МИНПРИРОДЫ РБ РАЗЪЯСНЯЕТ: Экологический налог и налог на добычу (изъятие) полезных ископаемых в 2014 году (Комментарий к отдельным статьям гл. 19 и 20 Налогового кодекса, в редакции Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З)


Для плательщиков УСН и единого налога введено ограничение по использованию льготы по экологическому налогу за захоронение отходов производства

С 1 января 2014 г. плательщики налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) и плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не смогут (как ранее) воспользоваться льготой по экологическому налогу за захоронение отходов производства в случаях:

• приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов в целях последующего захоронения;

• совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения.

В отношении отходов, приобретенных указанными способами, данные плательщики должны производить исчисление и уплату экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в общеустановленном порядке.

Данные нормы содержат подп. 3.17 п. 3 ст. 286 и абз. 15 части первой п. 4 ст. 302 Налогового кодекса РБ (далее – НК) (см. пп. 162, 176 ст. 1 Закона РБ от 31.12.2013 № 96-З; далее – Закон).

Справочно: с 1 января 2012 г. данная льгота была отменена для бюджетных организаций (п. 3 ст. 204 НК, в ред. Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З). Поскольку организации, применяющие особые режимы налогообложения, и плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции также имеют право на приобретение в собственность отходов с последующим их захоронением на полигонах, то половинчатое решение, принятое ранее только в отношении бюджетных организаций, разрешилось в 2014 г.

Упрощен порядок уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В целях упрощения порядка уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

  1. предусмотрена уплата налога только за выбросы от стационарных источников, указанных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексном природоохранном разрешении (абз. 2 ст. 206 НК, в ред. Закона), если суммарный объем выбросов по всем группам веществ составляет 3 и более тонны в год (абз. 2 п. 2 ст. 205 НК, в ред. Закона);
  2. установлены 3 ставки налога за выбросы веществ 2–4-го класса опасности (приложение 6 к НК в ред. Закона);
  3. исключен понижающий коэффициент 0,5 к ставкам налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при этом исключены ставки налога за выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности и веществ без установленного класса опасности (подп. 3.1 п. 3 ст. 207 НК, в ред. Закона);
  4. предусмотрено при расчете фактических объемов выбросов для упрощения заполнения налоговой декларации суммирование объемов выбросов по классам опасности веществ (группы веществ), указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без разбивки на отдельные вещества (часть вторая п. 2 ст. 208 НК, в ред. Закона).

При этом сохранится упрощенный порядок уплаты налога за выбросы исходя из ¼ части годового объема выбросов, указанного в разрешении. Уточнение будет производиться по итогам работы за год на основании данных государственной статистической отчетности 1-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и диоксида углерода в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов» и форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды. С учетом установленных сроков представления форм государственной статистической отчетности (25 января) плательщикам предоставлено время для уточнения налоговых деклараций (расчетов) и  изменен срок представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) с 20 января на  20 февраля. Соответствующие изменения внесены Законом в подп. 9.2 п. 9 ст. 208 НК.

Проверку правильности учета фактических выбросов и уплаты налога налоговые органы предлагают производить на основании сверки данных налоговых деклараций и отчетов природопользователей по форме государственной статистической отчетности 1-ос (воздух) для отчитывающихся и форм первичной учетной документации в области охраны окружающей среды для неотчитывающихся.

Расширился перечень плательщиков налога на добычу (изъятие) природных ресурсов

С 1 января 2014 г. перечень налогов, плательщиками которых являются организации, применяющие УСН или уплачивающие единый налог с производителей сельскохозяйственной продукции, дополнен новым налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов. Соответствующие изменения и дополнения внесены в ст. 286 и 302 НК.

Данная новация устранила действовавшую до указанной даты легальную схему уклонения от уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов такими организациями, когда они, не являясь плательщиком указанного налога, разрешали добывать песок, глину, иные общераспространенные полезные ископаемые на своей территории или передавали (отпускали) добытые ими полезные ископаемые (например, осуществляли передачу намытого песка при производстве дноуглубительных работ) или подземные воды организациям, являющимся плательщиками такого налога, без уплаты налога.

Кроме того, НК приведен в соответствие с нормами Кодекса РБ о недрах (в ред. от 03.05.2013). Так, например, из НК исключены нормы, устанавливающие 10-кратное увеличение платежа налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в случае превышения установленных лимитов.

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 6, c. 31

Ирина Комоско, начальник управления природопользования и инновационного развития Минприроды РБ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.