AA

«Транзитная» форма торговли: кто кому продает и кто перевозит?

Сам термин «транзитная форма торговли» законодательно не определен. Однако в случае, когда организация доставляет товар непосредственно покупателю после его приобретения у продавца без заезда (завоза) на свой склад, у организаций возникают вопросы, связанные с документальным оформлением перемещения товаров и оплатой услуг по перевозке. На примере ситуации из практики автор дает ответы на возникающие вопросы.

Ситуация. Реализация товара транзитом

Организация «А» – первый грузоотправитель, является заказчиком автомобильной перевозки и оплачивает транспортную работу привлеченного перевозчика.

Организация «Б» – первый покупатель (выступает продавцом по отношению к организации «С»).

Организация «С» – конечный покупатель товара.

Может ли организация «А» выписывать покупателю «Б» ТН-2 при отгрузке товара, а покупатель «Б» в свою очередь – ТТН-1 с указанием заказчика перевозки организации «А», если это предусмотрено договором поставки с организациями «А» и «Б»?

Правомерны ли будут оплата за услуги транспорта и включение их в затраты в организации «А» при таком документальном оформлении?

Правомерна ли выписка организацией «А» ТН-2 в адрес организации «Б» при реализации ею, например, 5 т продукции, с учетом того, что организация «Б» сразу выписывает несколько ТТН-1 в адрес нескольких покупателей?

Разъяснения эксперта

1. Выбираем между накладными: ТН или ТТН

Случаи оформления ТТН |*| и ТН определены в п. 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58).

* Информация по оформлению хозяйственных операций ТТН

Накладная ТТН-1 заполняется:

– при внутриреспубликанских автомобильных перевозках по договорам автомобильной перевозки груза, в т.ч. при доставке товаров покупателям интернет-магазинов. Исключение – случаи, установленные п. 23 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970);

– внутриреспубликанских автомобильных перевозках для собственных нужд, в т.ч. при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выездом на автомобильные дороги общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином Республики Беларусь не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов.

Накладная ТН-2 заполняется:

– при международных автомобильных перевозках товаров за пределы территории Республики Беларусь;

– перемещении товаров без участия автомобильного транспорта, в т.ч. при доставке товаров в (из) другие (других) организации (организаций), покупателям интернет-магазинов, а также при внутреннем перемещении товаров с выходом на земли общего пользования, если для документального оформления такого внутреннего перемещения республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином Республики Беларусь не установлены иные виды и (или) формы первичных учетных документов |*|.

* Информация о документальном оформлении поставки товара нерезиденту 

В настоящее время выбор накладной, которой должна оформляться хозяйственная операция, не зависит:

– от вида товарно-материальных ценностей;

– их количества;

– веса ТМЦ;

– габаритов ТМЦ и т.п.

Основным фактором, который влияет на выбор формы накладной (ТТН либо ТН), является исключительно факт того, что с участием либо без участия автомобильного транспорта перемещаются ТМЦ. Исключение – международные автомобильные перевозки грузов, где наряду с международной товарно-транспортной накладной (CMR) оформляется ТН-2.

На основании вышеизложенного при внутриреспубликанских перевозках грузов оформляется:

– товарно-транспортная накладная ТТН-1 – если перемещение груза осуществляется с участием автомобильного транспорта;

– товарная накладная ТН-2 – если груз перемещается без участия автомобильного транспорта.

Также накладная ТН-2 оформляется, если ТМЦ списываются у грузоотправителя и оприходуются у грузополучателя, но физического перемещения таких ТМЦ не происходит (они продолжают оставаться в том же месте хранения (нахождения)).

2. Оформляем накладную при транзитной форме торговли

В рассматриваемой ситуации организация при решении вопроса о порядке документального оформления перемещения товаров должна руководствоваться следующими требованиями законодательства.

Во-первых, накладная ТТН-1 оформляется грузоотправителем в 4 экземплярах:

– первый, третий и четвертый экземпляры передаются лицу, принявшему товар к перевозке;

– первый экземпляр предназначен грузополучателю;

– второй экземпляр остается у грузоотправителя;

– третий и четвертый экземпляры предназначены перевозчику. Третий экземпляр является основанием для расчетов за оказанные транспортные услуги (третий экземпляр перевозчик может передать заказчику автомобильной перевозки), а четвертый – для учета транспортной работы (п. 3 Инструкции № 58).

Таким образом, товарно-транспортную накладную при реализации ТМЦ оформляет грузоотправитель, который вступает в договорные отношения с перевозчиком и оплачивает транспортную работу. Таким грузоотправителем в рассматриваемой ситуации является организация «А».

Во-вторых, в строке «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» накладной ТТН-1 указываются наименование и адрес организации, производящей оплату по договору автомобильной перевозки груза (п. 2 Инструкции № 58). Такой организацией в рассматриваемой ситуации также является организация «А».

Если заказчиком автомобильной перевозки является грузоотправитель или грузополучатель, в накладной ТТН-1 вместо адреса и наименования организации допускается указывать слова «Грузоотправитель» или «Грузополучатель» соответственно. При отсутствии договора автомобильной перевозки груза строка «Заказчик автомобильной перевозки (плательщик)» не заполняется.

Заказчиком автомобильной перевозки может являться:

– грузоотправитель;

– грузополучатель;

– экспедитор (п. 5 Правил № 970).

Заключение договора об автомобильной перевозке груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа установленной формы (п. 8 Правил № 970). Окончательный расчет за автомобильную перевозку грузов производится ее заказчиком на основании счета за выполненную автомобильную перевозку автомобильным перевозчиком. Основанием для выписки этого счета служит:

– товарно-транспортная накладная;

– в случае создания товарно-транспортной накладной в виде электронного документа – реестр товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов;

– при обслуживании на условиях почасовой оплаты – данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем) (п. 99 Правил № 970).

Таким образом, в товарно-транспортной накладной и в соответствии с Инструкцией № 58 и Правилами № 970 либо в качестве грузоотправителя, либо в качестве грузополучателя должна быть указана организация, которая заключает договор автомобильной перевозки и оплачивает транспортную работу.

При так называемой транзитной форме оптовой торговли, т.е. в случаях, когда организация доставляет товар непосредственно покупателю после его приобретения у продавца без заезда на свой склад (в т.ч. в случае его наличия), такая организация должна выписать конечному покупателю товарную накладную.

Важно! В строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» накладной ТТН-1 указываются фактические адреса (месторасположение) пунктов погрузки и разгрузки соответственно (п. 2 Инструкции № 58) |*|, которые могут не совпадать с юридическими адресами (местонахождением) грузоотправителя и (или) грузополучателя.

* Информация по оформлению перезагрузки груза 

С учетом вышеизложенных требований законодательства, порядок оформления накладных должен быть следующим (см. таблицу):

––––––––––––
* Возможны оба варианта.

Вывод

С учетом информации, изложенной в ситуации, более правильным будет следующий вариант оформления накладных:

1) организация «А» (первый продавец, заказчик автомобильной перевозки, оплачивающий транспортную работу) должна выписать в адрес организации «Б» (первый покупатель) товарно-транспортную накладную ТТН-1, в которой:

– грузоотправителем будет выступать организация «А»;

– грузополучателем – организация «Б»;

– местом погрузки будет склад организации «А», на котором фактически осуществлялась погрузка товара;

– местом разгрузки – склад (либо иное место хранения) организации «С» (конечный покупатель, не вступающий в договорные отношении с перевозчиком);

– в качестве заказчика автомобильной перевозки (плательщика) будет указана организация «А»;

2) организация «Б» оформляет в адрес организации «С» товарную накладную ТН-2.

При ином варианте документального оформления, когда организация «А» (первый продавец, заказчик автомобильной перевозки, оплачивающий транспортную работу) будет оформлять в адрес организации «Б» (первый покупатель) товарную накладную ТН-2, у организации «А» возникнут проблемы:

– с подтверждением факта оказания ей услуг по перевозке, так как в оформленной накладной ТН-2 будет отсутствовать информация о перевозчике;

– отсутствием у нее документов, являющихся основанием для оплаты транспортной работы (так как даже в случае представления организации «А» третьего экземпляра оформленной организацией «Б» в адрес организации «С» ТТН-1, организация «А» не будет фигурировать в такой накладной в качестве грузоотправителя);

– возможностью документального подтверждения и обоснования включения в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, стоимости услуг перевозчика по причине отсутствия подтверждающих документов.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup