AA

Как правильно использовать кассовое оборудование при приеме наличных денег.

Многие НПА содержат отсылочную формулировку следующего содержания: "в порядке, определяемом законодательством".

Статья 22 Налогового кодекса РБ не исключение. Она содержит указание на то, что при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет субъекты хозяйствования (далее – организации) обязаны обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1).

Каким именно законодательством? Такой вопрос, как правило, возникает у любого специалиста, столкнувшегося с данной формулировкой.

Не тратьте свое рабочее время на выяснение этого вопроса. У нас есть готовое решение.

В предлагаемом перечне указаны основные документы, регулирующие порядок использования кассового оборудования при приеме наличных денег.

При приеме "налички" следует использовать КСА, внесенный в Государственный реестр

Постановление Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования", с учетом последних изменений от 21.05.2014 № 489/7 (далее – постановление № 924/16)

Постановлением № 924/16 утверждены:

Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее – Положение № 924/16);

– сроки установки средств контроля на автоматические электронные аппараты, торговые автоматы.

Так, с 1 апреля 2016 г. должны применяться аппараты (автоматы) со встроенным кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов либо со средством контроля налоговых органов;

– сроки установки средств контроля на кассовое оборудование.

Средства контроля должны установить:

– с 1 октября 2015 г. – организации, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью от 650 м2 и более, включающей площадь, предназначенную для обслуживания покупателей, занятую оборудованием для выкладки, демонстрации товаров и проведения денежных расчетов, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей, и использующие кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах, а также осуществляющие торговлю нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающие услуги на автозаправочных станциях;

– с 1 декабря 2015 г. – осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автомобилями-такси;

– с 1 февраля 2016 г. – все остальные организации.

Положение № 924/16

При продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, проведении электронных интерактивных игр наличные деньги и (или) банковские платежные карточки (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предварительной оплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) должны приниматься с использованием:

– кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь;

– платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов.

На каждую единицу кассового оборудования должна быть заведена книга кассира утвержденной формы, которая должна находиться в месте установки кассового оборудования.

Данное правило не действует в отношении кассового оборудования, используемого в своей деятельности банками, индивидуальными предпринимателями – плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, кассового оборудования, встраиваемого в автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, специальных компьютерных систем и кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов.

Важно! Случаи приема "налички" без кассового оборудования определены в п. 31 Положения № 924/16.

Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 14.10.2011 № 74, с учетом последних изменений от 06.10.2014 № 46 (далее – Государственный реестр)

Государственный реестр содержит перечень сведений о моделях (модификациях) КСА, в т.ч. совмещенных с таксометрами, СКС, билетопечатающих машин, разрешенных к использованию на территории республики для приема наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр.

Важно! Модели кассового оборудования считаются включенными в Государственный реестр или исключенными из него со дня принятия решения Госстандарта об их включении в Государственный реестр либо исключении из него.

Информация о таком решении размещается в Интернете на официальном сайте Госстандарта.

Положение о порядке ведения Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2002 № 738, с учетом последних изменений от 01.03.2012 № 199

В Государственный реестр вносятся следующие сведения:

– наименование модели (модификации) кассового оборудования;

– обозначение версии программного обеспечения модели (модификации) кассового оборудования;

– сфера применения модели (модификации) кассового оборудования, указанная в техническом нормативном правовом акте, на соответствие которому проведены экспертиза и испытания кассового оборудования;

– дата принятия решения Госстандарта о включении в Государственный реестр модели (модификации) кассового оборудования и исключении из него модели (модификации) кассового оборудования;

– наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, собственное имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, учетный номер плательщика;

– дата, до которой модель (модификация) кассового оборудования включена в Государственный реестр.

Сведения о моделях (модификациях) кассового оборудования включаются в Государственный реестр с учетом их классификации по группам, установленной в государственных стандартах.

Термины и определения, используемые в Положении № 924/16, следует применять в значениях, определенных соответствующими нормативными документами

Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З, с учетом последних изменений от 13.07.2012 № 416-З

В постановлении № 924/16 и утвержденном им Положении № 924/16 применяется термин "банковская платежная карточка". Его определение содержится в ст. 273 БК.

Так, банковская платежная карточка – это платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством РБ.

Справочно: порядок совершения операций с банковскими платежными карточками утвержден постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.01.2013 № 34 (с учетом последних изменений от 26.12.2013 № 774).

Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь"

Порядок приема наличных денег в сфере торговли и общепита – один из вопросов, регулируемых постановлением № 924/16 и утвержденным им Положением № 924/16.

В связи с этим термины указанных документов приведены в соответствие с названным Законом (вступил в силу 22 июля 2014 г.).

Положение о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 10.04.2008 № 201 "Об электронных интерактивных играх", с учетом последних изменений от 14.03.2013 № 128

Организации при проведении электронной интерактивной игры должны принимать от участников игр для участия в них наличные деньги и (или) банковские платежные карточки с применением СКС.

При этом проведение электронной интерактивной игры – это осуществление мероприятий, включающих прием ставок, заключение договоров с операторами электронной интерактивной игры, розыгрыш выигрышного фонда, обеспечение выплаты выигрышей, а прием ставки – регистрация в СКС прогноза игрока и денежной суммы за участие в электронной интерактивной игре.

Справочно: контроль за проведением электронных интерактивных игр в пределах своей компетенции осуществляют КГК, Минфин, Оперативно-аналитический центр при Президенте, Госстандарт.

Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 10.01.2005 № 9, с учетом последних изменений от 24.09.2012 № 416

Положением определены термины и правила проведения азартных игр. На территории республики разрешены букмекерская игра; игра в карты; игра в кости; игра на игровых автоматах; игра тотализатора; цилиндрическая игра (рулетка).

При их проведении наличные деньги и (или) банковские платежные карточки принимают с использованием специальной компьютерной кассовой системы (далее – СККС).

Контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности осуществляют органы МНС, КГК.

Справочно: игровое оборудование, включенное в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60, и его техническое обслуживание подлежат обязательному подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия РБ.

Ввозимое игровое оборудование подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования", утвержденным решением КТС от 16.08.2011 № 768.

Положение о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2011 № 1762, с учетом последних изменений от 30.09.2013 № 864

СККС, используемая в сфере игорного бизнеса, – это программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях, а также для осуществления кассовых операций по приему денежных средств от физических лиц и выплате денежных средств физическим лицам.

Субъекты СККС – мониторинговый центр, организаторы азартных игр, уполномоченные государственные органы

От редакции:

СККС, в частности, должна обеспечивать:

– непрерывную и сплошную фиксацию в режиме реального времени информации:

о работе игорных заведений, в т.ч. о проводимых азартных играх;

сделанных ставках в азартной игре, в т.ч. о сумме ставки, дате и времени ее приема, событиях и условиях ставки (при проведении букмекерских игр и игр тотализатора);

форме расчетов с участником азартной игры, в т.ч. с использованием наличных денежных средств;

выплате участникам азартной игры денежных средств в игорных заведениях;

иной предусмотренной техническим заданием на разработку программного обеспечения СККС;

– передачу, прием, регистрацию, обработку, учет, накопление и хранение вышеуказанной информации;

– резервное копирование в автоматическом режиме и восстановление информации, сохранение целостности баз данных в случаях плановых и (или) аварийных остановок системы;

– круглосуточное предоставление уполномоченным государственным органам в режиме реального времени полной и достоверной информации о работе игорных заведений, в т.ч. об оборотах денежных средств и выплате выигрышей (возврате несыгравших ставок) участникам азартных игр;

– использование средств контроля и защиты информации СККС в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов;

– ведение в электронном виде журнала учета выплат выигрышей по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 18.02.2011 № 211.

Кассовое оборудование необходимо зарегистрировать в налоговом органе до его применения

Инструкция о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденная постановлением МНС РБ от 05.09.2011 № 44, с учетом последних изменений от 07.02.2014 № 8

В инспекции МНС подлежит регистрации кассовое оборудование, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр, причем:

– до его применения;

– при условии установки на него в порядке, предусмотренном законодательством, средств контроля.

Административное решение о регистрации кассового оборудования оформляется путем проставления на первом листе обложки паспорта (формуляра) на кассовое оборудование отметки о регистрации кассового оборудования, заверяемой подписью начальника (заместителя начальника) инспекции МНС и гербовой печатью инспекции МНС с указанием даты заверения.

Инструкция о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденная постановлением МНС РБ от 02.03.2012 № 9

Установка, обслуживание, снятие средств контроля налоговых органов (далее – СКНО) производятся:

– республиканским унитарным предприятием "Информационно-издательский центр по налогам и сборам";

– на основании возмездных гражданско-правовых договоров, заключаемых между указанным унитарным предприятием и субъектами предпринимательской деятельности (далее – организации), осуществляющими продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов в режиме самообслуживания.

Важно! Организации не вправе вмешиваться в работу СКНО, отключать, снимать его самостоятельно либо воздействовать на СКНО каким-либо иным способом.

Кодекс РБ об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З, с учетом последних изменений от 24.10.2014 № 194-З

Нарушение порядка:

– использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и (или) платежных терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или) терминалов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг – влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 10 до 200 базовых величин (БВ);

– использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование юридическим лицом, осуществляющим производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанного оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, – влечет наложение штрафа на него от 10 до 100 БВ (ст. 12.20).

Справочно: образцы средств контроля, предназначенные для установки на кассовое оборудование, а также Инструкция о порядке использования и учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь кассового оборудования либо его техническое обслуживание и ремонт, средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование, утверждены постановлением МНС РБ от 02.09.2011 № 43.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup