Вправе ли организации изменить нормативные сроки службы и сроки полезного использования основных средств с 1 мая 2017 года?

С 1 мая 2017 г. по отдельным видам основных средств изменились нормативные сроки службы*. При этом организации по числящимся в бухгалтерском учете на 1 мая 2017 г. основным средствам могут принять решение о применении новых нормативных сроков службы (п. 2 постановления № 9). Согласно же п. 24 Инструкции № 37/18/6** пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств возможен с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, проведения переоценки с привлечением оценщика, а также перечисленных в пп. 25, 45 и 46 указанной Инструкции.

В данном перечне отсутствует возможность изменения нормативных сроков (сроков полезного использования) при внесении изменений в нормативный документ, устанавливающий эти сроки.

Возникает вопрос:

_____________________
 * Постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 10.04.2017 № 9 (далее – постановление № 9) внесены изменения в постановление Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161.

** Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).

Вправе ли организации изменить нормативные сроки службы и сроки полезного использования основных средств с 1 мая 2017 года?

Специалист Минэкономики:

– Действительно, п. 2 постановления № 9 предусмотрена возможность такого изменения. При этом в соответствии с правилами начисления амортизации срок полезного использования можно изменить лишь с начала года либо в иных случаях, перечисленных в Инструкции № 37/18/6. В связи с этим организации не могут пересмотреть срок полезного использования с 1 мая 2017 г. Это можно будет сделать только с 1 января 2018 г. либо после наступления иных событий, указанных в пп. 24, 25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6.

Специалист инспекции МНС:

– Постановление № 9 дает право пересмотреть нормативные сроки службы с 1 мая 2017 г., хотя механизм их пересмотра при таких обстоятельствах Инструкцией № 37/18/6 не предусмотрен. Эту ситуацию должен разъяснить компетентный орган – Минэкономики. В случае разногласий мы при проведении контрольных мероприятий будем обращаться туда…

Ирина Ричардовна, юрист:

– Налицо коллизия нормативных правовых актов. Чтобы решить, как поступить бухгалтеру, обратимся к ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Так как устанавливать порядок начисления амортизации уполномочены совместно Минэкономики, Минфин и Минстройархитектуры (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.11.2001 № 1668), то Инструкция № 37/18/6 имеет бóльшую юридическую силу по отношению к постановлению № 9, поэтому применять нужно нормы названной Инструкции.

Виктор Александрович, бухгалтер:

– Прочитал постановление № 9: написано, что я имею право с 1 мая 2017 г. по старым основным средствам оставить старые сроки. Это значит, что я должен их изменить, а оставить – лишь мое право. Оказывается, что не все так просто, необходимо еще и юридические ребусы разгадывать… Только случайно услышал об этой проблеме от знакомых, что и уберегло меня от ошибки…

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 19 май 2017
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Вправе ли организации изменить нормативные сроки службы и сроки полезного использования основных средств с 1 мая 2017 года?

7

НОВОСТИ

8

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

10

Бухгалтерская весна: первые профессиональные бухгалтеры, МСФО и упрощение бухгалтерского учета

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

14

Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами[Срочно и важно]

14

ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЛАВБУХ-2017»

18

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

18

ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЛАВБУХ-2017»

21

Как законно минимизировать негативные последствия проверки?

21

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

26

Государственное регулирование

26

Постановление МАРТ Республики Беларусь от 27.03.2017 № 17 «О некоторых мерах по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь»

26

Указ Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)»

32

Комментарий

41

Комментарии

45

Учтем изменения в исчислении пособий

45

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

48

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

50

Как правильно рассчитать себестоимость и цену выпускаемой продукции

50

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

51

Проект Указа о налоговом консультировании проходит общественное обсуждение

51

ВОПРОС-ОТВЕТ

52

Приобретение у физического лица имущества и подоходный налог

52

Частичное восстановление инвестиционного вычета при сдаче конференц-зала в аренду

52

Перечисление аванса нерезиденту за монтаж оборудования и НДС

53

Вручение изделий белорусских народных промыслов и ЭСЧФ

54

Выставление ЭСЧФ по транспортно-экспедиционным услугам

54

ЭСЧФ по трансфертным сделкам

55

Оценка недвижимости, проведенная по инициативе плательщика в целях трансфертного ценообразования

56

Оказание услуг российским ИП и НДС

56

Земельный налог при строительстве больницы

57

Назначение пособия по Указу № 572

58

Реализация товаров по цене ниже цены приобретения

59

Владельческий контроль за деятельностью ЧУП

60

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

62

Счет 01 «Основные средства» не всегда недвижимое имущество для целей трансфертного ценообразования

62

Суммовые разницы, возникшие при взыскании основного долга, и ЭСЧФ

64

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

69

Нарушение ценового законодательства при формировании розничных цен на алкогольные напитки

69

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

72

Организация перевозок и экспедирование грузов: как исчислить НДС?

72

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

75

Как определить действительную стоимость доли при выходе участника из общества

75

Как правильно рассчитать налоги при УСН

80

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

84

Льгота по прибыли на сумму благотворительности

84

СОВЕТЫ ЮРИСТА

85

Авансовый платеж: учитывайте риски

85

РЕКЛАМА

86

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

87

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

87

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 мая 2017 года*

91

Об индексе потребительских цен за апрель 2017 года

93

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за апрель 2017 года

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

Комментарий о порядке индексации доходов населения за апрель 2017 года

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 13 по 19 мая 2017 года

96