AA

Для учета затрат рекомендуем позаказный метод

Организация может оказывать аналогичные услуги для различных заказчиков. Отдельные затраты (например, стоимость материалов) определяются без труда в разрезе этих договоров. Иные же (например, управленческие расходы, стоимость коммунальных услуг и т.д.) сложно отнести к определенному договору.

Как правильно наладить учет, если организация желает видеть финансовый результат по каждому договору? Автор дает рекомендации.

Ситуация. Услуги выполняются для нескольких заказчиков

Предприятие «А» по договорам с белорусскими организациями оказывает услуги, связанные с разработкой оригинал-макетов рекламных текстов и последующим их размещением в рекламных каталогах. Последние печатаются на полиграфическом предприятии. В дальнейшем работники предприятия «А» распространяют эти каталоги на тематических выставках, проходящих на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Как правильно отразить затраты в разрезе заключенных договоров и определить себестоимость оказанных услуг?

По общему правилу выручка от выполнения работы, оказания услуги признается в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:

– сумма выручки может быть определена;

– организация предполагает получение экономических выгод в результате совершения хозяйственной операции;

– степень готовности или завершенность работы, услуги на отчетную дату может быть определена;

– расходы, которые произведены при выполнении работы, оказании услуги, и расходы, необходимые для завершения работы, услуги, могут быть определены (п. 18 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102; далее – Инструкция № 102).

В рассмотренной ситуации предприятие «А» оказывает различным заказчикам рекламные услуги |*|, которые состоят из изготовления, размещения и распространения информации об объекте рекламирования. Следовательно, выручка от реализации по каждому договору у предприятия «А» признается при выполнении следующих условий:

– изготовлен рекламный макет;

– рекламный макет размещен в каталоге;

– каталог распространен на специализированной выставке.

* Информация о том, как рекламировать товары (работы, услуги) в 2018 г. и не нарушить законодательство

Законодательством не регламентирован порядок учета расходов в организациях, занимающихся рекламной деятельностью. Поэтому такие организации могут учитывать прямые и косвенные затраты, руководствуясь правилами, определенными в учетной политике.

Выбираем метод учета затрат и калькулирования себестоимости

При выборе метода учета затрат и калькулирования фактической себестоимости оказанных рекламных услуг |*| можно воспользоваться:

– Методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утвержденными приказом Минпрома Республики Беларусь от 05.06.2015 № 273 (далее – Методические рекомендации № 273);

Методическими рекомендациями по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости издательской продукции, утвержденными приказом Мининформации Республики Беларусь от 27.07.2011 № 129 (далее – Методические рекомендации № 129).

* Информация об использовании готовой продукции в рекламных целях  

В приведенной ситуации можно применить позаказный метод учета затрат. В этом случае объектом калькулирования являются отдельный заказ, отдельная работа, которая выполняется в соответствии с особыми требованиями заказчика. Заказ проходит через ряд операций в качестве непрерывно определяемой единицы.

Затраты аккумулируются на индивидуальной основе для каждого заказа. Основным учетным документом для этой информации могут служить «Карточка/лист учета затрат на выполнение заказа» или «Калькуляционная карточка», которая заполняется в индивидуальном порядке для всех заказов. Данные такой карточки регулярно корректируются в соответствии с любыми возникающими затратами.

Прямые затраты относятся на каждый заказ непосредственно.

Расходы, которые невозможно отнести конкретно к тому или иному заказу, нужно распределять между ними по выбранному организацией методу, закрепленному в учетной политике (п. 86 Методических рекомендаций № 273), например, пропорционально:

– сумме всех прямых затрат;

– прямым материальным затратам;

– затратам на оплату труда основных производственных рабочих и др.

Аналогичные рекомендации содержатся в п. 43 Методических рекомендаций № 129: учет фактических затрат на выпуск и реализацию издательской продукции организуется по принципу позаказного метода учета затрат на производство.

В нашей ситуации объектом учета затрат и калькулирования является каждый договор с белорусской организацией, связанный с разработкой оригинал-макетов рекламных текстов и последующим их размещением в рекламных каталогах и распространением самих каталогов.

Рекламная деятельность – деятельность организации по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению) (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-3 «О рекламе»; далее – Закон о рекламе).

К отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы применяются правила о договоре возмездного оказания услуг (ст. 29-1 Закона о рекламе).

Формирование затрат по осуществлению рекламной деятельности приведено в таблице.


Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup