Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий к письму МНС РБ от 14.05.2011 № 2-2-11/10257

(Налог на недвижимость и налог на землю: рекомендации плательщику)

Наталья Рощина, экономист
МНС РБ направило в налоговые инспекции письмо от 14.05.2011 № 2-2-11/10257 "О налогообложении" (далее – письмо № 2-2-11/10257). В нем министерство разъяснило актуальные вопросы, возникающие при исчислении налога на недвижимость и земельного налога.
В этом письме обращает на себя внимание ответ на первый вопрос: распространяются ли решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога и налога на недвижимость, а также об увеличении размера арендной платы, на субъекты хозяйствования в случае утраты организацией или индивидуальным предпринимателем права пользования отсрочкой и (или) рассрочкой, а также при досрочном погашении сумм налогов, сборов, при истечении срока, на который предоставлялась государственная поддержка, и с какого периода?
В конце этого ответа сделан вывод: в перечисленных в вопросе ситуациях организация (индивидуальный предприниматель) обязана исчислять и уплачивать налог на недвижимость, земельный налог и арендную плату за земельные участки с учетом увеличенных ставок налога на недвижимость, земельного налога, а также увеличенного размера арендной платы за земельные участки, устанавливаемых решениями местных Советов депутатов, начиная с месяца, следующего за месяцем наступления вышеперечисленных обстоятельств.
На этом рассмотрение вопроса заканчивается.
На самом деле с этого все только начинается. Если плательщики попробуют применить данный ответ на практике, то перед ними встанет ряд нерешенных вопросов, а именно:
– как исчислить налог на недвижимость, если право пользования отсрочкой и (или) рассрочкой закончилось в течение квартала?
– в какой срок необходимо представить уточненную налоговую декларацию по налогу на недвижимость?
– в какой срок нужно доплатить в бюджет сумму налога на недвижимость?
Налоговый кодекс РБ (далее – НК) и указанное письмо МНС РБ не содержат ответы наданные вопросы.
Постараемся помочь организациям, попавшим в такую непростую ситуацию.
Вопрос 1. Как исчислить налог на недвижимость, если действие отсрочки или рассрочки закончилось в течение квартала?
У организаций не возникает вопросов, если действие отсрочки или рассрочки закончится в последнем месяце любого квартала (в марте, июне, сентябре или декабре). В такой ситуации со следующего квартала необходимо исчислять налог на недвижимость с учетом повышающих коэффициентов, установленных местными Советами депутатов.
А если отсрочка или рассрочка закончились в 1-м или 2-м месяце квартала, то как тогда быть? В данном случае организация должна считать налог на недвижимость за этот квартал 2 раза.
Например, рассрочка закончилась в апреле. Значит, за апрель надо посчитать налог на недвижимость без повышающих коэффициентов, а за май и июнь – с учетом повышающих коэффициентов.
Еще раз повторим, что о механизме исчисления налога в такой ситуации нигде не сказано.
НК запрещает применять акты налогового законодательства по аналогии (п. 7 ст. 3 НК). Но в данной ситуации ничего не остается, как применить правило аналогии.
Похожая ситуация складывается, когда местные Советы депутатов устанавливают повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость в течение квартала. Это рассматривалось в прошлом году в письме МНС РБ от 15.06.2010 № 2-2-11/ 2829 "О разъяснении норм законодательства".
Так, местный Совет депутатов установил повышающий коэффициент 2 к ставкам налога на недвижимость с 1 мая 2010 г. Тогда необходимо было рассчитать коэффициент к сумме налога за II–IV кварталы: (1 × 1 (апрель) + 2 × 8 (май – декабрь)) / 9 = 1,8889.
Применим такой же подход к данной ситуации.
Пример
Организации была предоставлена отсрочка по уплате налога на недвижимость до 2012 г. Организация в связи с улучшением своего финансового положения досрочно погасила задолженность, уплатив в апреле 2011 г. в бюджет всю сумму налога на недвижимость.
Следовательно, с мая 2011 г. организация должна уплачивать налог на недвижимость с учетом повышающих коэффициентов, установленных местным Советом депутатов (письмо № 2-2-11/10257).
Предположим, что остаточная стоимость здания организации на 1 января 2011 г. составляет 8 000 000 тыс. руб. Годовая ставка налога на недвижимость – 1 %.
Допустим, что решением местного Совета депутатов с 1 января 2011 г. установлен повышающий коэффициент к ставке налога на недвижимость 2.
 
Так как в январе 2011 г. организация еще пользовалась отсрочкой по налогу на недвижимость, то налог был исчислен за 2011 г. в налоговой декларации без применения повышающего коэффициента.
Организация не позднее 20 января 2011 г. представила в налоговую инспекцию по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2011 г., в которой исчислила годовую сумму налога на недвижимость в размере 80 000 тыс. руб., в т.ч. по срокам уплаты: 22 января – 20 000 тыс. руб.; 22 апреля – 20 000 тыс. руб.; 22 июля – 20 000 тыс. руб. и 22 октября – 20 000 тыс. руб.
В связи с тем что организация потеряла право на отсрочку по уплате налога на недвижимость в апреле 2011 г., рассчитаем усредненный коэффициент к сумме налога за II–IV кварталы 2011 г.: (1 × 1 (апрель) + 2 × 8 (май – декабрь)) / 9 = 1,8889.
Сумма налога на недвижимость за II–IV кварталы 2011 г. с учетом повышающего коэффициента к ставке налога составит 113 334 тыс. руб.(8 000 000 × 0,75 % × 1,8889), в т.ч. по срокам уплаты: 22 апреля – 37 778 тыс. руб.; 22 июля – 37 778 тыс. руб.; 22 октября – 37 778 тыс. руб.
Так как по сроку уплаты 22 апреля 2011 г. было начислено 20 000 тыс. руб., то разницу между вышеуказанной суммой и суммой, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, организации следует доплатить в размере 17 778 тыс. руб. (37 778 тыс. руб. – 20 000 тыс. руб.).
Вопрос 2. В какой срок должны представлять уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость организации:
– которые в течение 2011 г. утратили право пользования отсрочкой и (или) рассрочкой;
– которые в течение 2011 г. досрочно погасили суммы налогов, сборов;
– у которых в течение 2011 г. истек срок, на который предоставлялась государственная поддержка?
С учетом того что разъяснения по этому вопросу в письме № 2-2-11/10257 отсутствуют, обратимся к нормам НК.
В НК порядок пересчета суммы налога на недвижимость в течение года описан в пп. 6–9 ст. 189 НК. Он касается ситуаций, когда имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость, выбытие либо поступление зданий и сооружений, в т.ч. зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства, переход с особого режима налогообложения на общий порядок налогообложения.
В таких ситуациях организации должны внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие события.
 
Других случаев, когда плательщики должны представлять в налоговые инспекции уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость, в гл. 17 НК не установлено.
Таким образом, НК также не содержит ответ на этот вопрос.
Организациям ничего не остается, как еще раз нарушить НК и действовать по аналогии.
Похожая ситуация описана в письме МНС РБот 15.05.2010 № 2-2-11/543 "О применении увеличенных (уменьшенных) ставок налога на недвижимость и земельного налога" (далее – письмо № 2-2-11/543).
В этом письме разъясняется, как действовать плательщикам в связи с выходом Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143 "Об отдельных вопросах налогообложения" (далее – Указ № 143).
Напомним, что Указом № 143 местным Советам депутатов было предоставлено право в 2010 г. увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки земельного налога, налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.
При этом исчисление и уплата земельного налога и налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производились с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу.
 В письме МНС РБ № 2-2-11/543 было разъяснено, что в случае вступления в силу решений местных Советов депутатов, устанавливающих увеличенные (уменьшенные) ставки налога на недвижимость и земельного налога, после принятия Указа № 143, организации должны были представить налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями не позднее ближайшего срока, предусмотренного для уплаты этих налогов, следующего за датой, установленной абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Указа № 143 (т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу).
Таким образом, действуя по аналогии, получаем, что если право на отсрочку уплаты налога закончилось в апреле 2011 г., то уточненная налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость должна быть представлена в налоговую инспекцию в следующий временной промежуток: начиная с 1 мая и заканчивая 22 июля 2011 г., не позднее.
 
Вопрос 3. В какой срок необходимо доплатить в бюджет сумму налога на недвижимость организациям, которые в течение 2011 г. утратили право пользования отсрочкой и (или) рассрочкой, а также досрочно погасили суммы налогов, сборов или у которых истек срок, на который предоставлялась государственная поддержка?
В письме № 2-2-11/10257 ответ на этот вопрос отсутствует.
Если обратиться за помощью к НК, то можно узнать лишь то, что уплату налога на недвижимость производят организации ежеквартально не позднее 22-го числа первого месяца каждого квартала в размере 1/4 годовой суммы налога (п. 11 ст. 189 НК). В НК вообще не сказано, в какой срок организации должны доплачивать налог на недвижимость при представлении уточненных налоговых деклараций.
Если действовать по аналогии, то можно обратиться к уже упомянутому письму № 2-2-11/543.
 
В этом письме сказано, что в случае вступления в силу решений местных Советов депутатов, устанавливающих увеличенные (уменьшенные) ставки налога на недвижимость и земельного налога, после принятия Указа № 143 организации должны при необходимости доплатить возникшие в связи с перерасчетом суммы налога на недвижимость и земельного налога не позднее ближайшего срока, определенного для уплаты этих налогов, следующего за датой, установленной абз. 2 подп. 2.1 п. 2 Указа № 143, без начисления пени.
Из вышеизложенного следует, что если право на отсрочку уплаты налога закончилось в апреле 2011 г., то налог на недвижимость за II квартал 2011 г. надо доплатить не позднее 22 июля 2011 г.
Однако рекомендуем в таких ситуациях в связи с отсутствием разъяснений МНС РБ представить уточненные налоговые декларации и доплатить налог на недвижимость как можно быстрее, так как организации должны будут доплатить эти налоги с уплатой пени. А размер пени в настоящее время стремительно растет вместе со ставкой рефинансирования Нацбанка РБ.
 
Справочно: несмотря на то что законодательство не предоставило МНС РБ право освобождать плательщиков от уплаты пени, на практике в 2010 г. письмо № 2-2-11/543 освободило организации от уплаты пени. Такое письмо было и в 2011 г. (письмо МНС РБ от 27.01.2011 № 2-2-23/133).
Возможно, МНС РБ издаст новое письмо, в котором разъяснит вопросы, появившиеся после выхода письма № 2-2-11/10257.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.