Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

Наталья Кондакова, канд. экон. наук, доцент, аудитор
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (201). Какие обороты следует отражать в 2011 г. в стр. 3 налоговой декларации (расчета) по НДС со ставкой 18 %?
 
В ней отражают обороты в 3 ситуациях.

Прежде всего отметим следующее. Ставку НДС в размере 18 % не применяют по товарам, отгруженным с 1 января 2010 г., независимо от даты их оплаты (п. 10 ст. 103 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК). При этом обороты по реализации со ставкой НДС 18 % могли быть отражены в налоговой декларации и после отмены указанной ставки, если плательщик работал в 2009 г. по оплате, отгрузил товары в 2009 г., а после 1 января 2010 г. поступила оплата либо истек 60-й день. Однако такие случаи невозможны в 2011 г.

Рассмотрим все ситуации, когда ставка НДС в размере 18 % может быть применена в 2011 г.

I. Напомним, что налоговую базу по НДС необходимо увеличивать на суммы, фактически полученные:

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Такая норма приведена в п. 18 ст. 98 НК.

Указанные суммы, увеличивающие налоговую базу, следует облагать НДС по той же ставке, что и оборот, к которому они относятся. Их отражают в соответствующей строке налоговой декларации (ст. 102 НК и подп. 10.1 п. 10 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82).

Таким образом, при поступлении в 2011 г. от покупателей (заказчиков) сумм штрафных санкций за нарушение условий договора, по которому в свое время были реализованы объекты со ставкой 18 %, данная сумма санкций должна быть обложена НДС по ставке 18 %. Ее следует отразить в 2011 г. в стр. 3 налоговой декларации в том отчетном периоде, в котором она поступила.
 
Д-т 51 – К-т 92

– на сумму санкций, полученных от покупателей (заказчиков) за нарушение условий договора;

Д-т 92 – К-т 68

– на сумму НДС, исчисленного по ставке 18 %, если санкции поступили за нарушение условий договора, по которому реализованы объекты со ставкой НДС 18 %*.
 
_________________
* Здесь и далее корреспонденции счетов составлены редакцией.

Важно! Сумму санкций облагают НДС у продавца объекта, если она получена от покупателя. Если санкции получает покупатель от продавца (например, за нарушение срока поставки товаров), то такую сумму санкций НДС не облагают.
 
II. В случае возврата покупателем продавцу товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавцов на сумму оборота по реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав следует уменьшить (увеличить) обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведен возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав (уменьшение или увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав) (п. 11 ст. 103 НК).

Следовательно, если товар, отгруженный со ставкой НДС 18 % в 2009 г., возвращен покупателем в 2011 г., то оборот по возврату товара с минусом нужно отразить в стр. 3 налоговой декларации по НДС в 2011 г. в том отчетном периоде, на который приходится день возврата товара.

При методе определения выручки "по оплате":

а) если выручка не поступила:

Д-т 45 – К-т 41 (43)

– методом "красное сторно" на стоимость возвращенного товара;

Д-т 97 – К-т 68

– методом "красное сторно" на сумму исчисленного ранее НДС;

б) если выручка поступила:

Д-т 76 – К-т 90

– методом "красное сторно" отражена поступившая ранее выручка;

Д-т 76 – К-т 51

– возвращены покупателем средства, полученные ранее за товар;

Д-т 90 – К-т 68

– методом "красное сторно" на сумму исчисленного ранее НДС;

Д-т 90 – К-т 41 (43)

– методом "красное сторно" на стоимость возвращенного товара.

При методе определения выручки "по отгрузке":

Д-т 62 – К-т 90

– методом "красное сторно" отражена выручка;

Д-т 90 – К-т 68

– методом "красное сторно" на сумму исчисленного ранее НДС;

Д-т 90 – К-т 41 (43)

– методом "красное сторно" на стоимость возвращенного товара.

III. И еще один случай, когда в 2011 г. может быть задействована стр. 3 налоговой декларации по НДС.

При получении документов после отражения оборотов по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации товаров с применением ставки НДС в размере 0 % отражают (с одновременным уменьшением ранее отраженных оборотов по этим товарам) в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документов, либо того отчетного периода, в котором получены документы (п. 2 ст. 102 НК).

При подтверждении плательщиком обоснованности применения по товарам (работам, услугам) ставки НДС в размере 0 % по истечении установленного законодательством срока (в случаях, определенных пп. 2, 8 и 9 ст. 102 НК) производят уменьшение по соответствующим строкам разд. I ранее отраженных оборотов по реализации этих товаров (работ, услуг) и одновременное их отражение в стр. 7 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по НДС того отчетного периода, срок представления которой следует после получения подтверждения, либо того отчетного периода, в котором получено подтверждение (подп. 10.13 п. 10 Инструкции № 82). Рассмотрим сказанное на примере.

Пример

Товар был отгружен на экспорт в 2009 г. и по истечении 60-дневного (90-дневного) срока был отражен в налоговой декларации по НДС с применением ставки 18 % в связи с отсутствием подтверждающих документов. Подтверждение экспорта получено в 2011 г. В 2011 г. в порядке, изложенном выше, оборот по реализации товара следует исключить из стр. 3 (т.е. отразить в ней со знаком "минус") и перенести в стр. 7.
 
Важно! Обращаем внимание на распространенную ошибку, допускаемую бухгалтерами в применении ставки НДС 18 %.

Некоторые бухгалтеры полагают, что если товар приобретен до 1 января 2010 г. со ставкой НДС 18 %, а реализован в 2011 г. либо в 2011 г. произошло его прочее выбытие (недостача, хищение и т.п.) или безвозмездная передача, то НДС по этим оборотам также нужно исчислить по ставке 18 %. Напоминаем, что ставку НДС в размере 20 % применяют по товарам, отгруженным с 1 января 2010 г. То есть продажу, прочее выбытие, безвозмездную передачу товара в 2011 г. нужно облагать НДС по ставке 20 % независимо от того, что указанный товар был приобретен со ставкой 18 %.

Наталья Нехай, экономист
 
2 (202). Субъект валютных операций – резидент РБ заключил импортный внешнеторговый договор на поставку товара с нерезидентом 1. За резидента оплату по данному договору осуществляет нерезидент 2 путем предоставления ему займа. Деньги были пере-числены сразу на счет продавца – нерезидента 1. Займодавец зарегистрирован в оффшорной зоне.

Правомерны ли данные расчеты? Надо ли при возврате займа уплачивать оффшорный сбор?
 
Расчеты правомерны. Уплачивать оффшорный сбор не нужно при соблюдении определенных условий.

При импорте расчеты по внешнеторговым операциям должны быть осуществлены только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами (подп. 1.10 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций").
 
Д-т 60 – К-т 66 (67)

– произведена оплата нерезидентом 2 нерезиденту 1 за поставленный товар для резидента РБ путем предоставления займа последнему.

Освобождено от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором (подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) расчеты по импортному внешнеторговому договору со счета нерезидента 2 на счет нерезидента-продавца правомерны;

2) при наличии подтверждающих документов (договора займа и документов о поступлении товаров, получении охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнении работ, оказании услуг, оплаченных за счет займа, привлеченного без поступления на счет заемщика в банке на основании соответствующего разрешения Нацбанка РБ, а также разрешения Нацбанка РБ на проведение валютной операции, связанной с движением капитала) уплачивать оффшорный сбор не нужно. Обоснованием являются: Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46; Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72; Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.01.2008 № 15; письмо Нацбанка РБ от 13.01.2011 № 21-18/5 "О контроле банков за проведением клиентами платежей в пользу нерезидентов за счет купленной иностранной валюты".

3 (203). Субъект валютных операций – резидент РБ приобретает товар у физического лица – нерезидента (резидента Катара). Перечисление денежных средств будет осуществлено на счет в банке Катара.

Нужно ли уплачивать оффшорный сбор в данной ситуации?
 
Не нужно.

Перечень оффшорных зон – государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, утвержден Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 353 (далее – Указ № 353). Катар на основании норм Указа № 353 не является оффшорной зоной, поэтому уплачивать оффшорный сбор не нужно.

4 (204). Субъект валютных операций – резидент РБ заключил экспортный внешнеторговый договор на поставку товара с резидентом оффшорной зоны. Предоплату по договору он получил, однако поставить товар не смог. В связи с невозможностью исполнения договора стороны пришли к соглашению о возврате ранее перечисленной резиденту суммы предоплаты. Платеж будет осуществлен на счет нерезидента, открытый в оффшорной зоне.

Необходимо ли резиденту при возврате суммы предоплаты уплачивать оффшорный сбор?
 
Такой необходимости нет.

Освобождено от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором (подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК).

Таким образом, возврат субъектом валютных операций – резидентом РБ предоплаты по экспортному внешнеторговому договору резиденту оффшорной зоны не требует уплаты оффшорного сбора.

5 (205). Субъект валютных операций – резидент РБ в 2002 г. заключил импортный внешнеторговый договор с резидентом оффшорной зоны. В августе 2002 г. по данному договору был получен и ввезен на территорию Республики Беларусь товар. В силу 2-сторонней договоренности импортер получил отсрочку оплаты товара.

Необходимо ли на данный момент субъекту валютных операций – резиденту РБ при оплате задолженности по импортному внешнеторговому договору резиденту оффшорной зоны уплачивать оффшорный сбор?
 
Необходимо.

В настоящее время субъекту валютных операций – резиденту РБ для оплаты задолженности резиденту оффшорной зоны по импортному внешнеторговому договору нужно уплатить оффшорный сбор.

Для обоснования ответа рассмотрим вначале нормы ст. 232 НК. В ней сказано, что объектами обложения оффшорным сбором являются:

1) перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;

2) исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом РБ, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом РБ встречного обязательства путем перечисления на счет резидента РБ денежных средств;

3) переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент РБ и нерезидент РБ, зарегистрированный в оффшорной зоне.

Освобождено от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств (ст. 233 НК):

1) государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;

2) направляемых банками РБ в пользу нерезидентов – владельцев международных систем расчетов с использованием банковских пластиковых карточек VISA, MasterCard и American Express,
зарегистрированных в оффшорных зонах и (или) имеющих счета в этих зонах, в соответствии с заключенными договорами с указанными нерезидентами (взносы, лицензионные платежи, гарантийный депозит, платежи за оказание услуг по подготовке, предоставлению и сертификации программно-технических средств, иные платежи, связанные с участием в таких системах расчетов);

3) в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором;

4) по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;

5) в иных случаях по решению Президента РБ.

Как видим, на приведенную ситуацию освобождение от уплаты оффшорного сбора не распространено.

6 (206). Субъект валютных операций – нерезидент 1 перечислил субъекту валютных операций – резиденту РБ задаток для участия в конкурсе на поставку оборудования. Конкурс он не выиграл. Затем субъект валютных операций – нерезидент 1 уступил право требования денежных средств в виде задатка резиденту оффшорной зоны.

Надо ли субъекту валютных операций – резиденту РБ при возврате задатка резиденту оффшорной зоны уплачивать оффшорный сбор?
 
Не надо.

Освобождено от обложения оффшорным сбором перечисление денежных средств в целях возврата резидентами РБ денежных средств, полученных от нерезидентов РБ в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов РБ денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством РБ или договором (подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК).

Таким образом, возврат субъектом валютных операций – резидентом задатка резиденту оффшорной зоны не требует уплаты оффшорного сбора.

Денис Сафаревич, юрист

7 (207). Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), погашает заем, полученный в денежных средствах, основными средствами, материалами и др.

Следует ли облагать указанную передачу налогом?
 
Следует.

Налоговую базу для расчета налога при УСН определяют исходя из валовой выручки. Она представляет собой сумму выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).

Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в т.ч. от третьих лиц).

Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав – это отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).

По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 760 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК)).

По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливают стороны (ст. 380 ГК).

Таким образом, при предоставлении займодавцу отступного происходит отчуждение, материалов, основных средств организации, и право собственности на нее переходит к займодавцу.
 
В учете заемщика:

Д-т 51 – К-т 66 (67)

– на сумму полученного денежного займа;

Д-т 66 (67) – К-т 91

– погашение займа путем передачи основного средства, материалов;

Д-т 01-1 (субсчет "Выбытие основных средств") – К-т 01

– на первоначальную стоимость передаваемого основного средства;

Д-т 02 – К-т 01-1

– на сумму начисленной амортизации по передаваемому основному средству;

Д-т 91 – К-т 01-1 (10)

– на остаточную стоимость передаваемого основного средства или на учетную стоимость материалов;

Д-т 91 – К-т 68

– на сумму начисленного НДС (К-т 91 × 20 / 120).

Сумму выручки от реализации, материалов, основных средств, полученную от исполнения заемщиком обязательства по возврату займа займодавцу, нужно включать в налогооблагаемую базу для целей исчисления налога при УСН.

8 (208). Организация, применяющая УСН без НДС, реализует основные средства по цене ниже остаточной стоимости.

Следует ли облагать эту реализацию налогом при УСН? Если следует, то как нужно определять налоговую базу?
 
Следует. Налоговая база - цена реализации.

Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав – это отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).

Налоговую базу налога при УСН определяют исходя из валовой выручки. Последняя представляет собой сумму выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.

Выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяют исходя из поступлений за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права в денежной и (или) натуральной формах (в т.ч. от третьих лиц).

Ставка налога при УСН установлена в размере 8 % для организаций, не уплачивающих НДС (п. 1 ст. 289 НК).

Таким образом, для организации, применяющей УСН без уплаты НДС, продажу оборудования признают реализацией для целей исчисления налога при УСН по ставке 8 %. Налоговую базу следует определять исходя из цены реализации оборудования.

9 (209). Организация является страховым брокером и применяет УСН.

Имеет ли она право перейти на применение ставки по УСН в размере 6 %, если по ее деятельности обороты по реализации освобождены от НДС?
 
Имеет.

Применяющие УСН организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 177 200 000 бел. руб., вправе уплачивать НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав до окончания налогового периода в отношении всех объектов обложения этим налогом (подп. 4.1 п. 4 ст. 286 НК). Приведенную норму не распространяют на организации, которые используют в качестве налоговой базы валовой доход.

Ставки налога при УСН установлены в следующих размерах (ст. 289 НК):

– 8 % – для организаций, не уплачивающих НДС;

– 6 % – для организаций, уплачивающих НДС.

Таким образом, организация вправе применять УСН со ставкой 6 %, при этом являясь плательщиком НДС с освобожденными оборотами по подп. 1.39 п. 1 ст. 94 НК.

10 (210). Товариществу собственников, расположенному в г. Минске, предоставлен земельный участок в пользование для эксплуатациии обслуживания жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями административно-бытового назначения и подземной автостоянкой, которая согласно проектной документации входит в состав жилого дома и используется жильцами.

В каком порядке следует определять оценочную зону по подземной автостоянке для расчета земельного налога?
 
С учетом разъяснений, приведенных в приложении 4 к НК.

Налоговую базу земельного налога следует определять на 1 января календарного года, за который производят исчисление налога в отношении земельного участка, предоставленного для нескольких целей, которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков и в отношении которых в приложении 5 к НК предусмотрены разные ставки земельного налога, в размере кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка (ст. 195 НК).

Функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) необходимо определять исходя из их целевого назначения согласно приложению 4 к НК.

В рассматриваемой ситуации ставку земельного налога определяют исходя из функционального использования земельного участка и категории населенных пунктов (г. Минск). Она составляет:
– для административных помещений как для общественно-деловой зоны – 0,55 %;

– для подземной автостоянки, приходящейся на граждан как для жилой усадебной зоны, – 0,1 %;

– для эксплуатации и обслуживания жилого дома как для жилой многоквартирной зоны – 0,025 %.

Площадь земельного участка, приходящегося на каждый объект, следует определять пропорционально (по удельному весу) площади объекта в общей площади здания. Информация о площади может содержаться в техническом паспорте на многоквартирный жилой дом.

Решения об изъятии и предоставлении земельных участков принимают областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон. Такие решения должны содержать информацию о целевом назначении земельных участков, а также об их площадях (п. 31 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом Президента РБ от 27.12.2007 № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков" (с изменениями и дополнениями)).

Ирина Задорожная, экономист

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

11 (211). Предприятие планирует на 2 месяца повысить размер суточных по Республике Беларусь на 10 000 руб. Это связано с интенсивностью производственного процесса и необходимостью сдачи объекта заказчикам в установленный графиком срок.

Рассмотрим вопросы, возникшие в такой ситуации.

11.1. Как правильно документально это оформить?

За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняют место работы (должность) и заработную плату в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка.

При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику следующие расходы:

1) по проезду к месту служебной командировки и обратно;

2) по найму жилого помещения;

3) за проживание вне места постоянного жительства (суточные);

4) иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы.

Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяет Правительство РБ или уполномоченный им орган.

Предусмотренные в коллективном договоре, соглашении размеры возмещения расходов не могут быть ниже размеров, предусмотренных для бюджетных организаций (ст. 95 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК)).

Справочно: с 23 февраля 2011 г. постановлением Минфина РБ от 24.01.2011 № 2 суточные установлены в размере 22 000 руб.
 
Таким образом, размер суточных для возмещения работникам при командировках в пределах Республики Беларусь может быть установлен организацией на уровне 32 000 руб. Это должно быть зафиксировано в коллективном договоре, соглашении или приказе руководителя организации.

11.2. За счет каких источников следует отражать указанную доплату?

В целях бухгалтерского учета необходимо руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182. Расходы по видам деятельности следует принимать к бухгалтерскому учету в сумме соответствующих затрат, исчисленной в порядке, определенном законодательством (п. 7 Инструкции № 182).

В состав затрат, учитываемых при налогообложении, не включают затраты на командировки, произведенные сверх норм, установленных в порядке, определенном ТК (подп. 1.6 п. 1 ст. 131 НК).

В 2010 г. отменены Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Этим документом было предусмотрено, что в целях бухгалтерского учета в себестоимость следовало включать командировочные расходы в пределах норм, определенных законодательством (подп. 18.31).

Таким образом, в целях бухгалтерского и налогового учета нужно принимать сумму суточных в размере 22 000 руб., что нужно отразить записями:

Д-т 20, 25, 26, 44 и др. – К-т 71 – 22 000 руб.

– на сумму суточных, выплаченных в пределах норм;

Д-т 92 (84) (аналитический счет "Расходы, неучитываемые при налогообложении") – К-т 71 – 10 000 руб.

– на сумму суточных, выплаченных сверх норм.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.