Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Уплата экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и экологического налога за хранение, захоронение отходов производства была одной из тем, обсуждаемых в ходе практической экспертной конференции «Главбух-2017».

На поступившие в ходе конференции вопросы отвечал Александр Николаевич Гнедов – практикующий эколог, имеющий значительный стаж работы в сфере природопользования, в т.ч. в Минприроды Республики Беларусь.

Организация получила разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – выбросы загрязняющих веществ). Суммарный объем выбросов согласно разрешению – 2,7 т в год. Организация не уплачивает экологический налог за выбросы загрязняющих веществ, потому что указанный в разрешении объем менее льготного предела, установленного п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), т.е. менее 3 т в год |*|.

* Вопрос об особенностях уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наличии стационарного источника выбросов загрязняющих веществ доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Что должна контролировать организация, чтобы не стать плательщиком налога за выбросы загрязняющих веществ и не нарушить природоохранное законодательство?

Чтобы не нарушить природоохранное законодательство, организации необходимо:

– контролировать количество потребления сырья, материалов в сравнении с показателями, указанными в справке «Данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать)»*;

– своевременно корректировать результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соответственно разрешения.
__________________________
* Форма справки содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42 (далее – Инструкция об инвентаризации выбросов).

Разрешение – это специальный документ, который выдают территориальные органы Минприроды организациям, эксплуатирующим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Однако прежде, чем получить разрешение, организации должны провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Справочно: порядок проведения инвентаризации изложен в Инструкции об инвентаризации выбросов.

Одна из задач, решаемая при инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, – это расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые устанавливаются в разрешении.

Величины рассчитываемых нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от множества факторов, в т.ч. от количества потребления и свойств топлива, сырья и вспомогательных материалов, используемых в технологических процессах, влекущих образование загрязняющих веществ.

На начальном этапе проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ природопользователь готовит справку «Данные о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать)».

Именно данные этой справки используются в расчетах нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Например, в справке указано, что потребление сырья «А» составляет 200 т в год, а сырья «Б» – 30 т, что обеспечивает выпуск 2 млн. единиц продукции в год. Что это означает?

Это значит, что когда получено разрешение, то установленные в нем нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух взаимосвязаны с данными о топливе, сырье и вспомогательных материалах, которые указаны в справке.

Получение сведений о количестве используемого топлива, сырья и вспомогательных материалов, указанных в справке, позволяет организовать контроль за соблюдением разрешения.

Зависимость выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от потребления сырья, материалов не носит линейный характер, но для организации контроля можно принять, что эта зависимость прямо пропорциональная. Чем больше потребления сырья, материалов, тем больше объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Поэтому если количество потребления сырья, материалов за год больше указанного в справке, то фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будут больше указанных в разрешении.

В Инструкции об инвентаризации выбросов сказано, что в течение периода действия акта инвентаризации природопользователь должен провести корректировку результатов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух отдельных источников выделения загрязняющих веществ и (или) источников выбросов в случае изменения технологии и объемов производства, качества и вида применяемого топлива, сырья или веществ, после проведения реконструкции, ремонта, модернизации технологического, вентиляционного, газоочистного оборудования. Иными словами, организации необходимо наладить контроль за количеством потребления сырья, материалов.

Для отопления производственного цеха организация приобретает 2 водогрейных котла теплопроизводительностью 60 кВт каждый. В качестве топлива будут использоваться дрова.

Организация хотела бы знать:

1. При каких условиях эксплуатации этих котлов она не будет признаваться плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ? |*|

* Информация о том, когда организации становятся плательщиками экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и за сброс сточных вод, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Организация не будет признаваться плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ, если образующиеся от 2 котлов дымовые газы будут поступать не в одну, а в 2 дымовые трубы. Такое решение вопроса освобождает организацию от получения разрешения.

Давайте разберемся с этим подробнее.

Экологическим налогом облагаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

– указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп. 1.1 п. 1 ст. 205 НК).

Как мы уже ранее упоминали, разрешение выдается на деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, и содержит установленные для этих источников нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (подп. 2.2 п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»; далее – Закон № 2-З);

– суммарный объем которых составляет 3 т и более в год (абз. 1 п. 2ст. 205 НК).

2. Надо ли получать специальное разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

По общему правилу разрешение требуется только при эксплуатации стационарных источников выбросов, когда суммарный выброс от всех источников составляет более 0,1 т в год независимо от состава выбросов.

Справочно: порядок получения разрешений определен Положением о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664.

Порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определен одноименной инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 43 (далее – Инструкция № 43).

Для всех стационарных источников выбросов рассчитываются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Под это правило не подпадают источники выбросов, указанные в приложении 2 к постановлению Минприроды Республики Беларусь от 29.05.2009 № 31 (п. 4 Инструкции № 43).

В п. 1 приложения 2 указано, что установки мощностью менее 100 кВт (газопоршневые, газотурбинные, когенерационные, котельные и иные топливосжигающие, отопительные и технологические печи, теплогенераторы) являются объектами воздействия, для которых не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Следовательно, для их эксплуатации не нужно получать разрешение.

Понятие «котельная установка» разъяснено в СНиП II-35-76 «Нормы проектирования. Котельные установки». Котельная установка – это котел, агрегатированный горелочными, топочными тягодутьевыми устройствами, механизмами для удаления продуктов горения и использования теплоты уходящих газов (экономайзерами, воздухоподогревателями и т.д.) и оснащенный средствами автоматического регулирования, контроля и сигнализации процесса выработки теплоносителя заданных параметров.

Котел, в котором происходит сгорание топлива, является источником выделения загрязняющих веществ (п. 8 ст. 1 Закона № 2-З). Дымовая труба – источник выбросов (п. 7 ст. 1 Закона № 2-З), так как через нее загрязняющие вещества, образующиеся при сжигании топлива в котле, поступают в атмосферный воздух.

С учетом понятия «котельная установка» возможны 2 варианта развития событий.

Вариант 1. Организация имеет 2 котельные установки, если у каждого котла своя дымовая труба.

Вариант 2. Организация имеет одну котельную установку, если образующиеся дымовые газы от 2 котлов поступают в 1 дымовую трубу.

С учетом льготы для установок (100 кВт) в первом варианте удаления дымовых газов каждая котельная установка признается ненормируемым источником выбросов, для эксплуатации которых не требуется получать разрешение. Во втором варианте необходимо получить разрешение, так как мощность котельной установки 120 кВт, а это больше порогового значения в 100 кВт.

В отношении котельной установки по первому варианту организация однозначно не будет плательщиком экологического налога за выбросы загрязняющих веществ, причем независимо от годового объема потребляемых дров в качестве топлива.

В отношении котельной установки по второму варианту организация будет плательщиком налога, если выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно полученному организацией разрешению составит 3 т и более в год |*|.

* Информация о том, по какой форме (новой или старой) следовало представить не позднее 20 февраля и не позднее 20 апреля 2017 г. декларацию по экологическому налогу, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 18 май 2017
Содержание

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

3

ВОПРОС НЕДЕЛИ

7

Не пора ли конкретизировать нормы налогового законодательства во избежание двойных толкований?

7

НОВОСТИ

8

ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЛАВБУХ-2017»

10

Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух[Срочно и важно]

10

Как законно минимизировать негативные последствия проверки?[Срочно и важно]

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

18

Государственное регулирование

18

Постановление МНС Республики Беларусь от 29.03.2017 № 5 «О внесении дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 9»

18

Комментарии

19

В семье воспитывается ребенок-инвалид: нюансы выплаты пособий на детей[Срочно и важно]

19

Статистическая отчетность о ходе сельскохозяйственных работ в 2017 году

22

Отсрочка по уплате «ввозного» НДС при импорте: как использовать и в чем выгода?

25

МНС РАЗЪЯСНЯЕТ

30

Письмо МНС Республики Беларусь от 28.04.2017 № 4 25/000638-2 «Об отдельных вопросах применения главы 15 Налогового кодекса Республики Беларусь и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях»

30

Письмо МНС Республики Беларусь от 04.04.2017 № 2-2-10/640 «Об учете при налогообложении прибыли платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары»

32

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

34

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ОДНОМУ ВОПРОСУ

36

Получение и использование безвозмездной (спонсорской) помощи

36

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА «ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР»

42

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

42

По следам практической экспертной конференции «Главбух-2017». Как правильно выставить ЭСЧФ: вопросы из практики

42

Стандартные вычеты на детей, предоставляемые одиноким родителям

45

Надо ли заполнять сведения о размере и составе использованных льгот, если организация освобождена от применения повышающего коэффициента к ставкам налога на недвижимость и земельного налога?

50

Работаем по договорам комиссии с нерезидентами: когда возникает представительство, а когда – объект обложения налогом на доходы?

52

ВОПРОС – ОТВЕТ

57

Приобретение услуг по размещению рекламно-информационных материалов в Интернете на российских сайтах

57

Оплата из-за границы оказанной в Беларуси услуги

57

Договор займа с резидентом оффшорной зоны: разрешение Нацбанка на эту операцию и оффшорный сбор

58

Внешнеторговый договор мены: законность сделки и нулевая ставка по НДС

59

Деление отпуска на 3 части

61

Предоставление трудового отпуска за рамками рабочего года

62

Реализация товаров, приобретенных у ИП, и НДС

62

Включение НДС в розничную цену

63

Создание интернет-сайта организации

63

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

65

Есть контролируемая задолженность? Рассчитаем коэффициент капитализации

65

Налоговый учет курсовых разниц, возникающих по переоценке процентов по просроченным кредитам и займам

68

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

70

Безвозмездная передача здания дочернему унитарному предприятию: бухучет и налогообложение

70

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

73

Когда своевременная оплата товара ускорит принятие к вычету НДС

73

Когда пособие по уходу за ребенком до 3 лет назначается отцу по месту работы

75

Каким документом надо оформить доставку товаров покупателям – физическим лицам?

76

СОВЕТЫ ЮРИСТА

79

Как обезопасить себя от недобросовестного контрагента: анализируем поступивший в организацию проект договора

79

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

84

Налоги

84

Решение Хотимского районного Совета депутатов от 06.02.2017 № 31-2 «О внесении изменения в решение Хотимского районного Совета депутатов от 20 ноября 2015 г. № 17-1»

84

Решение Волковысского районного Совета депутатов от 14.03.2017 № 132 «О внесении дополнения в решение Волковысского районного Совета депутатов от 27 октября 2016 г. № 93»

86

Решение Лоевского районного Совета депутатов от 10.02.2017 № 114 «О порядке изменения организации или индивидуальному предпринимателю установленного законодательством Республики Беларусь срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, полностью уплачиваемых в районный бюджет»

87

Решение Лидского районного Совета депутатов от 27.01.2017 № 119 «О порядке изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней»

90

Решение Горецкого районного исполнительного комитета от 22.02.2017 № 5-9 «О внесении дополнения в решение Горецкого районного исполнительного комитета от 7 октября 2016 г. № 26-28»

92

Решение Круглянского районного Совета депутатов от 24.03.2017 № 31-4 «О ставках налога на недвижимость и земельного налога»

93

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют с 6 по 12 мая 2017 года

96