Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Новации в применении первичных учетных документов в 2011 году

Татьяна Рыбак, заместитель начальника Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита – начальник управления методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РБ, доцент, канд. экон. наук, аудитор, сертифицированный бухгалтер-практик (САР), Диплом по Международной финансовой отчетности (DipIFR)
Утвержден перечень первичных учетных документов, состоящий из 8 форм

С 1 апреля 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114). Им значительно сокращены требования к оформлению и применению форм первичных учетных документов.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. В учетных регистрах недопустимо отражение документально не подтвержденных хозяйственных операций.
Установлены формы 8 первичных учетных документов, включенных в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов" (далее – Перечень) (см. табл. 1).
 
 
Нацбанк РБ дополнительно к формам первичных учетных документов, включенных в Перечень, утверждает формы первичных учетных документов для Нацбанка РБ, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Формы актов о приеме-передаче основных средств и нематериальных активов можно использовать для ввода в эксплуатацию и приема-передачи между организациями
 
Утвержденные постановлением Минфина РБот 22.04.2011 № 23 формы актов о приеме-передаче основных средств и приеме-передаче нематериальных активов можно использовать как для документального оформления ввода в эксплуатацию (начала использования) основных средств и нематериальных активов в организации, так и для приема-передачи основных средств и нематериальных активов между организациями.

Другие применяемые формы документов должны быть утверждены руководителем
 
При составлении других первичных учетных документов, не указанных в Перечне, организациям предоставлено право выбора: применять первичные учетные документы, утвержденные республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином РБ, или использовать самостоятельно разработанные формы этих документов, утвержденные руководителем организации.

Самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов должны быть утверждены приказом руководителя организации. В формах первичных учетных документов, утвержденных руководителем организации, не требуется указывать в верхнем правом углу номера и даты подписания приказа руководителем организации.

Во исполнение подп. 2.2 п. 2 Указа № 114 постановлением Минфина РБ от 27.04.2011 № 25 отменен ряд форм первичных учетных документов (см. табл. 2). При их применении в организации следует утвердить эти формы приказом руководителя.
 
 
Произошли изменения в составе обязательных реквизитов

Установлены обязательные сведения, которые должен содержать любой первичный учетный документ:

– наименование документа, дата его составления;

– наименование организации, фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя;

– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценка в натуральных и стоимостных показателях (или в стоимостных показателях);

– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи (часть первая подп. 1.4 п. 1 Указа № 114).

В сравнении с Законом РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" из обязательных сведений исключены номер первичного учетного документа, место его составления.

Не является административным правонарушением неуказание (недостоверность) в первичных учетных документах иных сведений, не являющихся обязательными (Указ № 114).
 
Административная ответственность может наступать в том случае, если в первичных учетных документах не указаны или указаны недостоверные обязательные сведения, установленные в части первой подп. 1.4 п. 1 Указа № 114.
 
С принятием вышеназванных нормативных правовых актов акцент государственного регулирования бухгалтерского учета постепенно смещается с регламентации процесса оформления первичных учетных документов на усиление требований к содержанию бухгалтерской отчетности.
 
В аналитической правовой системе "Бизнеc-Инфо" в блоке "Формы документов" вы можете найти, заполнить в формате MS Excel и распечатать формы документов, включенных в Перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.