Взял в аренду здание или помещение у физического лица – будь готов к проблемам при исчислении налога на недвижимость

Михаил Щербаков, экономист

Нередко организации арендуют здания (их часть) и сооружения у физических лиц. При этом у них возникает ряд вопросов, связанных с исчислением и уплатой налога на недвижимость.

Вначале напомним, что плательщиками налога на недвижимость признают организации и физических лиц с учетом особенностей, установленных в ст. 184 Налогового кодекса РБ (далее – НК) (ст. 183 НК).
По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком считают организацию-арендатора (п. 1 ст. 184 НК).
Объекты обложения налогом на недвижимость – это здания и сооружения (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки), в т.ч. не завершенные строительством, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам (п. 1 ст. 185 НК).
Налоговую базу налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду у физических лиц, определяют исходя из стоимости таких зданий и сооружений, указанной в договорах аренды, но не менее стоимости этих зданий и сооружений, определенной исходя из их оценки, произведенной в порядке, утвержденном Президентом РБ (подп. 1.2 п. 1 ст. 187 НК).

Данный порядок установлен в Положении о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденном Указом Президента РБ от 28.03.2008 № 187 (далее – Положение).

Таким образом, организации, взявшей в аренду здание или сооружение (далее – объект), необходимо исчислить налог на недвижимость, используя сведения об их стоимости исходя из договора аренды, который должен быть не менее стоимости объекта, определенной независимым органом в порядке, утвержденном Положением.

И вот здесь возникает проблема: организации не имеют возможности получить сведения для исчисления налога к установленному сроку 20 января. Это происходит потому, что оценку объектов, принадлежащих физическим лицам, организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организации по государственной регистрации) представляют местным исполкомам и налоговым органам не позднее 1 марта текущего года.

При отсутствии сведений об оценочной стоимости, произведенной организацией по государственной регистрации, налоговый орган определяет стоимость объектов 2 способами:

1) путем индексации стоимости объектов, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений.

Данные коэффициенты доводят до сведения МНС не позднее 10 февраля текущего года (подп. 3.2.1 п. 3 Положения);

2) исходя из расчетной стоимости 1 кв. м типового здания или сооружения на начало года и общей площади оцениваемого здания либо сооружения, учитывая коэффициенты качества среды и коэффициенты типа населенного пункта.

Однако и в этом случае срок представления сведений о расчетной стоимости 1 кв. м типового здания или сооружения на начало года местными исполкомами в налоговые органы установлен достаточно поздно: не позднее 1 марта текущего года (подп. 3.2.2 п. 3 Положения).

Возникает парадокс: крайние сроки для получения налоговыми органами и соответственно организациями информации, необходимой для исчисления налога на недвижимость, наступают позже срока, установленного НК для представления налоговой декларации. Организации, чтобы успеть уплатить налог вовремя, вынуждены исчислить налог по принципу "примерно так".

В последующем, если стоимость объектов, определенная исходя из оценки, произведенной в порядке согласно Положению, окажется выше стоимости, указанной в договорах аренды, организациям придется вносить соответствующие изменения в налоговую декларацию.

Процесс налогового администрирования, предусмотренный Положением, является довольно трудозатратным, причем за оценку объекта в организации по государственной регистрации еще приходится и платить. В некоторых случаях, когда площадь арендуемых помещений составляет всего несколько квадратных метров, расходы на администрирование налога на недвижимость (подготовка запросов арендодателям, услуги почты, услуги оценщиков, поездки по инстанциям) порой превышают размер уплачиваемого налога.

Более того, начиная с 2011 г. организации при заключении с физическим лицом договоров аренды здания или сооружения (их части), иного их возмездного и безвозмездного пользования в течение 30 дней с даты заключения таких договоров должны представлять в налоговые органы по месту постановки на учет их копии (п. 3 ст. 189 НК).

Если вспомнить историю данного вопроса, то в 2008 г. существовал иной порядок исчисления налога на недвижимость, когда физические лица самостоятельно уплачивали его со стоимости принадлежащих им зданий и строений, переданных в аренду (ст. 1 Закона РБ от 23.12.1991 № 1337-XII "О налоге на недвижимость").

Однако указанный порядок прекратил свое существование с 1 января 2009 г. в связи с выходом Закона РБ от 13.11.2008 № 449-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения".

Учитывая мытарства, которые терпят организации, представляется логичным, чтобы исчисление и уплату налога на недвижимость производили сами физические лица по принадлежащим им зданиям и сооружениям, тем более что сроки уплаты налога для них установлены до 15 ноября текущего года, а к этому сроку налоговые органы будут располагать информацией о стоимости зданий и сооружений (п. 4 ст. 189 НК).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 15 апрель 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Правомерно ли возмещать в иностранной валюте командировочные расходы сверх утвержденных норм?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

Об утверждении перечня первичных учетных документов

10

Комментарий (Формы отдельных первичных учетных документов уже существуют)

11

О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 37

12

Комментарий (Срок использования бланков квитанций КВ-1 и талона 20-ФС продлен до 1 июля 2011 года)

13

О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета лесоматериалов

14

Тарифы и цены

19

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15 апреля 2008 г. № 18

19

Таможенное регулирование

26

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1932

26

Бюджет

27

Об утверждении Инструкции о порядке финансирования в 2011 году ведомственных дошкольных учреждений за счет средств местных бюджетов

27

Ценные бумаги

29

О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 августа 2003 г. № 118

29

Комментарии

31

Предусмотрена статистическая отчетность о затратах на производство продукции (работ, услуг)

31

МНС РБ разъясняет

33

Об экологическом налоге и налоге за добычу (изъятие) природных ресурсов в 2010–2011 го­дах

33

О налогообложении отдельных доходов физических лиц

36

О затратах, учитываемых при налогообложении

36

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

37

Статистическую форму учета перемещения товаров по Российской Федерации оформляем с 1 июня

37

Минстройархитектуры РБ разъясняет

38

О списании материалов

38

Письмо Минстройархитектуры РБ от 28.02.2011 № 04-2-04/584

39

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА         

40

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

42

О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи

42

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

46

НДС: есть вопрос для обсуждения

46

перечень документов, посвященных одному вопросу

47

Правильно сдавайте (берите) имущество в лизинг

47

ВОПРОС – ОТВЕТ

51

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

62

Ужесточения в сфере проведения резидентами авансовых платежей по импорту: некоторые разрешения отменены в 2011 году

62

Ежедневное потребление чая, кофе и других продуктов сотрудниками не должно создавать проблем в учете и налогообложении бухгалтеру организации

64

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

65

Правильно документально оформ­ляйте расходы на ежедневное питание в офисе

67

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

71

Основное средство продали, а отдельные расходы, связанные с его приобретением, продолжаете учитывать – списывайте их на внереализационные или операционные расходы

71

мнения специалистов

73

Налог на недвижимость: с какой даты не надо применять повышающий коэффициент

73

типичные нарушения

75

Неверное формирование затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, приводит к ошибкам в исчислении налога на прибыль

75

советы юриста

79

Приказное производство: плюсы и минусы

79

судебная практика

81

Не уведомили регистрирующий и налоговый органы о своей деятельности – при­дется ответить рублем

81

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Командировка за границу: порядок действий нанимателя и командированного

84

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

87

Взял в аренду здание или помещение у физического лица – будь готов к проблемам при исчислении налога на недвижимость

87

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ       

88

книжная лавка

89

за рубежом

91

Международная практика определения перехода собственности для "товаров в транзите" в процессе торговой сделки для целей отражения в учете

91

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 2 по 8 апреля 2011 года

96