Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Вправе ли проверяющие требовать от организаций документы, в том числе технического характера, которые не влияют на экономическое обоснование произведенных затрат?

В 2017 г. в Налоговом кодексе (далее – НК) появились критерии экономически обоснованных затрат. Один из них – подтверждение фактического поступления товаров (нематериальных активов), выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (подп. 3.1 п. 3 ст. 130 НК). Как правило, подтверждающими документами являются договоры, акты выполненных работ, первичные и платежные документы.

В то же время при проверках от организаций нередко требуют представить документы, которые выходят за рамки критериев, установленных п. 3 ст. 130 НК.

Вот 2 примера из таких проверок.

1. От организации, в которой IT-специалист (индивидуальный предприниматель) установил бухгалтерскую программу, потребовали помимо договора и акта выполненных работ отчет с хронологией работы этого специалиста по дням и часам.

2. Организация создала сайт по продвижению своей продукции в Интернете на основании договора со сторонней организацией. Проверяющие кроме договора, акта выполненных работ, платежных документов потребовали представить документы, в которых изложен алгоритм создания сайта.

В приведенных случаях сам факт установки бухгалтерской программы (пример 1) и наличия сайта (пример 2) уже подтверждает, что работы выполнены, услуги оказаны.

Вправе ли проверяющие требовать от организаций документы, в том числе технического характера, которые не влияют на экономическое обоснование произведенных затрат?

Специалист ИМНС по г. Минску:

– В законодательстве не предусмотрен точный перечень документов, которые проверяющие имеют право требовать. По нашему мнению, в приведенных случаях требования проверяющих о представлении дополнительных документов, кроме тех, которые необходимы для отражения в бухгалтерском учете расходов, являются неправомерными.

Иван Петрович, аудитор:

– Причина существующих проблем заключается не столько в «неправильных» нормах законодательства, сколько в произвольном и однобоком толковании действующего законодательства контролирующими органами. Бухгалтер всегда будет сталкиваться с субъективным подходом представителей контролирующих органов до тех пор, пока осознание проверяющими своей функции и роли в государстве не изменится с карающей на профилактическую и формальный подход не будет заменен на экономически обоснованный, не приводящий к увеличению бесполезной горы бумаг! Цель бизнеса заключается в эффективном ведении предпринимательской деятельности, а не в постоянной защите от проверок и страхе наказания.

Ирина Леонидовна, главный бухгалтер:

– Создается впечатление, что между разными контрольными службами идет соревнование – кто больше найдет нарушений, арестует имущества и т.п. До сих пор в бюджет закладываются доходы от штрафов. Меры ответственности не должны приводить к ликвидации и банкротству. Сколько бизнес-структур пострадало в связи с применением такой меры ответственности, как изъятие и конфискация товаров и выручки при отсутствии лишь документа на внутреннее перемещение!

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.