Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Продолжаем публиковать ответы нашего автора Александра Николаевича Гнедова на вопросы по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поступившие в ходе практической экспертной конференции «Главбух-2017».

Начало см.: «ГБ», 2017, № 18, с. 10.

Организация «А» взяла в аренду у организации «Б» часть производственного оборудования. В договоре аренды указано, что собственник оборудования (организация «Б») получает разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение на выбросы).

1. Может ли организация «Б» согласно условиям договора получить разрешение на выбросы за организацию «А»?

Может.

Условие договора аренды оборудования в части того, что разрешение на выбросы |*| получает арендодатель (организация «Б»), соответствует нормам Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 (далее – Положение).

То есть организация «Б» может получить разрешение за организацию «А».

* Перечень разрешительных документов, которые должны быть у организаций – плательщиков экологического налога, доступен для подписчиков электронного «ГБ»

По общему правилу разрешение на выбросы согласно п. 4 Положения обязана получать организация, эксплуатирующая на любом законном праве (собственности, аренды и т.д.) стационарные источники выбросов.

Это означает, что организация «А» как арендатор производственного оборудования и лицо, его эксплуатирующее, обязана получать разрешение.

В то же время в п. 5 Положения установлено, что при аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.

2. Кто будет плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении арендованного оборудования – организация «А» или организация «Б»?

Организация «А».

Что касается уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – налог за выбросы), то здесь согласно законодательству получается следующее.

Плательщиками налога за выбросы определены организации и индивидуальные предприниматели (ст. 204 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). При этом особых правил определения плательщика налога за выбросы в ст. 204 НК нет.

По общему правилу налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) уплатить определенный налог при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством (ст. 36 НК). Объекты налогообложения, устанавливаемые налоговым законодательством в отношении каждого налога, являются обстоятельствами, возникновение которых влечет налоговое обязательство (ст. 28 НК).

Объектами обложения налогом за выбросы признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (ст. 205 НК).

Наличие разрешения является обязательным условием признания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектом обложения налогом за выбросы. Но при этом в НК не установлена «связь» плательщика налога за выбросы с лицом, получившим разрешение.

Получается, что плательщиком налога за выбросы будет организация, деятельность которой связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно разрешению, причем независимо от того, кто получил это разрешение.

С учетом возникших отношений по договору аренды производственного оборудования и положений НК, плательщиком налога за выбросы является арендатор – организация «А».

Можно ли в договоре аренды определить, что плательщиком налога за выбросы будет организация, получившая разрешение?

Нельзя.

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения объектов налогообложения. Плательщик должен самостоятельно исполнить налоговое обязательство, кроме тех случаев, когда его исполнение связано с действиями других лиц. Эти случаи в отношении каждого налога должны быть установлены в налоговом законодательстве (ст. 37 НК).

В гл. 19 НК не указаны лица, которые имеют право уплачивать налог за выбросы вместо лица, у которого возник соответствующий объект налогообложения. Никаким соглашением сторон нельзя определить иного плательщика налога за выбросы, чем лицо, у которого возник соответствующий объект налогообложения.

Поэтому условие договора аренды о том, что плательщиком налога за выбросы будет организация, получившая разрешение, не соответствует требованиям НК.

На балансе организации имеется дизель-генератор для получения электрической энергии, мощность которого по сжиганию топлива составляет 200 кВт.

Является ли организация плательщиком налога за выбросы?

Появление обязанности уплаты налога за выбросы зависит от способа использования дизель-генератора.

В приведенной ситуации возможны 2 варианта ответа в зависимости от способа использования дизель-генератора для получения электрической энергии |*|.

* Вопрос об особенностях уплаты налога за выбросы при наличии стационарного источника выбросов загрязняющих веществ доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Если дизель-генератор используется:

1) для постоянной выработки электрической энергии, то в этом случае организация будет уплачивать налог за выбросы, если согласно полученному разрешению на выбросы суммарный объем выбросов составит 3 т и более в год;

2) как резервный источник выработки электрической энергии, то организация не будет уплачивать налог за выбросы независимо от объема выбросов загрязняющих веществ, образуемых при работе этого оборудования.

Обоснуем вышеизложенное с учетом норм НК и иных нормативных актов.

Организация является плательщиком налога за выбросы при одновременном соблюдении следующих условий (ст. 205 НК):

– она эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– для эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух получено разрешение на выбросы;

– объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно полученному разрешению составляет 3 т и более в год.

От редакции:

Организация, не имеющая разрешения, должна будет возместить вред, причиненный окружающей среде, определенный в соответствии с таксами, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348.

Исходя из определения понятий «источники выделения загрязняющих веществ», «стационарные источники выбросов» (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»), дизель-генератор для получения электрической энергии является стационарным источником выбросов.

Для эксплуатации стационарных источников выбросов необходимо получить разрешение на выбросы, в котором устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако его не надо получать, если на стационарный источник выбросов согласно законодательству не устанавливаются нормативы выбросов (т.е. такой источник выбросов является ненормируемым).

Порядок расчетов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 43 (далее – Инструкция).

Все стационарные источники выбросов подлежат нормированию, за исключением включенных в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 4 Инструкции). Этот перечень указан в приложении 2 к постановлению Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31 (далее – приложение 2).

Из п. 10 приложения 2 следует, что только находящееся в резерве стационарное оборудование для получения электрической энергии является ненормируемым источником выбросов, причем независимо от мощности этого оборудования по сжиганию топлива.

Выходит, что на эксплуатацию дизель-генератора для получения электрической энергии, находящегося в резерве, не требуется получать разрешение на выбросы. Следовательно, организация, эксплуатирующая такое оборудование, не уплачивает налог за выбросы.

Установки мощностью менее 100 кВт (газопоршневые, газотурбинные, когенерационные, котельные и иные топливосжигающие, отопительные и технологические печи, теплогенераторы) рассматриваются как источники, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 приложения 2).

В вопросе указано, что мощность дизель-генератора для получения электрической энергии составляет 200 кВт.

Поэтому, если организация эксплуатирует дизель-генератор для постоянной выработки электрической энергии, ей необходимо получить разрешение. Организация будет уплачивать налог за выбросы, если согласно полученному разрешению |*| суммарный объем выбросов составит 3 т и более в год.

* Информация о том, как законно уменьшить сумму налога за выбросы за счет освоенных капвложений на природоохранные мероприятия, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 19 май 2017
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Вправе ли организации изменить нормативные сроки службы и сроки полезного использования основных средств с 1 мая 2017 года?

7

НОВОСТИ

8

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

10

Бухгалтерская весна: первые профессиональные бухгалтеры, МСФО и упрощение бухгалтерского учета

10

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ»

14

Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами[Срочно и важно]

14

ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЛАВБУХ-2017»

18

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

18

ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЛАВБУХ-2017»

21

Как законно минимизировать негативные последствия проверки?

21

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

26

Государственное регулирование

26

Постановление МАРТ Республики Беларусь от 27.03.2017 № 17 «О некоторых мерах по реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь»

26

Указ Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)»

32

Комментарий

41

Комментарии

45

Учтем изменения в исчислении пособий

45

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

48

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

50

Как правильно рассчитать себестоимость и цену выпускаемой продукции

50

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

51

Проект Указа о налоговом консультировании проходит общественное обсуждение

51

ВОПРОС-ОТВЕТ

52

Приобретение у физического лица имущества и подоходный налог

52

Частичное восстановление инвестиционного вычета при сдаче конференц-зала в аренду

52

Перечисление аванса нерезиденту за монтаж оборудования и НДС

53

Вручение изделий белорусских народных промыслов и ЭСЧФ

54

Выставление ЭСЧФ по транспортно-экспедиционным услугам

54

ЭСЧФ по трансфертным сделкам

55

Оценка недвижимости, проведенная по инициативе плательщика в целях трансфертного ценообразования

56

Оказание услуг российским ИП и НДС

56

Земельный налог при строительстве больницы

57

Назначение пособия по Указу № 572

58

Реализация товаров по цене ниже цены приобретения

59

Владельческий контроль за деятельностью ЧУП

60

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

62

Счет 01 «Основные средства» не всегда недвижимое имущество для целей трансфертного ценообразования

62

Суммовые разницы, возникшие при взыскании основного долга, и ЭСЧФ

64

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

69

Нарушение ценового законодательства при формировании розничных цен на алкогольные напитки

69

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

72

Организация перевозок и экспедирование грузов: как исчислить НДС?

72

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

75

Как определить действительную стоимость доли при выходе участника из общества

75

Как правильно рассчитать налоги при УСН

80

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

84

Льгота по прибыли на сумму благотворительности

84

СОВЕТЫ ЮРИСТА

85

Авансовый платеж: учитывайте риски

85

РЕКЛАМА

86

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

87

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

87

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 мая 2017 года*

91

Об индексе потребительских цен за апрель 2017 года

93

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за апрель 2017 года

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

Комментарий о порядке индексации доходов населения за апрель 2017 года

94

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 13 по 19 мая 2017 года

96