Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (48). Организация арендует складское помещение у юридического лица – резидента РБ на протяжении ряда лет. В соответствии с учетной политикой арендатор определяет выручку от реализации "по отгрузке". В декабре 2009 г. по обоюдному согласию арендодателя и арендатора принято решение об увеличении размера арендной платы за прошлые годы (2006–2009 гг.).

Вправе ли организация-арендатор в этой ситуации принять к вычету дополнительно предъявленную арендодателем сумму НДС?
 
Вправе.
 
В 2009 г. в случае уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавцов на сумму оборотов по реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшались (увеличивались) обороты по реализации того налогового периода, в котором произошло уменьшение или увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, а у покупателей в этом налоговом периоде производилась соответствующая корректировка налоговых вычетов (п. 12 ст. 12 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (далее – Закон)). У плательщиков, определявших выручку от реализации "по отгрузке", вычет предъявленных сумм налога осуществлялся после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета. Вычет уплаченной суммы НДС производился на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими покупателям (ст. 16 Закона).

Таким образом, организация-арендатор в связи с изменением размера арендной платы за предыдущие годы вправе принять к вычету соответствующие суммы НДС в 2009 г. на основании выписанного арендодателем счета-фактуры по НДС после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок.

Аналогичные нормы законодательства предусмотрены и в Особенной части Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – НК), вступившей в силу с 1 января 2010 г. Покупатели, приобретавшие товары (работы, услуги), имущественные права, по которым продавцом – плательщиком в Республике Беларусь неправильно указана сумма НДС, принимают к вычету сумму налога, выделенную продавцом в первичных учетных документах, за исключением исправления указанных сумм НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. Плательщики, неправильно выделившие в первичных учетных документах ставку и сумму НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы, а также плательщики, приобретавшие у них эти товары (работы, услуги), имущественные права, исчисляют и уплачивают в бюджет и соответственно принимают к вычету сумму НДС, выделенную продавцом в первичных учетных документах при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением исправления ставки и суммы НДС на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. Корректировка продавцом исчисленной суммы НДС, а покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце составления и подписания акта сверки расчетов между продавцом и покупателем (ст. 105 НК).

Учитывая приведенные нормы, организация-арендатор имеет право внести изменения в суммы налоговых вычетов за предыдущие годы как по законодательству 2009 г., так и по законодательству 2010 г. на основании акта сверки расчетов между продавцом и покупателем.
 

2 (49). Организация оптовой торговли (резидент РБ) заключила бартерный договор, по условиям которого в адрес резидента РФ в феврале 2010 г. отгружается товар белорусского производства в обмен на получение товара из Российской Федерации.

В каком порядке следует отражать в бухгалтерском учете реализацию и оприходование товара по данной хозяйственной операции и определять налоговую базу для исчисления НДС?

Отражение реализации по товарообменным операциям должно производиться по учетной цене товарообменной операции, а оприходование поступивших товаров – исходя из стоимости отгруженных товаров. Налогообложение при совершении товарообменных операций производится в установленном законодательством порядке по мере отражения стоимости товаров на счетах реализации и финансовых результатов. Данный порядок определен Инструкцией о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утвержденной постановлением Минфина и МНС РБ от 03.05.2008 № 78/49.

Статьей 95 НК предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации взимание НДС должно осуществляться налоговыми органами в соответствии с НК и актами Президента РБ, а также действующими международными договорами. С учетом приведенной нормы для целей уплаты НДС при ввозе товаров из Российской Федерации налоговая база должна определяться на дату принятия на учет ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством) как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров; подлежащих уплате акцизов. Данное условие определено разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося приложением к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

Налоговая база по НДС определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При определении налоговой базы по НДС по договорам, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав за иностранную валюту, пересчет иностранной валюты в белорусские рубли производится по официальному курсу Нацбанка РБ, установленному на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов, оплаты (ст. 97 НК).

С учетом вышеизложенного момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по товарообменной операции должен определяться как день обмена товарами, т.е. как дата совершения каждой отгрузки товара и применения курса Нацбанка РБ на эту дату.

Ирина Петрович, аудитор
 

3 (50). Организация, оказывающая стоматологические услуги, арендует у физического лица нежилое помещение под стоматологический кабинет.

Должна ли организация в этом случае уплачивать налог на недвижимость по арендуемому помещению?
 
Должна.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица с учетом особенностей, установленных ст. 184 НК (см. ст. 183 НК).

По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) (п. 1 ст. 184 НК).

В отношении зданий и сооружений социально-культурного назначения в НК предусмотрена льгота: освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения социально-культурного назначения местных Советов депутатов и организаций (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).

Следует учитывать, что указанная льгота не распространяется на здания и сооружения социально-культурного назначения, принадлежащие физическим лицам. Поэтому организация по арендуемому у физического лица нежилому помещению должна уплачивать налог на недвижимость в установленном НК порядке.

Аналогичный порядок действовал и в 2009 г.
 

4 (51). Организация, расположенная в Минском районе, 29 декабря 2008 г. купила и оприходовала на баланс здание, расположенное в г. Минске. Налоговая декларация по налогу на недвижимость за 2009 г. и уплата налога были произведены в инспекцию по месту регистрации плательщика.

30 ноября 2009 г. организация представила уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость за 2009 г. в инспекцию по Минскому району с выделением недвижимости, расположенной в г. Минске. Инспекция по Минскому району в декабре 2009 г. перечислила сумму налога на недвижимость по зданию, расположенному в г. Минске, в инспекцию по месту нахождения здания. Эта инспекция начислила организации пеню за несвоевременную уплату налога в бюджет в размере 1 млн. руб.

Правомерны ли в данном случае действия налоговой инспекции по г. Минску?
 
Нет.

Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 37 НК).

Пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (п. 1 ст. 52 НК).

Таким образом, в случае, если причитающиеся суммы налога на недвижимость были уплачены организацией в установленные законодательством сроки, пени при данных обстоятельствах не начисляются.

Иван Данилов, экономист
 

УЧЕТ ТМЦ

5 (52). Постановление Минфина РБ от 05.06.2003 № 91 с 1 января 2010 г. утратило силу. У организации на 1 января 2010 г. имеются неиспользованные бланки счетов-фактур.

Каким образом списать их стоимость?

Постановлением Минфина РБ от 02.12.2009 № 145 с 1 января 2010 г. признаются утратившими силу постановление Минфина РБ от 05.06.2003 № 91 "Об утверждении бланка счета-фактуры по налогу на добавленную стоимость формы СФ-1 и Инструкции о порядке его заполнения" (далее – постановление № 91), а также ряд постановлений Минфина о внесении изменений и дополнений в него.

Таким образом, с 1 января 2010 г. отменена обязанность выписки счетов-фактур формы СФ-1 исполнителями работ, услуг.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с выбытием (ликвидацией, списанием и др.) принадлежащих организации активов, предназначен счет 91 "Операционные доходы и расходы" (Типовой план счетов и Инструкция по его применению, утвержденные постановлением Минфина РБ от 30.05.2009 № 89).

Стоимость остатков бланков счетов-фактур формы СФ-1, не использованных до 1 января 2010 г., списывается в 2010 г. в состав операционных расходов. В бухгалтерском учете указанное списание отражается записью:

Д-т 91 "Операционные доходы и расходы" – К-т 10 "Материалы",

одновременно

К-т 006 "Бланки строгой отчетности".

В письме Минфина и МНС РБ от 04.01.2010 № 15-13/3/2-1-8/3 "О счетах-фактурах СФ-1" (далее – Письмо) сказано, что при списании стоимости остатков бланков счетов-фактур формы СФ-1, не использованных до 1 января  2010 г., в учетной политике организации на 2010 г. целесообразно определить период их списания. Это можно сделать следующим образом:

"Стоимость остатков бланков счетов-фактур СФ-1, числящихся на 1 января 2010 г., списывается на операционные расходы и с забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности" в январе 2010 г.";

или "Стоимость остатков бланков счетов-фактур СФ-1, числящихся на 1 января 2010 г., списывается на операционные расходы и с забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности" в течение 2010 г. ежемесячно равными долями в размере ________";

или "Стоимость остатков бланков счетов-фактур СФ-1, числящихся на 1 января 2010 г., списывается на операционные расходы и с забалансового счета 006 "Бланки строгой отчетности" в течение первых двух месяцев 2010 г. равными долями в размере _________".

Также Письмом установлено, что сумма входящего НДС в части приобретенных бланков счетов-фактур формы СФ-1, не принятого к вычету, отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Д-т 91 "Операционные доходы и расходы" – К-т 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам".

В состав внереализационных расходов включаются другие расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.27 п. 3 ст. 129 НК).

Объектами обложения НДС не признаются обороты по прочему выбытию товаров, стоимость которых по законодательству включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или во внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, дохода, облагаемого подоходным налогом с физических лиц. Данная норма предусмотрена подп. 2.6 п. 2 ст. 93 НК.

В целях налогообложения стоимость остатков бланков счетов-фактур формы СФ-1 включается в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. При списании остатков неиспользованных бланков счетов-фактур формы СФ-1 объект обложения НДС отсутствует.

Анна Крупнова, заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор
 

УЧЕТ ДИВИДЕНДОВ

6 (53). По итогам деятельности организации за 2009 г. получена прибыль, часть которой будет направлена на выплату дивидендов.

На каком счете бухгалтерского учета должны быть отражены суммы дивидендов, начисленные учредителям предприятия по итогам работы за 2009 г.?

На счете 75 "Расчеты с учредителями" обобщается информация обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации (акционерами акционерного общества, участникамиполного товарищества, членами кооператива и т.п.): по вкладам в уставный фонд организации, по выплате доходов (дивидендов) и др. Это установлено Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (с изменениями и дополнениями).

На субсчете 75-2 "Расчеты по выплате доходов" учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов. При начислении доходов от участия в организации составляются проводки:

Д-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Общая нераспределенная прибыль", – К-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Отчисления учредителям";

Д-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Отчисления учредителям", – К-т 75.

При этом начисление доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитывается на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и отражается записью:

Д-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет "Отчисления учредителям", – К-т 70.

При выплате доходов в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т 75, 70 – К-т 50, 51, 52.

При выплате доходов от участия в организации товарами, продукцией, работами, услугами этой организации, ценными бумагами и т.п. в бухгалтерском учете составляются проводки:

Д-т 75, 70 – К-т 90, 91.

Если учредителями организации являются физические лица, то исчисленный на основании требований гл. 16 НК подоходный налог отражается записью:

Д-т 75, 70 – К-т 68.

В случае если учредителями организации являются юридические лица – резиденты и (или) нерезиденты РБ, то исчисленные в соответствии с требованиями гл. 14 и (или) гл. 15 НК налог на прибыль и (или) налог на доходы отражаются следующим образом:

Д-т 75 – К-т 68.

Анна Крупнова, заместитель начальника управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор
 

ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН

7 (54). Денежные средства ассоциации стоматологов (общественная организация) формируются исключительно за счет членских взносов врачей-стоматологов. Периодически ассоциацией проводятся конференции, семинары и иногда приобретаются символические подарки (сувениры) для поздравления ее членов – врачей-стоматологов, не являющихся работниками ассоциации. На таких мероприятиях раздаются также ручки, блокноты, календари (раздаточные материалы).

Следует ли включать стоимость сумм таких подарков и расходы на приобретение раздаточных материалов в объект для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)?
 
Не следует.

В данном случае отсутствует объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН. Объясняется этот вывод следующим.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

– граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

– индивидуальные предприниматели (кроме указанных в абзацах четвертом и восьмом части второй ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (с изменениями и дополнениями)), а также частные нотариусы;

– осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;

– неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного ст. 11 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении", получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, в приведенной ситуации объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН отсутствует, так как указанная категория получателей не состоит в трудовых отношениях с ассоциацией и не выполняет каких-либо работ и услуг.

Следовательно, на стоимость сумм указанных подарков (сувениров), а также на сумму расходов, связанных с приобретением раздаточных материалов (ручки, блокноты, календари) для проведения конференций и семинаров для членов ассоциации стоматологов, не являющихся ее работниками, обязательные страховые взносы в ФСЗН начислять не надо.

8 (55). Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения на сумму командировочных расходов, выплаченных государственным служащим, исполняющим обязанности представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, при служебных командировках в пределах Республики Беларусь?
 
Не следует.

Представитель государства, являющийся работником, в т.ч. государственным служащим, органа, осуществляющего владельческий надзор, выполняет свои полномочия на основании трудового договора (контракта) по основному месту работы. Иные граждане Республики Беларусь выполняют полномочия представителя государства на основании гражданско-правового договора, заключенного ими с органом, осуществляющим владельческий надзор. Такой порядок установлен Положением о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 16.05.2008 № 694 (с изменениями и дополнениями; далее – Положение о представителях государства).

Возмещение расходов при служебных командировках государственных служащих, исполняющих обязанности представителей государства, производится нанимателем по месту их основной работы согласно установленным законодательством нормам (п. 16 Положения о представителях государства).

Указанные расходы, если уставом общества или решением общего собрания его участников предусмотрена их компенсация, возмещаются нанимателю, направившему в командировку данного представителя государства, путем перечисления израсходованных сумм на его текущий счет в течение 5 рабочих дней после получения представления нанимателя о возмещении расходов на служебную командировку.

Условия, порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь определяет Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.04.2000 № 35 (с изменениями и дополнениями).

Данные суммы расходов следует относить к п. 6 Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями).
 
Справочно: в п. 6 названного перечня перечислены компенсации, предусмотренные законодательством РБ (кроме компенсаций, выплачиваемых за неиспользованный трудовой отпуск; вместо предупреждения о предстоящем высвобождении; за особые условия труда); суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Владимир Грихутик, начальник контрольно-ревизионного отдела Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
 

9 (56). В представительстве иностранной организации оплата труда работников производится в иностранной валюте.

Какой курс пересчета в белорусские рубли следует применять для исчисления отчислений в Фонд социальной защиты населения, если срок выплаты заработной платы работникам – не позднее 10-го числа каждого месяца?

Ответ на заданный вопрос содержится в письме Минского городского управления Фонда социальной защиты населения от 26.01.2010 № 33.11-12/137, направленном в адрес одного из субъектов хозяйствования:

"…В соответствии с п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40, плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. Плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, для расчета отчислений в Фонд социальной защиты населения фактически начисленная в иностранной валюте заработная плата пересчитывается в денежные единицы Республики Беларусь по курсу Национального банка на дату ее получения. Датой получения считается рабочий день, предшествующий дню получения денежных средств на выплату заработной платы в банке и перечисления страховых взносов. Принимая во внимание срок выплаты заработной платы на вашем предприятии, платежное поручение должно представляться в банк не позднее 10-го числа месяца с применением курса валюты для исчисления взносов в Фонд на 9-е число".
 
 
ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

10 (57). В каких размерах уплачивается госпошлина за совершение действия с лицензиями на осуществление деятельности в области таможенного дела в 2010 г.?

До 1 января 2010 г. вопросы взимания государственной пошлины за совершение действий с лицензиями регламентировались Законом РБ от 10.01.1992 № 1394-XII "О государственной пошлине" и в соответствии с приложением 9 к данному Закону государственная пошлина уплачивалась в следующих размерах:

1) выдача лицензии – 8 базовых величин;

2) продление лицензии, выдача дубликата лицензии, внесение в лицензию изменений и (или) дополнений – 4 базовые величины.

С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса РБ (далее – НК) и Закон РБ"О государственной пошлине" утратил силу.

Вопросы уплаты государственной пошлины за совершение действий с лицензиями на осуществление деятельности в области таможенного дела регулируются гл. 27 НК, а ставки государственной пошлины в данном случае содержатся в приложении 22 к НК (пп. 42 и 43).

Размеры ставок с 1 января т.г. не изменились.

На основании ст. 259 НК плательщику может производиться полный или частичный возврат государственной пошлины, если:

1) государственная пошлина уплачена в большем размере;

2) плательщик, уплативший государственную пошлину, отказывается от совершения юридически значимого действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, до его совершения или до обращения в соответствующий государственный орган (т.е. плательщик отказывается от совершения действия с лицензией).

В данном случае плательщику производится возврат 90 % уплаченной государственной пошлины (подп. 2.2 ст. 259 НК);

3) плательщику отказано в совершении являющегося объектом обложения государственной пошлиной юридически значимого действия, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов (т.е. плательщику отказано ГТК РБ в совершении действий с лицензией).

Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.