Контрольные мероприятия за осуществлением некоторых финансовых операций в сфере противодействия легализации преступных доходов, в т.ч. осуществляемых лизинговыми и микрофинансовыми организаци

10 March 2017

27 февраля 2017 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» состоялась «Прямая линия», гостьей которой была Лысенок Светлана Александровна, главный специалист управления финансового мониторинга и контроля Нацбанка Республики Беларусь.

Предлагаем вашему вниманию ее ответы на поступившие от читателей вопросы.

По каким операциям лизинговая организация должна направлять специальный формуляр в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля (далее – ДФМ)?

Специальный формуляр регистрации финансовой операции:

– заполняется отдельно по каждой финансовой операции, по однотипным финансовым операциям, под которыми понимаются финансовые операции одного вида, осуществляемые неоднократно в течение анализируемого периода одним лицом либо в отношении одного и того же лица;

– представляется в ДФМ в виде электронного документа.

Справочно: форма специального формуляра регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 (далее – постановление № 367 и специальный формуляр).

Этим же постановлением утверждена Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю (далее – Инструкция № 367).

Заполнение лизинговой организацией специального формуляра производится по условию 4 Справочника условий особого контроля (приложение 3 к Инструкции № 367):

– по заключенным лизинговой организацией договорам (контрактам) купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в лизинг;

– осуществляемым финансовым операциям по передаче имущества в лизинг;

– возврату предмета лизинга;

– договорам (соглашениям) о реализации изъятых предметов лизинга.

Дата осуществления финансовой операции – дата фактической передачи предмета лизинга (подписание акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего факт передачи) (п. 33 Инструкции № 367) |*|.

* Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций

Надо ли указывать предмет лизинга в поле 3.13 специального формуляра регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю?

Надо.

В поле 3.13 специального формуляра «Дополнительная информация» указывается информация по финансовой операции, не предусмотренная составом основных полей, которую лизинговая организация считает существенной для понимания характера операции (п. 41 Инструкции № 367).

Если сумма договора (контракта) купли-продажи и (или) сумма договора финансовой аренды (лизинга) равна или превышает установленные пороговые величины, то при передаче первой партии имущества или предмета лизинга (независимо от их стоимости) по этому договору специальный формуляр заполняется не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания акта приема-передачи с указанием в поле специального формуляра:

3.7. «Сумма цифрами в валюте» – общей суммы договора;

3.13. «Дополнительная информация» – суммы акта приема-передачи и иной информации, существенной для понимания характера операции, особенностей ее проведения, представления специального формуляра. Далее по продолжающимся платежам по данному договору специальные формуляры не заполняются;

3.5. «Дата совершения» – даты акта приема-передачи;

3.9. «Основание совершения» – реквизиты договора и акта приема-передачи.

Вправе ли лизинговая организация назначить ответственным должностным лицом главного бухгалтера организации?

Вправе, но только при соблюдении определенных квалификационных требований.

В организации, осуществляющей финансовые операции, должно быть назначено ответственное должностное лицо. В его обязанности входит:

– организация проведения идентификации и верификации клиентов организации, осуществляющей финансовые операции;

принятие решения о признании финансовой операции подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга;

– получение и обновление перечня организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности (далее – Перечень);

– принятие решения о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции в отношении лиц, причастных к террористической деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

– проверка правильности и полноты заполнения специальных формуляров, а также своевременности их представления в орган финансового мониторинга;

– подписание отправляемых в орган финансового мониторинга специальных формуляров;

– консультирование работников организации, осуществляющей финансовые операции, по вопросам, возникающим при выполнении правил внутреннего контроля, процедур управления рисками, идентификации клиентов и заполнении специальных формуляров;

– организация обучения работников организации, осуществляющей финансовые операции, по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

– проверка не реже 1 раза в год знаний работников организации, осуществляющей финансовые операции, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля |*|.

* Контрольные мероприятия по выявлению подозрительных финансовых операций, которые должны осуществлять лизинговая организация

Выполнение вышеперечисленных функций может возлагаться на одного или нескольких ответственных должностных лиц.

Главное условие – они должны иметь: высшее образование и опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах (организациях) не менее 6 месяцев.

При отсутствии высшего образования такие ответственные должностные лица должны иметь опыт работы по экономической или юридической специальности в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах или организациях не менее 1 года (п. 40 Инструкции № 494*).
__________________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).

Важно! Должностным лицом, ответственным за выполнение правил внутреннего контроля, назначается руководитель организации, осуществляющей финансовые операции, либо его заместитель (п. 6 Инструкции № 494).

Где опубликован Перечень лиц, причастных к террористической деятельности (далее – Перечень)?

Указанный перечень размещен на сайте КГБ в разделе «Контртеррористическая деятельность».

Организации, осуществляющие финансовые операции, не реже одного раза в 3 месяца должны проверять наличие среди своих клиентов лиц, включенных в Перечень.

Где это следует фиксировать?

В журнале учета проверок.

Результаты таких проверок организация должна фиксировать в журнале учета проверок, форму которого она разрабатывает самостоятельно.

При выявлении клиента, включенного в Перечень, организация должна незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня выявления заморозить его средства (п. 27 Инструкции № 494) |**|.

** Комментарий к постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494

В организацию обратился клиент. Предполагаем, что его руководитель относится к публичным должностным лицам.

Где можно ознакомиться со списком таких лиц?

На сайте КГК.

Список публичных должностных лиц утвержден приказом КГК Республики Беларусь от 29.12.2016 № 27 и размещен на официальном сайте КГК по адресу: http://kgk.gov.by/ru/spisok_pdl/.

Тем самым КГК реализовал нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2015 № 379 «О порядке формирования списка лиц, отнесенных к иностранным публичным должностным лицам, должностным лицам публичных международных организаций, лицам, занимающим должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей Республики Беларусь».

Какие действия должна предпринять организация, если руководитель клиента относится к публичным должностным лицам?

Организации обязаны:

– выявлять из числа клиентов и их бенефициарных владельцев иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в определяемый Президентом Республики Беларусь перечень государственных должностей;

– осуществлять мониторинг финансовых операций таких лиц;

– принимать обоснованные и доступные меры по определению источников происхождения средств таких клиентов;

– открывать, заключать договоры с такими клиентами только после получения письменного разрешения руководителя лизинговой или микрофинансовой организации (часть первая ст. 6 Закона № 165-З*).
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Таким образом, на заключение договора с клиентом, руководитель которого относится к публичным должностным лицам, необходимо письменное разрешение руководителя организации.

Какие сведения должна содержать анкета клиента организации, осуществляющей финансовые операции?

Содержание анкеты зависит от присвоенной работе с клиентом степени риска.

Для фиксации данных, полученных при проведении идентификации клиентов, используется анкетирование.

Для каждой группы клиентов (физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица) организация, осуществляющая финансовые операции, разрабатывает анкету клиента, которая является внутренним документом этой организации. Форма анкеты разрабатывается с учетом:

– особенностей деятельности организации, осуществляющей финансовые операции, и вида осуществляемых ею финансовых операций;

– требований ст. 8 Закона № 165-З.

В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска анкета может быть стандартной или расширенной формы.

Анкета стандартной формы заполняется по клиентам, работе с которыми присваивается низкая степень риска, и должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона № 165-З.

Анкета расширенной формы заполняется по клиентам, работе с которыми присваивается высокая степень риска. Она помимо вышеуказанных сведений должна также содержать перечень дополнительных идентификационных данных об организации, а именно:

– номера контактных телефонов, адрес электронной почты (при наличии);

– адрес сайта в Интернете (при наличии);

– размер зарегистрированного уставного фонда;

– количество работников;

– сведения о постоянных контрагентах (при наличии);

– сведения о представителях;

– историю юридического лица, положение на рынке (сведения о реорганизациях, изменениях в характере деятельности);

– информацию о том, являются ли руководители, главный бухгалтер юридического лица и (или) иные уполномоченные должностные лица, которым в установленном порядке предоставлено право действовать от имени юридического лица, учредителями (участниками) других организаций с долей в уставном фонде более 25 % или собственниками других организаций (сведения об этих организациях);

– информацию о том, являются ли учредители (участники) юридических лиц, имеющие долю в уставном фонде более 25 %, собственники или бенефициарные владельцы учредителями (участниками) других организаций с долей в уставном фонде более 25 %, собственниками или руководителями других организаций (сведения об этих организациях);

– сведения о филиалах, представительствах, дочерних организациях (в т.ч. за границей) (при наличии);

– сведения об организациях, способных прямо и (или) косвенно (через иные организации) определять решения данной организации или оказывать влияние на их принятие данной организацией, а также об организациях, на принятие решений которыми данная организация оказывает такое влияние |*|.

* Прямая линия о новациях, произошедших в порядке проведения контрольных мероприятий банков по предотвращению легализации преступных доходов, вступивших в силу с 18 сентября 2016 г.

Должна ли лизинговая организация заполнять специальный формуляр по финансовым операциям с недвижимостью на сумму, превышающую установленные пороговые величины?

Не должна.

Финансовая операция подлежит особому контролю, если:

1) сумма финансовой операции равна или превышает:

2 000 базовых величин – для физических лиц;

20 000 базовых величин – для организаций (индивидуальных предпринимателей);

2) она относится к финансовым операциям с движимым и недвижимым имуществом (абз. 5 части первой ст. 7 Закона № 165-З*).

_________________
* Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 165-З).

Однако в изложенной ситуации лизинговой организации необходимо руководствоваться нормой, предусмотренной частью пятой ст. 9 Закона № 165-З.

Из нее следует, что по гражданско-правовым сделкам с имуществом, сделки с которым и (или) права на которое подлежат государственной регистрации, специальный формуляр заполняется и представляется лицами, осуществляющими государственную регистрацию такого имущества, прав на него и сделок с ним.

Согласно действующему законодательству регистрации подлежит недвижимое имущество, перечень которого определен ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Государственную регистрацию с таким имуществом осуществляют:

– республиканская организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– регистраторы (ст. 5 Закона № 133-З).

Таким образом, даже если у лизинговой организации операция с недвижимостью превышает установленные пороговые величины, обязанность по заполнению специального формуляра возлагается не на лизинговую организацию, а на организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества.

Каков механизм замораживания имущества, переданного лизингополучателю?

Лизинговые организации замораживают средства клиента, если он включен в перечень лиц, причастных к террористической деятельности.

В этом случае организация должна наложить запрет на пользование имуществом, переданным лизингополучателю в качестве предмета лизинга, направив письмо клиенту о запрете на пользование этим имуществом без указания причины замораживания имущества (п. 27 Инструкции № 494*).

_________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).

Организация вправе проинформировать собственника либо владельца средств после получения его письменного обращения.

Вправе ли организация вести журнал учета сообщений по операциям, вызывающим подозрение, в электронном виде?

Вправе.

При выявлении финансовой операции, вызывающей подозрения:

1) работник организации должен составить сообщение в произвольной форме и передать его вместе с необходимыми документами по финансовой операции ответственному должностному лицу организации;

2) ответственное должностное лицо организации должно принять по такой операции решение о признании ее подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга.

Сообщения, по которым принято решения о ненаправлении специального формуляра, регистрируются в журнале учета сообщений. Форма такого журнала определяется организацией, осуществляющей финансовые операции, самостоятельно. Журнал учета сообщений можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 35 Инструкции № 494) |*|.

* Контрольные мероприятия по выявлению подозрительных финансовых операций, которые должна осуществлять лизинговая организация

Организация, осуществляющая финансовые операции, просит организацию-клиента представить сведения о бенефициарном владельце организации.

Должен ли клиент представлять эти сведения и если да, то в каком объеме?

Должен. В объеме, позволяющем однозначно идентифицировать третье лицо.

Организации, осуществляющие финансовые операции, обязаны осуществлять идентификацию участников финансовой операции.

Полученные от клиента данные фиксируются в анкете клиента стандартной или расширенной формы (п. 16 Инструкции № 494).

Отметим, что представление таких данных – обязанность, а не право клиента организации, осуществляющей финансовые операции. Ее невыполнение влечет отказ организации в осуществлении финансовой операции клиента (часть вторая ст. 6 Закона № 165-З).

Анкета стандартной формы должна содержать перечень идентификационных данных, фиксируемых в соответствии со ст. 8 Закона № 165-З, анкета расширенной формы – перечень данных, определенных ст. 8 Закона № 165-З, и перечень дополнительных идентификационных данных согласно приложению 2 к Инструкции № 494.

Рассмотрим сведения, которые должны представляться клиентом – юридическим лицом и содержаться в указанных анкетах (см. таблицу).

При определении объема идентификационных сведений о третьих лицах, указываемых в анкете клиента, организация руководствуется перечнем сведений, установленным для анкеты стандартной формы, с учетом объема идентификационных данных, которыми обладает клиент в отношении третьего лица и которые однозначно его идентифицируют, например:

– для учредителя организации – физического лица: фамилия, имя, отчество; гражданство; дата и место рождения; место жительства (регистрации); реквизиты документа, удостоверяющего личность, либо личный номер;

– для юридического лица: наименование; место нахождения (юридический адрес); учетный номер плательщика (иной идентификационный номер для нерезидентов).

По какой форме необходимо вести журнал учета специальных формуляров?

В журнале регистрируются специальные формуляры, направленные в Департамент финансового мониторинга КГК.

Форма такого журнала законодательством не установлена, поэтому организация может определить ее самостоятельно.

Журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

При этом бумажный носитель должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью организации.

Важно! Журнал учета специальных формуляров должен содержать сведения, предусмотренные п. 102 Инструкции № 367*.

____________________
* Инструкция о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367.

Может ли лизинговая организация в целях ведения внутреннего контроля дополнить новыми критериями перечень критериев подозрительных операций, определенных Инструкцией № 494?

Не может.

Для лизинговых, микрофинансовых организаций, форекс-компаний критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, которые они должны использовать в работе, установлены в пп. 31–33 Инструкции № 494.

Данный перечень является ограничительным |*|.

* Комментарий к постановлению Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup