С 15 января число контролирующих органов, имеющих право применять чек-листы, увеличится (Комментарий к постановлению Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147*)

Чек-лист – это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством и подлежат проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Перечень таких органов утверждает Правительство.

Справочно:  основные правила применения чек-листа определены  Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Комментируемое постановление:

1) утвердило новый перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) чек-лист.

До 15 января действует перечень, утвержденный  постановлением  Совета Министров РБ от  01.04.2010 № 489. Отметим, что постановление  № 489 по сравнению с постановлением № 1147 предусматривает применение чек-листа в очень ограниченных случаях;

2) определило структуру и  содержание формы контрольного списка вопросов (чек-листа), которое  включает:

·        титульный лист, содержащий сведения  о контролирующем (надзорном) органе,  о проверяемом субъекте;

·        перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту;

·        позиции для проставления подписи, инициалов, фамилии, должности проверяющего (руководителя проверки) и представителя проверяемого субъекта, даты подписания указанными лицами контрольного списка вопросов (чек-листа);

·        перечень нормативных правовых актов, в т.ч.  технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предъявлены требования к проверяемому субъекту;

·        пояснения по заполнению контрольного списка вопросов (чек-листа);

3) обязало указанные в перечне контролирующие (надзорные) органы  утвердить формы чек-листов и разместить их на соответствующих сайтах в Интернете до 15 января 2013 г.

Отметим, что комментируемым  постановлением  впервые регламентировано,  как в чек-листе  должен быть изложен перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту.

Так, данный перечень не может носить общий или отсылочный характер. Он должен быть сформирован контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования, предъявляемые к проверяемому субъекту.

Формулировки  таких требований должны исключать возможность их различного толкования и предусматривать однозначные ответы.

Проверяемый субъект должен будет дать один из следующих ответов относительно соблюдения им требований законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов:

«да» – если предъявляемое требование реализовано им в полном объеме;

«нет» – если предъявляемое требование не реализовано или реализовано не в полном объеме;

«не требуется» (если предъявляемое требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) контролю (надзору) применительно к данному проверяемому субъекту).

Необходимо также указать соответствующий количественный показатель, если предъявляемое требование подлежит количественной оценке.

В примечании субъект сможет дать любые пояснения, которые посчитает нужными, в т.ч. о причинах реализации требования законодательства не в полном объеме.

Важно! Использование чек-листа обязательно при проведении плановой проверки, если соответствующий контролирующий (надзорный) орган и (или) сфера контроля (надзора) предусмотрены в утвержденном комментируемым постановлением перечне.  В этом случае чек-лист или его часть заполняется самим проверяющим (руководителем проверки) по тем вопросам, которые подлежат проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

По фактам, отраженным в чек-листе, проверяемая организация вправе по окончании проверки представить свои возражения.

При проведении внеплановой проверки вопрос использования чек-листа решается с учетом мнения проверяющих.

 

*  Постановление  Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489» (далее – постановление № 1147).

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер»,
2,
Глеб Ростоцкий, юрист
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/aktual/gosudarstvennoe-regulirovanie/novatsii-v-primenenii-chek-listov

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.