Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Как законно минимизировать негативные последствия проверки?

Мы продолжаем публиковать ответы на вопросы, которые обсуждались в ходе практической экспертной конференции «Главбух-2017».

Рекомендации адвоката Эллы Владимировны Онуфриевич помогут читателям журнала избежать спорных моментов, возникающих при проверках.

В организации в конце мая состоится проверка.

Должна ли она контролировать процесс проверки и если да, то каким образом? На что обратить особое внимание?

В данном случае слово «должна» не совсем уместно. Это не обязанность, а право организации.

Однако, по мнению автора, организации следует воспользоваться данным правом, чтобы впоследствии избежать неприятных сюрпризов или спорных вопросов. Для этого рекомендуем:

1) потребовать от проверяющих предъявления служебных удостоверений и сравнить сведения из удостоверений с данными, указанными в предписании о проведении проверки.

Напомним, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны предъявить проверяемой организации служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (п. 6 Положения о проверках*).

___________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510 и Положение о проверках).

В случае отсутствия удостоверения организация вправе отказать в проведении проверки |*|, представлении документов, допуске на территорию;

* Новые подходы МНС к налоговым проверкам доступны для подписчиков электронного «ГБ»

2) проверить внесенные в ходе проверки изменения и дополнения в предписание на проведение проверки на их соответствие действительности.

Право вносить дополнительную информацию в предписание предоставлено не проверяющим, а руководителю контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченному заместителю. Это возможно, если в период с даты выдачи предписания на проведение проверки до момента ее окончания возникают обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки (п. 24 Положения о проверках).

Например, если будет принято решение о приостановлении проверки, в предписании должна быть сделана об этом отметка, с которой представитель проверяемого субъекта должен быть ознакомлен;

3) контролировать, чтобы проверка проводилась в рабочее время проверяемой организации;

4) представлять проверяющим только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

5) требовать присутствия уполномоченного лица организации при проведении проверки.

По каким основаниям проверку признают незаконной?

Проверка может быть признана незаконной, если должностное лицо контролирующего (надзорного) органа:

– не внесло запись о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) – при представлении проверяемой организацией такой книги (журнала);

– нарушило установленный порядок назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) (часть первая п. 22 Указа № 510).

Может ли организация при наличии указанных оснований самостоятельно признать проверку незаконной?

Решение о признании проверки незаконной принимает вышестоящий контролирующий (надзорный) орган (руководитель контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение. Исключение – случаи установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Определена ли форма заявления о признании проверки незаконной и в какие сроки его следует подать?

Форма заявления (жалобы) о признании проверки незаконной законодательством не определена. В то же время ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» определены требования к письменным обращениям юридических лиц. Они должны содержать:

– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.

Важно! Срок подачи заявления (жалобы) ограничен 10 днями со дня начала проверки |*|. Его пропуск является основанием для отказа в рассмотрении заявления (жалобы).

* Порядок проверки подлинности акцизных марок доступен для подписчиков электронного «ГБ»

В какой срок принимается решение о признании проверки незаконной и что делать организации, если решение будет принято не в ее пользу?

Срок рассмотрения контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) заявления (жалобы) – не позднее 10 дней со дня его получения.

Копия решения по заявлению (жалобе) направляется проверяемой организации в течение 3 рабочих дней со дня его принятия (см. таблицу).

Проверяющие вправе требовать и получать от проверяемой организации необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся ее деятельности и имущества.

1. Если документы (их копии) отсутствуют в месте проверки, в какой срок должна их представить проверяемая организация?

В срок, установленный проверяющим или руководителем проверки.

Срок представления документов (их копий) устанавливается:

только в отношении документов (их копий), которые в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки (п. 4 Положения о проверках);

– проверяющим (руководителем проверки), но не менее 2 рабочих дней (более – можно).

Проверяющий должен оформить письменное требование о представлении документов (их копий) и указать в нем дату, время представления документов (их копий), конкретный перечень документов.

Если документы должны находиться в месте проверки |*|, такие документы должны быть представлены проверяющим незамедлительно.

* Информация о проверке, проводимой в отношении оборотов, освобожденных от НДС, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: при внеплановой проверке проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам, указанным в п. 84 Положения о проверках, а при проведении проверок, указанных в подп. 9.3 п. 9 Указа № 510, – по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий) (п. 88 Положения о проверках).

2. Если назначенного проверяющим времени недостаточно, то что может предпринять организация?

Если организация видит и знает, что ей недостаточно назначенного проверяющими времени, ей необходимо заранее сообщить им об этом.

В том случае, если проверяющие уже указали в требовании неудобное для проверяемого время, необходимо в самом требовании написать: «Предоставленное время недостаточно для представления документов. Документы объективно могут быть представлены к ________».

3. Проверяющий не указал в письменном требовании о представлении документов (их копий) конкретный их перечень.

Означает ли это, что необходимо представить все документы?

Не означает.

Организация должна представлять лишь те документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (вопросы проверки указаны в предписании).

Например, если проверяющие пришли проверять вопросы уплаты подоходного налога, а требуют представить все товарно-транспортные накладные на реализуемый товар, то такое требование проверяющих незаконно. Проверяемый вправе отказать проверяющим представить затребованные документы.

Важно! Представлять документы должны лишь те сотрудники, которые имеют непосредственное отношение к данным документам в силу своих должностных обязанностей.

Проверяющие потребовали от организации представить в контролирующий орган подлинники документов.

Правомерны ли требования проверяющих?

Правомерны, если ими соблюдены определенные условия.

Проверяющие вправе изымать у проверяемой организации подлинники документов (иные носители информации), если:

1) они имеют отношение к выявленным нарушениям;

2) с них невозможно снять копии (представить выписки из них);

3) проверяемая организация отказывается представить копии документов (выписки из них);

4) они передаются:

– в органы уголовного преследования и суды;

– для использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;

5) есть необходимость в проведении экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку;

6) у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов, иные носители информации будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в т.ч. в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства Республики Беларусь и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение товарно-материальных ценностей, включая их поступление или выбытие, в то время когда эти ценности остались без движения или отсутствуют).

В этих случаях изъятие оригиналов документов, иных носителей информации производится:

– в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (а в случае их отсутствия – в присутствии не менее 2 понятых);

– на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, подписанного проверяющим, производящим изъятие, с последующим утверждением его руководителем контролирующего (надзорного) органа (его заместителем) не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем изъятия документов, иных носителей информации.

Важно! В постановлении об изъятии документов должно быть указано, что изымается – подлинники или копии документов.

При изъятии документов, иных носителей информации проверяемая организация изготавливает их копии за свой счет.

Изъятые документы перечисляются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов (иных носителей информации).

Копии акта и описи должны быть вручены под подпись проверяемой организации или ее уполномоченному лицу |*| (пп. 40–42 Положения о проверках).

* Порядок проведения Белгосстрахом камеральных проверок доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Статьи на тему

Претендентов на получение квалификационного аттестата налогового консультанта готовят к экзаменам

№12, март 2018

Когда поставка есть, а договора нет

№12, март 2018

Внеплановая проверка Минфина Республики Беларусь

№11, март 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.