37

Комментарий к письму МНС РБ от 14.05.2011 № 2-2-11/10257

(Налог на недвижимость и налог на землю: рекомендации плательщику)

Наталья Рощина, экономист

МНС РБ направило в налоговые инспекции письмо от 14.05.2011 № 2-2-11/10257 "О налогообложении" (далее – письмо № 2-2-11/10257). В нем министерство разъяснило актуальные вопросы, возникающие при исчислении налога на недвижимость и земельного налога.

В этом письме обращает на себя внимание ответ на первый вопрос: распространяются ли решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога и налога на недвижимость, а также об увеличении размера арендной платы, на субъекты хозяйствования в случае утраты организацией или индивидуальным предпринимателем права пользования отсрочкой и (или) рассрочкой, а также при досрочном погашении сумм налогов, сборов, при истечении срока, на который предоставлялась государственная поддержка, и с какого периода?

В конце этого ответа сделан вывод: в перечисленных в вопросе ситуациях организация (индивидуальный предприниматель) обязана исчислять и уплачивать налог на недвижимость, земельный налог и арендную плату за земельные участки с учетом увеличенных ставок налога на недвижимость, земельного налога, а также увеличенного размера арендной платы за земельные участки, устанавливаемых решениями местных Советов депутатов, начиная с месяца, следующего за месяцем наступления вышеперечисленных обстоятельств.

На этом рассмотрение вопроса заканчивается.

На самом деле с этого все только начинается. Если плательщики попробуют применить данный ответ на практике, то перед ними встанет ряд нерешенных вопросов, а именно:

– как исчислить налог на недвижимость, если право пользования отсрочкой и (или) рассрочкой закончилось в течение квартала?

– в какой срок необходимо представить уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость?

– в какой срок нужно доплатить в бюджет сумму налога на недвижимость?

Налоговый кодекс РБ (далее – НК) и указанное письмо МНС РБ не содержат ответы наданные вопросы.

Постараемся помочь организациям, попавшим в такую непростую ситуацию.

Вопрос 1. Как исчислить налог на недвижимость, если действие отсрочки или рассрочки закончилось в течение квартала?

У организаций не возникает вопросов, если действие отсрочки или рассрочки закончится в последнем месяце любого квартала (в марте, июне, сентябре или декабре). В такой ситуации со следующего квартала необходимо исчислять налог на недвижимость с учетом повышающих коэффициентов, установленных местными Советами депутатов.

А если отсрочка или рассрочка закончились в 1-м или 2-м месяце квартала, то как тогда быть? В данном случае организация должна считать налог на недвижимость за этот квартал 2 раза.

Например, рассрочка закончилась в апреле. Значит, за апрель надо посчитать налог на недвижимость без повышающих коэффициентов, а за май и июнь – с учетом повышающих коэффициентов.

Еще раз повторим, что о механизме исчисления налога в такой ситуации нигде не сказано.

НК запрещает применять акты налогового законодательства по аналогии (п. 7 ст. 3 НК). Но в данной ситуации ничего не остается, как применить правило аналогии.

Похожая ситуация складывается, когда местные Советы депутатов устанавливают повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость в течение квартала. Это рассматривалось в прошлом году в письме МНС РБ от 15.06.2010 № 2-2-11/ 2829 "О разъяснении норм законодательства".

Так, местный Совет депутатов установил повышающий коэффициент 2 к ставкам налога на недвижимость с 1 мая 2010 г. Тогда необходимо было рассчитать коэффициент к сумме налога за II–IV кварталы: (1 × 1 (апрель) + 2 × 8 (май – декабрь)) / 9 = 1,8889.

Применим такой же подход к данной ситуации.

Пример

Организации была предоставлена отсрочка по уплате налога на недвижимость до 2012 г. Организация в связи с улучшением своего финансового положения досрочно погасила задолженность, уплатив в апреле 2011 г. в бюджет всю сумму налога на недвижимость.

Следовательно, с мая 2011 г. организация должна уплачивать налог на недвижимость с учетом повышающих коэффициентов, установленных местным Советом депутатов (письмо № 2-2-11/10257).

Предположим, что остаточная стоимость здания организации на 1 января 2011 г. составляет 8 000 000 тыс. руб. Годовая ставка налога на недвижимость – 1 %.

Допустим, что решением местного Совета депутатов с 1 января 2011 г. установлен повышающий коэффициент к ставке налога на недвижимость 2.
 
Так как в январе 2011 г. организация еще пользовалась отсрочкой по налогу на недвижимость, то налог был исчислен за 2011 г. в налоговой декларации без применения повышающего коэффициента.

Организация не позднее 20 января 2011 г. представила в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2011 г., в которой исчислила годовую сумму налога на недвижимость в размере 80 000 тыс. руб., в т.ч. по срокам уплаты: 22 января – 20 000 тыс. руб.; 22 апреля – 20 000 тыс. руб.; 22 июля – 20 000 тыс. руб. и 22 октября – 20 000 тыс. руб.

В связи с тем что организация потеряла право на отсрочку по уплате налога на недвижимость в апреле 2011 г., рассчитаем усредненный коэффициент к сумме налога за II–IV кварталы 2011 г.: (1 × 1 (апрель) + 2 × 8 (май – декабрь)) / 9 = 1,8889.

Сумма налога на недвижимость за II–IV кварталы 2011 г. с учетом повышающего коэффициента к ставке налога составит 113 334 тыс. руб.(8 000 000 × 0,75 % × 1,8889), в т.ч. по срокам уплаты: 22 апреля – 37 778 тыс. руб.; 22 июля – 37 778 тыс. руб.; 22 октября – 37 778 тыс. руб.

Так как по сроку уплаты 22 апреля 2011 г. было начислено 20 000 тыс. руб., то разницу между вышеуказанной суммой и суммой, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, организации следует доплатить в размере 17 778 тыс. руб. (37 778 тыс. руб. – 20 000 тыс. руб.).

Вопрос 2. В какой срок должны представлять уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость организации:

– которые в течение 2011 г. утратили право пользования отсрочкой и (или) рассрочкой;

– которые в течение 2011 г. досрочно погасили суммы налогов, сборов;

– у которых в течение 2011 г. истек срок, на который предоставлялась государственная поддержка?

С учетом того что разъяснения по этому вопросу в письме № 2-2-11/10257 отсутствуют, обратимся к нормам НК.

В НК порядок пересчета суммы налога на недвижимость в течение года описан в пп. 6–9 ст. 189 НК. Он касается ситуаций, когда имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость, выбытие либо поступление зданий и сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, переход с особого режима налогообложения на общий порядок налогообложения.

В таких ситуациях организации должны внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие события.
 
Других случаев, когда плательщики должны представлять в налоговые инспекции уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость, в гл. 17 НК не установлено.

Таким образом, НК также не содержит ответ на этот вопрос.

Организациям ничего не остается, как еще раз нарушить НК и действовать по аналогии.

Похожая ситуация описана в письме МНС РБот 15.05.2010 № 2-2-11/543 "О применении увеличенных (уменьшенных) ставок налога на недвижимость и земельного налога" (далее – письмо № 2-2-11/543).

В этом письме разъясняется, как действовать плательщикам в связи с выходом Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения" (далее – Указ № 143).

Напомним, что Указом № 143 местным Советам депутатов было предоставлено право в 2010 г. увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога, налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

При этом исчисление и уплата земельного налога и налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производились с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.

 В письме МНС РБ № 2-2-11/543 было разъяснено, что в случае вступления в силу решений местных Советов депутатов, устанавливающих увеличенные (уменьшенные) ставки налога на недвижимость и земельного налога, после принятия Указа № 143, организации должны были представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями не позднее ближайшего срока, предусмотренного для уплаты этих налогов, следующего за датой, установленной абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Указа № 143 (т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу).

Таким образом, действуя по аналогии, получаем, что если право на отсрочку уплаты налога закончилось в апреле 2011 г., то уточненная налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость должна быть представлена в налоговую инспекцию в следующий временной промежуток: начиная с 1 мая и заканчивая 22 июля 2011 г., не позднее.
 
Вопрос 3. В какой срок необходимо доплатить в бюджет сумму налога на недвижимость организациям, которые в течение 2011 г. утратили право пользования отсрочкой и (или) рассрочкой, а также досрочно погасили суммы налогов, сборов или у которых истек срок, на который предоставлялась государственная поддержка?

В письме № 2-2-11/10257 ответ на этот вопрос отсутствует.

Если обратиться за помощью к НК, то можно узнать лишь то, что уплату налога на недвижимость производят организации ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога (п. 11 ст. 189 НК). В НК вообще не сказано, в какой срок организации должны доплачивать налог на недвижимость при представлении уточненных налоговых деклараций.

Если действовать по аналогии, то можно обратиться к уже упомянутому письму № 2-2-11/543.
 
В этом письме сказано, что в случае вступления в силу решений местных Советов депутатов, устанавливающих увеличенные (уменьшенные) ставки налога на недвижимость и земельного налога, после принятия Указа № 143 организации должны при необходимости доплатить возникшие в связи с перерасчетом суммы налога на недвижимость и земельного налога не позднее ближайшего срока, определенного для уплаты этих налогов, следующего за датой, установленной абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Указа № 143, без начисления пени.

Из вышеизложенного следует, что если право на отсрочку уплаты налога закончилось в апреле 2011 г., то налог на недвижимость за II квартал 2011 г. надо доплатить не позднее 22 июля 2011 г.

Однако рекомендуем в таких ситуациях в связи с отсутствием разъяснений МНС РБ представить уточненные налоговые декларации и доплатить налог на недвижимость как можно быстрее, так как организации должны будут доплатить эти налоги с уплатой пени. А размер пени в настоящее время стремительно растет вместе со ставкой рефинансирования Нацбанка РБ.
 
Справочно: несмотря на то что законодательство не предоставило МНС РБ право освобождать плательщиков от уплаты пени, на практике в 2010 г. письмо № 2-2-11/543 освободило организации от уплаты пени. Такое письмо было и в 2011 г. (письмо МНС РБ от 27.01.2011 № 2-2-23/133).

Возможно, МНС РБ издаст новое письмо, в котором разъяснит вопросы, появившиеся после выхода письма № 2-2-11/10257.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 22 июнь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Планируется ли оптимизация экологического налога за захоронение отходов производства?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

Об установлении форм акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акта о передаче не завершенного строительством объекта и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и акта о передаче не завершенного строительством объекта

10

Валютное регулирование

15

О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте

15

Комментарий к постановлению Совмина от 03.06.2011 № 704

15

Комментарий (Списание курсовых разниц можно растянуть во времени)

16

Тарифы и цены

19

О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 495

19

Комментарий (Установлен дополнительный временный контроль за уровнем цен на социально значимые товары)

20

О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней

21

О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 18 августа 2010 г. № 126

23

Банковская деятельность

25

О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь

25

Труд и социальная защита

26

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47

26

Комментарий (Порядок расчета поправочных коэффициентов, применяемых при исчислении среднего заработка, с учетом новых условий оплаты труда)

27

МНС РБ разъясняет

32

Об исчислении налога на прибыль при возникновении разницы между курсами иностранной валюты

32

Об отдельных вопросах налогообложения по земельному налогу и налогу на недвижимость

34

Комментарий к письму МНС РБ от 14.05.2011 № 2-2-11/10257

37

Комментарии

40

Новации в применении первичных учетных документов в 2011 году

40

Будут шире применять расчеты в иностранной валюте

42

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

43

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

44

ВОПРОС – ОТВЕТ

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

НДС при давальческой переработке сырья: изменений не произошло, напомним особенности

50

Упрощенная система налогообложения: заполняем налоговую декларацию в 2011 году

54

Подоходный налог: некоторые особенности при приобретении имущества у физических лиц

60

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Исчисление и уплата налога при упрощенной системе налогообложения организациями

70

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

78

При сокращении штата работников по инициативе нанимателя работнику может быть выплачена компенсация взамен предупреждения об увольнении, которую включают во внереализационные расходы

78

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

80

Учет расчетов по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг, в 2011 году

80

Особенности заполнения раздела I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в 2011 году

83

типичные нарушения

94

Не все выплаты, производимые в пользу работников, являются объектом для начисления страховых взносов

94

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

98

Валютный заем от нерезидента: важно классифицировать валютную операцию

98

статистическая информация

100

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

100

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

105

О рабочем времени в III квартале 2011 года

105

события. подробности

107

Государственная регистрация и ликвидация субъектов хозяйствования: грядут большие перемены

107

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ        

108

события. подробности

108

Правительство определило план мероприятий по стабилизации экономики

108

РЕКЛАМА   

109

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

111

Курсы валют за период с 21 мая по 10 июня 2011 го­да

111