Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Продолжаем публиковать ответы нашего автора Александра Николаевича Гнедова на вопросы по экологическому налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поступившие в ходе практической экспертной конференции «Главбух-2017».

Начало см.: «ГБ», 2017, № 18, с. 10.

Организация «А» взяла в аренду у организации «Б» часть производственного оборудования. В договоре аренды указано, что собственник оборудования (организация «Б») получает разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение на выбросы).

1. Может ли организация «Б» согласно условиям договора получить разрешение на выбросы за организацию «А»?

Может.

Условие договора аренды оборудования в части того, что разрешение на выбросы |*| получает арендодатель (организация «Б»), соответствует нормам Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664 (далее – Положение).

То есть организация «Б» может получить разрешение за организацию «А».

* Перечень разрешительных документов, которые должны быть у организаций – плательщиков экологического налога, доступен для подписчиков электронного «ГБ»

По общему правилу разрешение на выбросы согласно п. 4 Положения обязана получать организация, эксплуатирующая на любом законном праве (собственности, аренды и т.д.) стационарные источники выбросов.

Это означает, что организация «А» как арендатор производственного оборудования и лицо, его эксплуатирующее, обязана получать разрешение.

В то же время в п. 5 Положения установлено, что при аренде зданий, строений, сооружений или оборудования, являющихся объектами воздействия на атмосферный воздух, имеющими стационарные источники выбросов, на которые необходимо получение разрешения на выбросы, такое разрешение получает арендатор, если в договоре аренды не указано иное.

2. Кто будет плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении арендованного оборудования – организация «А» или организация «Б»?

Организация «А».

Что касается уплаты экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – налог за выбросы), то здесь согласно законодательству получается следующее.

Плательщиками налога за выбросы определены организации и индивидуальные предприниматели (ст. 204 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). При этом особых правил определения плательщика налога за выбросы в ст. 204 НК нет.

По общему правилу налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) уплатить определенный налог при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством (ст. 36 НК). Объекты налогообложения, устанавливаемые налоговым законодательством в отношении каждого налога, являются обстоятельствами, возникновение которых влечет налоговое обязательство (ст. 28 НК).

Объектами обложения налогом за выбросы признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (ст. 205 НК).

Наличие разрешения является обязательным условием признания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объектом обложения налогом за выбросы. Но при этом в НК не установлена «связь» плательщика налога за выбросы с лицом, получившим разрешение.

Получается, что плательщиком налога за выбросы будет организация, деятельность которой связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно разрешению, причем независимо от того, кто получил это разрешение.

С учетом возникших отношений по договору аренды производственного оборудования и положений НК, плательщиком налога за выбросы является арендатор – организация «А».

Можно ли в договоре аренды определить, что плательщиком налога за выбросы будет организация, получившая разрешение?

Нельзя.

Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения объектов налогообложения. Плательщик должен самостоятельно исполнить налоговое обязательство, кроме тех случаев, когда его исполнение связано с действиями других лиц. Эти случаи в отношении каждого налога должны быть установлены в налоговом законодательстве (ст. 37 НК).

В гл. 19 НК не указаны лица, которые имеют право уплачивать налог за выбросы вместо лица, у которого возник соответствующий объект налогообложения. Никаким соглашением сторон нельзя определить иного плательщика налога за выбросы, чем лицо, у которого возник соответствующий объект налогообложения.

Поэтому условие договора аренды о том, что плательщиком налога за выбросы будет организация, получившая разрешение, не соответствует требованиям НК.

На балансе организации имеется дизель-генератор для получения электрической энергии, мощность которого по сжиганию топлива составляет 200 кВт.

Является ли организация плательщиком налога за выбросы?

Появление обязанности уплаты налога за выбросы зависит от способа использования дизель-генератора.

В приведенной ситуации возможны 2 варианта ответа в зависимости от способа использования дизель-генератора для получения электрической энергии |*|.

* Вопрос об особенностях уплаты налога за выбросы при наличии стационарного источника выбросов загрязняющих веществ доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Если дизель-генератор используется:

1) для постоянной выработки электрической энергии, то в этом случае организация будет уплачивать налог за выбросы, если согласно полученному разрешению на выбросы суммарный объем выбросов составит 3 т и более в год;

2) как резервный источник выработки электрической энергии, то организация не будет уплачивать налог за выбросы независимо от объема выбросов загрязняющих веществ, образуемых при работе этого оборудования.

Обоснуем вышеизложенное с учетом норм НК и иных нормативных актов.

Организация является плательщиком налога за выбросы при одновременном соблюдении следующих условий (ст. 205 НК):

– она эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– для эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух получено разрешение на выбросы;

– объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно полученному разрешению составляет 3 т и более в год.

От редакции:

Организация, не имеющая разрешения, должна будет возместить вред, причиненный окружающей среде, определенный в соответствии с таксами, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348.

Исходя из определения понятий «источники выделения загрязняющих веществ», «стационарные источники выбросов» (см. ст. 1 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»), дизель-генератор для получения электрической энергии является стационарным источником выбросов.

Для эксплуатации стационарных источников выбросов необходимо получить разрешение на выбросы, в котором устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако его не надо получать, если на стационарный источник выбросов согласно законодательству не устанавливаются нормативы выбросов (т.е. такой источник выбросов является ненормируемым).

Порядок расчетов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлен Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды от 23.06.2009 № 43 (далее – Инструкция).

Все стационарные источники выбросов подлежат нормированию, за исключением включенных в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 4 Инструкции). Этот перечень указан в приложении 2 к постановлению Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31 (далее – приложение 2).

Из п. 10 приложения 2 следует, что только находящееся в резерве стационарное оборудование для получения электрической энергии является ненормируемым источником выбросов, причем независимо от мощности этого оборудования по сжиганию топлива.

Выходит, что на эксплуатацию дизель-генератора для получения электрической энергии, находящегося в резерве, не требуется получать разрешение на выбросы. Следовательно, организация, эксплуатирующая такое оборудование, не уплачивает налог за выбросы.

Установки мощностью менее 100 кВт (газопоршневые, газотурбинные, когенерационные, котельные и иные топливосжигающие, отопительные и технологические печи, теплогенераторы) рассматриваются как источники, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 приложения 2).

В вопросе указано, что мощность дизель-генератора для получения электрической энергии составляет 200 кВт.

Поэтому, если организация эксплуатирует дизель-генератор для постоянной выработки электрической энергии, ей необходимо получить разрешение. Организация будет уплачивать налог за выбросы, если согласно полученному разрешению |*| суммарный объем выбросов составит 3 т и более в год.

* Информация о том, как законно уменьшить сумму налога за выбросы за счет освоенных капвложений на природоохранные мероприятия, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Статьи на тему

Правила и особенности исчисления платы и оформления отчета за I квартал 2018 года по отходам потребления

№12, март 2018

Учет отходов производства

№10, март 2018

Как правильно организовать учет отходов производства в организациях в 2018 году?

№3 , январь 2018

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.