуществляет Госстандарт РБ (Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2002 № 738).

Наталья Рощина, экономист
 

10 (160). Организация осуществляет оптовую торговлю алкогольной продукцией и имеет кредиторскую задолженность перед поставщиком. У поставщика алкогольной продукции, в свою очередь, есть задолженность перед бюджетом по налогам.

Может ли организация в соответствии с законодательством погасить кредиторскую задолженность перед поставщиком посредством уплаты за него налогов в бюджет и проведения взаимозачета?
 
Может при соблюдении определенных обстоятельств.

Порядок расчетов при оптовой торговле алкогольной продукцией регламентирован ст. 25 Закона РБ от 27.08.2008 № 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее – Закон № 429-З).

Так, при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом расчеты осуществляют на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок.

Исключение составляют сделки, при которых за поставленные алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт расчеты осуществляют со счетов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, на которых находятся денежные средства, предоставленные данными банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями в качестве кредита покупателю этих продукции и спирта, а также со счетов органов государственного казначейства (п. 1 ст. 25 Закона № 429-З).

По указанным продукции и спирту запрещены сделки, предусматривающие уступку требования, перевод долга, мену, оплату посредством выдачи или передачи ценной бумаги, отступного, прекращения обязательств зачетом и новацией (исключение – сделки мены, которые осуществляют производители этих продукции и спирта в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары).

При взаимозачете налогов законодательством установлено следующее исключение из общего правила расчетов. Допускается прекращение обязательств по оплате поставленных алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта при проведении взаимозачетов налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком – поставщиком этих продукции и спирта, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, бюджетных организаций, находящихся в их ведении либо подчинении, а также иных распорядителей (получателей) бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, перед этим плательщиком (иным обязанным лицом).

То есть если поставщик алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта имеет задолженность перед бюджетом по уплате налогов, сборов (пошлин), а покупателем является организация, которая должна оплатить поставщику за поставленную продукцию за счет средств бюджета, то возможно проведение взаимозачетов налогов, сборов, пошлин, подлежащих уплате поставщиком, и финансовых обязательств организации.

Таким образом, прекращение обязательств по оплате поставленной алкогольной продукции путем взаимозачета налогов, подлежащих уплате поставщиком этой продукции, возможно в том случае, если финансовые обязательства организации перед этим поставщиком подлежат оплате за счет средств бюджета.

В иных случаях погашение кредиторской задолженности перед поставщиком посредством уплаты за него налогов в бюджет и проведения взаимозачета является нарушением нормы, определенной в части второй п. 1 ст. 25 Закона № 429-З.

За нарушение порядка расчетов при оптовой торговле алкогольной продукцией установлена ответственность (подп. 2.11 п. 2 Декрета Президента РБ от 09.09.2005 № 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта"). Так, расчеты между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, прекращение обязательств юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей при оптовой торговле алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом с нарушением законодательства влекут наложение штрафа на каждого участника сделки в размере суммы проведенных расчетов, прекращенных обязательств.

11 (161). В казино физическое лицо выиграло денежную сумму.

Рассмотрим вопросы, возникшие в этой ситуации.

11.1. Обязан ли администратор игорного заведения при выплате выигрыша требовать у физического лица паспорт? Может ли являться основанием для выплаты иной документ, удостоверяющий личность физического лица (например, водительское удостоверение)?
 
Обязан.

Организаторы азартных игр должны выплачивать денежные выигрыши только при предъявлении игроком документов, удостоверяющих его личность (п. 21 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Положение № 9)).

В настоящее время документами, удостоверяющими личность, являются:

– паспорт гражданина Республики Беларусь;

– вид на жительство в Республике Беларусь;

– удостоверение беженца.

Вышеизложенное установлено подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 03.06.2008 № 294 "О документировании населения Республики Беларусь". Какие-либо иные документы законодательством не определены.

Таким образом, администратор игорного заведения при выплате выигрыша обязан требовать у физического лица именно паспорт.

11.2. Следует ли организации удержать подоходный налог с суммы выигрыша физического лица или нужно направить сведения о такой сумме в налоговый орган по месту жительства физического лица для исчисления и предъявления к уплате суммы подоходного налога с суммы полученного денежного выигрыша?
 
Выигрыш не подлежит обложению подоходным налогом.

Не облагают подоходным налогом с физических лиц доходы плательщиков в виде выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих игорный бизнес в порядке, установленном законодательством (подп. 1.23 ст. 163 НК).

На территории Республики Беларусь разрешено осуществление следующих видов:

1) игорного бизнеса (п. 3 Положения № 9):

– содержание букмекерской конторы;

– содержание зала игровых автоматов;

– содержание казино;

– содержание тотализатора;

2) азартных игр (п. 4 Положения № 9):

– букмекерская игра;

– игра в карты;

– игра в кости;

– игра на игровых автоматах;

– игра тотализатора;

– цилиндрические игры (рулетка).

Таким образом, если физическое лицо получило выигрыш от организации, осуществляющей игорный бизнес (азартные игры) в порядке, установленном законодательством, то данный выигрыш не подлежит обложению подоходным налогом. Игорное заведение также не должно направлять сведения о сумме выигрыша в налоговый орган по месту жительства физического лица.

Ольга Щурок

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.